Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Основы функционирования представительных органов публичной власти
1.1.Характеристика законодательной власти как одной из ветвей власти
Разделение власти на законодательную, судебную и исполнительную является одним из величайших достижений человечества .
Это было сделано для решения нескольких основных проблем:
-возможность на основе разделения властей диалектически объединить в единое целое самые несовместимые основные сферы жизни, такие как свобода и право, закон и власть, гражданское общество и государство;
-необходимость иметь наиболее четкое представление о полномочиях, сфере деятельности, основных функциях и ответственности каждого государственного органа, каждого сектора власти;
-необходимость предотвращения установления диктатуры, злоупотребления властью, тоталитаризма и авторитаризма.
Джон Локк считает, что исполнительная и законодательная власть независимы в своей деятельности, но у обеих этих властей есть верховный арбитр - народ, который имеет право призвать любую власть к ответу. Законодательная власть обладает исключительным правом издавать законы, обязательные для всех. Это объясняется тем, что в противном случае правители освободились бы от подчинения закону и получили бы возможность приспосабливать закон к своим частным интересам.
Концепция разделения властей вошла в классическое употребление в трудах Шарля-Луи Монтескье. Он пришел к выводу, что только разделение трех властей между различными государственными органами может обеспечить социальную гармонию, верховенство закона в жизни государства и индивидуальные свободы и права.
Сегодня законодательная власть - это ветвь государственной власти, которая принимает и разрабатывает законы и другие правила, регулирующие общественную жизнь, контролирует и принимает государственный бюджет.
Законодательная власть выступает как возможность и право непосредственно народом и от его имени принимать важные государственные нормативные акты высшей юридической силы и общего характера. Такие нормативные акты регулируют основы социально значимой деятельности и действий государственных учреждений, юридических и физических лиц, государственных органов и государственных организаций.
Законодательная власть рассматривается как выражение национального суверенитета, воли народа и его интересов. Поэтому законы имеют приоритет и высшую юридическую силу перед государственными актами судебных, исполнительных и иных государственных органов. Акты Правительства, Президента и судов не могут противоречить закону. Напротив, они основывают свою деятельность на нормах права и применяют их. Только орган конституционного контроля может признать закон недействительным, не отменяя его юридически, на основании вывода о том, что закон не соответствует Основному закону, то есть Конституции, которая имеет высшую юридическую силу. В некоторых мусульманских странах (например, Пакистан, Иран) законы также могут быть признаны недействительными, если они противоречат Корану .
Законодательная власть несет ответственность за то, насколько эффективно она представляет народ. По этой причине важно учитывать тенденцию к более смешанным формам и размыванию границ классических форм правления, характерную для современной России.
Законодательный орган несет ответственность за то, насколько эффективно интересы общества представлены и проявлены в законах государства. Закон обязателен для всех, поскольку является высшим актом парламента, представляющим интересы всех социальных групп и слоев населения государства.
В современных обществах парламент является субъектом законодательной власти. Парламент является высшим законодательным и представительным органом государства. Именно от работы парламента, его целенаправленной деятельности и эффективности во многом зависит, какие законодательные акты и политические решения принимаются в государстве, какие ценности, идеи, взгляды, идеалы, нормы, принципы, модели поведения и убеждения преобладают. Представительные (законодательные) органы создают объективные условия для решения важнейших задач, стоящих перед человеческим обществом, формируют общественные идеалы и ценности.
Взаимоотношения между исполнительной и законодательной ветвями власти во многом определяются государственным строем и формой правления. При парламентской системе (парламентская монархия или парламентская республика) преобладает законодательная власть и формируется правительство, подотчетное парламенту, при этом роль главы государства не является существенной. В республиках с двойным представительством, абсолютных монархиях и президентских системах лидерство принадлежит главе государства, и правительство часто возглавляет глава государства. Парламент не формирует правительство и не может отстранить его от должности, а министры и главы государств могут быть отстранены от должности только парламентом через процедуру импичмента .
Совершенствование форм взаимодействия исполнительной и законодательной власти привело к появлению смешанных форм правления: республик парламента и президента (Венгрия) и президента и парламента (Франция, Россия). Поэтому важно учитывать, что тенденция к увеличению количества смешанных форм и размыванию границ между классическими формами правления характерна и для современной России.
1.2.Функции и система представительных органов публичной власти в РФ
Рассмотрим основные функции парламента:
-контрольная функция;
-законотворческая функция;
-функция представительства.
В осуществлении этих функций участвуют обе палаты Федерального Собрания РФ, что также свидетельствует о единстве правовой природы законодательных органов РФ. Осуществление функций происходит за счет конкретных полномочий каждой палаты.
Хотя полномочия Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ закреплены в Конституции РФ в виде закрытого перечня, совершенствование конституционных правоотношений пошло по пути увеличения конституционно закрепленных полномочий каждой в отраслевом (специальном) законодательстве.
Согласно Федеральному закону от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре РФ " Совет Федерации РФ освобождает от должности и назначает на должность не только Генерального прокурора России, но и его заместителей. Совет Федерации РФ назначает председателей Верховного Суда РФ и их заместителей. В обоих случаях полномочия Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ нельзя считать неограниченными, полномочия каждого из них определены только законом, что не дает им права решать любой вопрос по своему усмотрению. Следует отметить, что Конституция РФ содержит не закрытый перечень всех полномочий каждой палаты Федерального Собрания РФ, а только те, которые являются исключительными.
Федеральное Собрание РФ предопределено Конституцией РФ в качестве не только представительного органа государственной власти, но и законодательного органа государственной власти.
Представительная функция Федерального Собрания РФ заключается в том, что каждая из его палат представляет:
-народа Федерации через депутатов Государственной Думы РФ (представляющих интересы различных политических сил и групп населения), которые избраны избирателями;
-народы России, проживающие в субъектах РФ, представлены через членов Совета Федерации, которые назначаются (избираются) региональными органами государственной власти.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Бошно С. В. Теория государства и права. Учебник. М: Юстиция. 2018. - С.241.
3. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник. 14-е изд., стер. М: Дашков и К, 2021. 607 с.
4. Кожевников В. В. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. М: Проспект, 2021. 912 с.
5. Кожевников В. В., Коженевский В. Б., Рыбаков В. А. Теория государства и права. Учебник. М: Проспект, 2020. 464 с.
6. Колоткина О. А., Морозова А. С., Ягофарова И. Д. Теория государства и права. М: Проспект, 2020. 536 с.
7. Лазарев В. В. Теория государства и права : учебник для академического бакалавриата / В. В. Лазарев, С. В. Липень. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 521 с.
8. Малько А. В. Теория государства и права. Учебник. М: КноРус, 2020.
9. Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. Том 1. Государство. М: Проспект, 2021. 744 с.
10. Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник для вузов / Л. А. Морозова. - 6-е изд.,перераб.и доп. - М. : Норма:Инфра-М, 2017. - 464с.
11. Никодимов И. Ю., Ущаповская М. О., Мишагин О. А. Теория государства и права. М: Дашков и К, 2021. 274 с.
12. Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова Л. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. М: Проспект, 2021. 568 с.
13. Радько Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. М: Проспект, 2021. 176 с.
14. Семякин М.Н. Юридическая техника в методологии цивилистического правоведения // Российский юридический журнал. 2018. № 3. С.101.
15. Теория государства и права : учебник / И.Л. Честнов. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 233 с.
16. Теория государства и права: учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 496 с.
17. Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 582 с.
18. Хропанюк В. Н. Теория государства и права : учебник для бакалавров / В. Н. Хропанюк ; под ред.В.Г.Стрекозова. - 11-е изд.,стер. - М. : Рипол Классик:Омега-Л, 2017. - 324с.
19. Шагиева Р. В. Теория государства и права. М: Проспект, 2021. 520 с.