Фрагмент для ознакомления
2
1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ ПРАВ ГРАЖДАН
1.1. Понятие административно-правовых гарантий
Прежде всего, необходимо отметить, что права и свободы человека и гражданина, которые объявлены в качестве высшей ценности на сегодняшний день в статье 2 действующей Конституции Российской Федерации, призваны оказывать существенное влияние на деятельность органов государственной власти. При этом, как показывают многочисленные опросы среди граждан российского государства, большинство жителей нашей страны уверены, что их права не соблюдаются.
В связи с этим, выявление различного рода элементов, которые непосредственно обеспечивают реализацию прав граждан, представляется крайне важным в настоящее время. Как правило, в качестве таких элементов системы обеспечения как раз и выступают соответствующие гарантии.
Следует заметить, что административно-правовые гарантии на протяжении на протяжении достаточно длительного отрезка времени выступают в качестве предмета неугасающего интереса со стороны известных исследователей в области права. Так, в частности, этой тематике посвящено достаточно большое количество научных работ, исследователи в области права по-разному подходят к трактовке определения понятия «административно-правовые гарантии».
В связи с этим, при изучении и исследовании специфики административно-правовых гарантий реализации прав граждан в российском государстве изначально следует основываться именно на общетеоретических подходах к гарантиям, а также на отраслевых исследованиях и изучениях в сфере обеспечения прав российских граждан.
Невзирая на тот факт, что юридические гарантии права и свобод российских граждан в качестве самостоятельного элементы их непосредственного административно-правового статуса не признаны, они, в тоже время, выступают в качестве важнейшего элементы юридической системы российского общества.
В любом государстве, в том числе, и в Российской Федерации, невозможно без развернутой системы соответствующих гарантий поддерживать режим охраны законности, а также прав граждан. Если обратиться к научной литературе, то на сегодняшний день среди известных исследователей в области права выделяются различные виды гарантий прав граждан, в частности, прямые и косвенные, общие и специальные, судебные и внесудебные.
В качестве центрального звена реализации прав и свобод граждан российского государства выступают экономические, политические, юридические, а также организационные гарантии. Здесь сразу же стоит отметить, что организационные, политические, а также экономические гарантии, по сути, не выступают в качестве основания для реализации со стороны граждан своих соответствующих прав и свобод.
По большому счету, в качестве гарантий они будут выступать исключительно в тех случаях, когда будут приложены определенные усилия со стороны органов государственной власти и когда обретут соответствующую юридическую форму. В связи с этим, важнейшее место среди существующих гарантий реализации прав граждан в российском государстве занимают именно юридические (правовые) гарантии.
В первую очередь, необходимо дать определение понятия «административно-правовые гарантии». Так, под административно-правовыми гарантиями необходимо понимать определенные средства и способы, которые нашли свое отражение в действующем законодательстве Российской Федерации, призванные обеспечить реализацию, а также защиту прав российских граждан в сфере деятельности исполнительной власти (государственного управления).
К одной из важнейших гарантий относится право граждан российского государство на обращение, которое, выступая в качестве одним из основных начал российского административного права, нашло свое отражение в статье 33 действующей Конституции Российской Федерации, где установлено, что граждане в российском государстве имеют возможность обращаться лично, а также направлять обращения индивидуального и коллективного характера в органы государственной власти, а также органы местного самоуправления.
Вышеуказанное право выступает в качестве главного и важнейшего звена административно-правового статуса российского гражданина, в результате чего выступает в качестве одной из основных важнейших гарантий защиты прав и свобод, которые провозглашены не только действующей Конституцией Российской Федерации, но и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Осуществляя анализ административно-правовых гарантий, необходимо отметить, что между ними, а также государственным управлением и деятельностью органов исполнительной власти существует определенная прямая связь. Так, в частности, государство в лице соответствующих органов государственной власти в обязательном порядке должно принимать соответствующий комплекс определенных мер, которые в полной мере обеспечивают безопасность российских граждан, в том числе, и от посягательств противоправного характера.
На такие органы, а также должностные лица определенными административно-правовыми нормами происходит наложение соответствующих юридических обязанностей по реализации прав и свобод граждан, а также по созданию соответствующих для этого условий.
Как отмечают отдельные исследователи в области права, благодаря административно-правовым гарантиям происходит обеспечение прав российских граждан в любой сфере, что осуществляется с помощью существующего административно-правового механизма - тщательно регламентированной российским правом деятельности органов исполнительной власти.
Именно государство устанавливает компетенцию каждого из органов власти посредством издания соответствующих юридических норм, в результате чего определяя свойственные только им определенные задачи и функции.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // СЗ РФ. 2020. № 57. Ст. 4509.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 01.07.2021 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021 № 2-ФКЗ) // Российская газета. 1994. № 138-139; // Российская газета. 2021. № 39.
Научная и специальная литература
1. Агапов А.П. Административное право России: учебник. - М.: Юрайт, 2021. - 633 с.
2. Алехин А.П. Административное право России: учебник. - М.: Зерцало-М, 2018. - 620 с.
3. Керамова С.Н. Роль внесудебных гарантий в реализации прав граждан в Российской Федерации. // Вестник Дагестанского государственного университета. 2018. № 2. С. 89-96.
4. Мелехин А.В. Административное право России: учебное пособие. - М.: Норма, 2018. - 556 с.
5. Миронов А.Н. Административное право России: учебник. - М.: Форум, 2019. - 529 с.
6. Росинский Б.В. Административное право России: учебник. - М.: Норма, 2020. - 527 с.
7. Сатышев В.Е. Административное право России: учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2021. - 637 с.
8. Стахов А.И. Административное право России: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2021. - 686 с.
9. Черненко И.Н. К вопросу об административно-правовых гарантиях прав и свобод граждан. // Экономика и социум. 2016. № 11. С. 153-158.