Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Обществу всегда требуются творческие и нестандартно мыслящие люди. Они к решению любых проблем подходят не так, как остальные и всегда готовы предложить много разных идей для решения социально-экономических, культурных и др. проблем. Большое значение творческих способностей субъектов для решения психолого-педагогической проблематики в настоящее время обуславливается спецификой современного социального опыта, который должны усвоить последующие поколения.
В системе современного дошкольного образования происходят непрерывные изменения. Усиливается воспитательная и обучающая функции в ДОУ, совершенствуются формы и способы взаимодействия организации и семьи. Задача любой образовательной организации – сформировать творческую и способную личность субъекта. Решение подобных проблем начинается с дошкольного возраста. Наиболее эффективным средством для решения этой проблемы является художественная или изобразительная деятельность детей. Можно с уверенностью сказать, что рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия ребёнка, поскольку связано это с самостоятельной, практической и творческой деятельностью. Занятия изобразительной деятельностью, в том числе, с использованием нетрадиционных техник, способствуют развитию творческих способностей дошкольников, их воображения, наблюдательности, художественного мышления и воображения.
Цель работы: теоретическое и практическое обоснование возможности использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс использования нетрадиционных техник рисования в ДОУ.
Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования в развитии творческого воображения у старших дошкольников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия творческое воображение у дошкольников.
2. Рассмотреть нетрадиционные техники рисования в развитии творческого воображения у старших дошкольников.
3. Описать организационно – педагогические условия использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у старших дошкольников.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение.
Структура работы: введение, одна глава, три параграфа, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Анализ понятия творческое воображение у дошкольников
Под творческим воображением понимают такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. Эти образы и идеи могут представлять определенную ценность и могут воплощаться в конкретные продукты творческой деятельности. Такой тип воображения также называют воссоздающим и связывают его с творческим мышлением и творческими способностями субъекта.
Под воображением понимают способность субъекта создавать новые образы, и преобразовывать их. Психологи говорят о воображении как о высшей психической функции. Они сравнивают его с такими функциями как внимание, память, восприятие, мышление и др. Воображение – это такая способность субъекта, которая необходима для развития у субъекта логического мышления и понимания разных абстракций. Благодаря творческому воображению человек способен проектировать, находить нестандартные решения, фантазировать и др. [19]. Психологи говорят о том, что среди детей нет неспособных. Каждый ребёнок по своему способен и способности каждого человека позволяют ему выполнять, какую – либо продуктивную деятельность. Способность можно рассматривать на основе трёх признаков.
1. Способности являются индивидуально – психологическими. Это зависит от личностных свойств и качеств человека, специфике его памяти, мышления, восприятия и др.
2. Успешность выполнения, какой – либо продуктивной, или творческой деятельности. Каждому педагогу хотелось бы, чтобы дети выполняли какие – либо действия на творческом уровне. Но прежде чем работать творчески, ребёнок должен научиться выполнять репродуктивные и продуктивные действия.
3. Индивидуальность субъекта. От этого зависит быстрота приобретения соответствующих компетенций субъекта.
Способности людей различны. Человек рождается с задатками, которые составляют основу развития способностей. Задатки – это функциональные особенности организма, особенности нервной системы и строения мозга. Своеобразие развития человека обусловливают именно задатки и границы развития тех, или иных способностей ребёнка никогда нельзя предугадать [11].
Ребенок, пребывающий в ДОУ, включается в образовательный процесс и погружается в атмосферу детского сада. ДОУ имеет огромное влияние на личностный рост воспитанников. деятельность каждого ДОУ сегодня регламентируется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
ФГОС ДО регламентирует содержание основных образовательных программ. В основной образовательной программе ДОУ выделено несколько направлений, среди которых важное место отводится социальной коммуникации. Эти направления включают в себя следующие задачи:
-развитие положительного отношения ребёнка к себе;
-становление самостоятельности ребёнка и стремление к познанию;
-развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-развитию эмоционального интеллекта ребёнка;
-формирование уважительного отношения к окружающему миру;
-коммуникативная и социальная компетентность детей [6].
Повышение внимания дошкольного образования к проблемам личностного развития связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы развития личности дошкольника диктуется сложившейся практикой работы ДОУ. В ДОУ актуальна разработка программ и методик современных технологий личностного развития дошкольников. Личностное развитие дошкольника предполагает овладение им умениями адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении. Семья и ДОУ выполняют свои особые функции в жизни ребёнка и не могут исключить или заменить друг друга. Они должны всегда взаимодействовать во благо полноценного развития каждого ребенка.
ДОУ, устанавливая взаимоотношения с семьей, создает условия для наиболее полноценного целенаправленного процесса формирования личности ребенка-дошкольника. Согласно требованиям ФГОС ДО, необходимо активно вовлекать родителей в общую жизнь образовательной организации, на благо ребёнка и его дальнейшей социализации в социуме [24].
Именно педагоги ДОУ создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми. Они поощряют совместные игры детей, организуют их и направляют их совместную деятельность. Педагоги заботятся об эмоциональном благополучии ребенка, поддерживают его, подбадривают и помогают поверить в свои силы. Взрослые уважают и ценят ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков. Личностное развитие дошкольника - это открытая система. Эффективность её развития определяется не только системными качествами, но и условиями среды. Эта среда постоянно изменяется. Детская личность целостна и ее качества и характеристики нельзя формировать частями. При этом, каждый ребенок уникален. Его развитие неотделимо от саморазвития. Развиваясь как личность, ребенок присваивает предметы культуры.
Ученые установили, что не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. К нужному эффекту приводит лишь своеобразное сочетание некоторых способностей, которые характеризуют конкретный род деятельности. Общие способности проявляются либо везде, либо во многих областях знания и деятельности. Специальные способности проявляются в какой-то определённой области [6]. В рамках предметной деятельности образовательных областей выделяют различные направления. Каждое из этих направлений имеет определенные методы реализации. Для выполнения новых действий ребёнку необходимо преодолеть спонтанную активность, овладеть собой и собственным поведением. Ребенку необходимо понять и усвоить смысл всех новых действий. Ему важно видеть результат и чувствовать свою личную умелость. Все эти процессы способствуют развитию чувства самостоятельности и уверенности в себе. Важным процессом в развитии личности дошкольника является развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности. Ребёнок младшего возраста мыслит, прежде всего, действуя руками. Он, таким образом, соотносит форму и размер отдельных предметов, связывает их свойства между собой, учится воспринимать их физические качества и др. на каждом возрастном этапе педагог подбирает для детей соответствующие игры, игрушки, предметы и др. Решение игровых задач требуют от детей не только практических действий, но и больших умственных усилий. При этом, если речь вести про развивающие игры, взрослый не должен показывать ребенку готовый способ действий. Он должен вызвать интерес и поддержать познавательную активность дошкольника. Это, как правило, побуждает ребёнка к самостоятельному экспериментированию с новым предметом.
Между развитием восприятия ребенка и формированием предметных действий существует тесная взаимосвязь. Процесс действий с предметами знакомит ребенка не только со способами их назначения. Он знакомится со свойствами предметов:
-величиной;
-цветом;
-формой;
-массой;
-материалом и др.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Большаков, В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры) [Текст] / В.П. Большаков. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. - 112 с.
2. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально- философских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru (дата обращения: 19.05.2023).
3. Взаимодействия ДОУ и семьи по художественному воспитанию дошкольников. [Электронный ресурс] /https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2018/01/14/vzaimodeystviya-dou-i-semi-po (дата обращения: 19.05.2023).
4. Взаимодействие с родителями, как основа развития творческих способностей детей. [Электронный ресурс] /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения: 19.05.2023).
5. Глебова, Л.С. Художественное творчество ребенка [Текст] / Л.С. Глебова. – М.: Педагогика, 2014. – 75 с.
6. Глебова, С. В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Г. А. Антипова / Воспитатель ДОУ. – ТЦ «Учитель» 2011. – №12. – 88 – 94 с.
7. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб. : Питер, 2013. — 464 с.
8. Дронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
9. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
10. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.
11. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: Учебник / Т.Г. Казакова. – М.: Владос, 2012. – 255 с.
12. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» [Текст] / Н.В. Кондратьева // Концепт. – 2015. - No 9.- С. 18.
13. Копцева, Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях России [Текст] / Т.А. Копцева. – М. : Альтекс, 2006. – 346 с.
14. Козлова А. В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с.
15. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей [Текст] / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
16. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]: Курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М. : Владос, 2010. – 367 с.
17. Лихачев, Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] / Д.Б. Лихачев. - М. : Педагогика, 2002. - 183 с.
18. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» [Текст] / И.А. Лыкова. – М. : ИД «Цветной мир», 2011. – 208 с.
19. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика / И.А. Лыкова.-М., 2009.-175с.
20. Мелик-Пашаев, А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей [Текст]: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / А.А. Мелик-Пашаев. – М. : Феникс, 2009. – 272 с.
21. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания [Текст]: Книга для учителя / Б.М. Неменский – М. : Просвещение, 2005. – 192 с.
22. Развитие художественно творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОУ. [Электронный ресурс] /https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvennotvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-vzaimodeystviya-semi-i-dou (дата обращения: 19.05.2023).
23. Сотрудничество с семьей по художественно-эстетическому воспитанию детей. [Электронный ресурс] /https://www.art-talant.org/publikacii/24684-sotrudnichestvo-s-semyey-po-hudoghestvenno-esteticheskomu-vospitaniyu-detey (дата обращения: 19.05.2023).
24. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика [Текст] : Руководство практического психолога / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. Изд. 2-е, перераб., доп. - М. : Деловая книга, 2001. – 144 с.
25. Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – 82 – 97 с.