Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Демократизация, воплощаемая институтами и механизмами, заимствованными из западного культурного опыта, далеко не всегда приводит к ожидаемому результату. Особенно очевидна нерелевантность внедрения западных институтов в социокультурный организм постсоветских стран, за исключением государств, инкорпорированных в единое европейское политико-правовое поле.
В политической науке стран СНГ сложился консенсус относительно того, что отсутствие явных признаков консолидации демократии в новых независимых государствах не является свидетельством «конца транзитологии», но лишь инициирует когнитивный и практический поиск направлений перехода от авторитаризма к демократии.
В представлении одних ученых, перед современными транзитологами стоит задача на основе преодоления линеарного видения процесса демократизации «разработать новую концептуальную рамку режимных изменений и новую детализированную и дифференцированную типологию современных политических режимов». При этом проблема теоретического осмысления, по мнению сторонников этого подхода, должна смещаться с «атрибутивных характеристик и свойств» («управляемая», «делегативная», «электоральная», «авторитарная») на сам предикат демократии и, собственно, постсоветские политические режимы, концептуализироваться в «недемократической понятийной рамке» «неоавторитаризма».
Другие исследователи, имея в виду динамичность идеи и общественной демократической практики, развивающейся в процессе социальной эволюции, предлагают вместо транзитологии новый когнитивный формат общественной перспективы на основе «постмодерна».
Третьи полагают, что «демократический транзит» как целеполагание социально-политической трансформации, ориентированной на достижение высокого уровня политического участия, является адекватной парадигмой эволюции постсоветских политических режимов, не ограниченной качеством «неоавторитаризма». При этом процесс демократизации видится опосредованным не только целеполаганием, но и культурно-историческим контекстом.
Очевидно, что дальнейший поиск пути политической модернизации постсоветских политических режимов в формате абсолютных универсалий не принесет конструктивных результатов, а лишь обострит «цивилизационный разлом», обозначившийся в современном мировом ландшафте. Кроме того, постсоветская политическая реальность, искусственно конструируемая под лекала, диктуемые демократическим опытом Запада, продуцирует симулякры, не интегрирующие общество и власть и, вследствие этого, сохраняющие высокий потенциал нестабильности.
Сказанное убеждает в актуальности и практической значимости определения адекватных моделей трансформации постсоветских политических режимов.
Цель курсовой работы – изучить особенности становления Российской модели социального государства в условиях постсоветской модернизации.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
1. изучить теоретико-методологические аспекты проблем становления национальных моделей социального государства;
2. проанализировать периодизацию процесса становления и формирования социального государства в России в условиях постсоветской модернизации;
3. раскрыть специфические особенности формирования национальной модели социального государства в постсоветской России.
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения проблем становления национальных моделей социального государства
1.1. Общие понятия и определения социального государства
Социальное государство — характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина, и соответствующие обязанности государства.
Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Конституция РФ провозглашает: «РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства:
а) охранять труд и здоровье людей;
б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда;
в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;
г) развивать систему социальных служб;
д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Сущностью социального типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество».
Основной целью социального государства является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не определенной его части. Такое государство построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности.
Современное социальное государство — это институт, направленный на организацию достойной жизни и развития всего обществ в целом, защиту прав, свобод и интересов всех его граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри страны, так и за ее пределами.
Социальным может стать только уже правовое государство, т.е. такое, в котором механизмы господства права уже достаточно развиты.
Таким образом, анализ представлений о социальном государстве позволяет представить следующую периодизацию его развития:
первый этап (с 70-х гг. ХIХ в. до 30-х гг. ХХ в.) — социалистический;
второй этап (с 30-х гг. ХХ в. до конца 40-х гг.) — правового социального государства;
третий этап (с конца 40-х гг. по 60-е гг. ХХ в.) — государство социальных услуг;
четвертый этап (с конца 50-х гг. до середины 80-х гг.) — государство всеобщего благоденствия;
пятый этап (с начала 80-х гг. по середину 90-х гг.) — деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия;
шестой этап (с середины 90-х гг. ХХ в. по настоящее время) — либеральное социальное государство.
Определения социального государства, формировавшиеся в течение более ста лет, при всей кажущейся разнородности содержат ограниченный набор константных признаков.
Первым константным признаком социального государства является доступность социальной поддержки государства всем членам общества.
Вторая константа определений социального государства фиксирует правовую природу осуществления его социальной политики, право осуществлять государством контроль и регулирование социальных процессов.
В качестве третьего константного признака выступает наличие в социальном государстве бюджетных социальных выплат.
Четвертым инвариантным признаком социального государства можно считать наличие государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости.
Пятая константа связана с признанием ответственности социального государства за уровень благосостояния своих граждан.
Основными принципами социальной политики являются:
обеспечение предоставления гражданам социальных прав, гарантированных Конституцией;
создание условий, обеспечивающих гражданам возможности для повышения их уровня жизни собственными усилиями и средствами;
адресность социальной помощи — предоставление такой помощи гражданам, которые по объективным причинам не имеют достаточного дохода и собственности, способной приносить доход;
согласование интересов социальных групп.
1.2. Базовые модели социального государства
Становление социального государства — это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.
С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:
Демократическая организация государственной власти.
Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства.
Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.
Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.
Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.
Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.
Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.
Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например, Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
Экономическая функция социального обеспечения заключается в:
замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца;
частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств;
оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.
Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.
Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.
Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.
Система социального обеспечения граждан является составной частью общей системы социальной защиты населения. Помимо социального обеспечения, социальная защита включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.
Осуществление конституционного права на социальное обеспечение может быть организовано в разных формах, которые принято разграничивать по признакам:
круг обеспечиваемых;
источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий;
виды обеспечения;
условия и размеры обеспечения;
органы, предоставляющие обеспечение.
С учетом названных признаков в настоящее время выделяются три основные формы социального обеспечения населения:
государственное (обязательное) социальное страхование;
социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета;
государственная социальная помощь.
Современное социальное государство — это этап развит
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Абрамов А.В., Егоров В.Г, Федорченко С.Н. Сравнительная политология постсоветского пространства. М., 2015.
2. Алексеева Т.А. Демократия как идея и процесс. // Вопросы философии. – 1996. – № 6. – С.16-35.
3. Антонович Н.А. Политические трансформации: парадигмы изучения и ключевые исследовательские проблемы // Социология. – 2007. –№ 2. – С. 34-47.
4. Ачкасов В.А. Транзитология – научная теория или идеологический конструкт? // Полис. – 2015. – № 1. – С.30-37.
5. Баранов Н.А. Влияние консервативных тенденций на формирование политической системы России // Обозреватель-Observer. – № 3. – 2016. – С. 6-19.
6. Браун А. Политическое лидерство и политическая власть // Полис. – 2016. – № 1. – С. 104-120.
7. Бурматов В.В. Политическая коммуникация в России: запрос на новый институциональный порядок. Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 33. Август 2012 г.
8. Вайнштейн Г.И. Закономерности и проблемы посткоммунистических трансформаций // Политические институты на рубеже тысячелетий. – Дубна. – 2001. – С. 136-170. 3.21.
9. Вебер А.Б. Социальная справедливость и развитие // Свободная мысль. – 2015. – № 5 (1653). – С. 95-108.
10. Воспроизводство России в XXI веке: диалектика регулируемого развития. К 80-летию выхода в свет книги Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». – М. : Финансовый университет, 2016. – 740 с.
11. Гаджиев В.С. Перспективы демократии в век информационной революции // Власть. – 2014. – № 8. – С. 19-27.
12. Гельман В.Я. Модернизация, институты и «порочный круг» постсоветского неопатримониализма. Препринт М-41/15.– СПб. : Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге. – 2015. – 44 с. Доступ: http://eu.spb.ru/images/М_center/M_41_15.pdf
13. Гельман В.Я. Порочный круг «недостойного правления» // Ведомости – 2016. – № 86 (4075).
14. Голосов Г.В. Демократия в России: инструкция по сборке. СПБ., 2012.
15. Делягин М.Г. Светочи тьмы. Физиология либерального клана. От Гайдара и Березовского до Собчака и Навального. М., 2016.
16. Дискин И.Е., Федоров В.В. Респонсивность современной российской политической системы // Мониторинг общественного мнения. – 2010. – № 6 (100) ноябрь – декабрь. – С. 4-11.
17. О'Донелл Г. Делегативная демократия // Антология. Пределы власти/ http://old.russ.ru/antolog/predely/2-3/dem01.htm
18. Егоров В.Г., Абрамов А.В. Аксиологический контекст политической модернизации россии // Вестник российской нации. – 2014. – № 5. – С. 122-137.
19. Егоров В.Г., Савина О.В. Общая культурно-цивилизационная основа – фактор реинтеграции постсоветского сообщества // Обозреватель-Observer. – 2012. – № 12 (275). – С. 42-52.
20. Егоров В.Г., Абрамов А.В., Федорченко С.Н. Сравнительная политология постсоветского пространства. М, 2015.
21. Елизаров В.П. Элитистская теория демократии и современный российский политический процесс // Полис. – 1999. – № 1. – С. 72-78.
22. Елисеев С.М. Выйти из «бермудского треугольника»: о методологии исследования посткоммунистических трансформаций // Полис. – 2002. – № 6. – С. 71-82.
23. Захаров А.В. Коррупция в условиях системной трансформации на постсоветском пространстве // Проблемы современной экономики. – 2006. –№ 3/4 (19/20). – С. 49-52.
24. Зырянов П.Н. Крестьянская община Европейской России 1907-1914 гг. – М. – 1992. – 256 с. 3.61. Идеи модернизации в политической науке и политической практике // Политическая наука. – 2012. – № 2.
25. Иноземцев В.П. Превентивная демократия: понятие, предпосылки возникновения, шансы для России // Полис. – 2012. – № 6. – С. 78-83.
26. Клямкин И.М. Посткоммунистическая демократия и ее исторические особенности в России // Полис. – 1993. – № 2. – С. 6-25.
27. Косолапов Н.А. Общесистемные интересы вместо национальных // Россия в глобальной политике. – 2016. – № 2. – С. 34-54.
28. Лавров С.В. Историческая перспектива внешней политики России // Россия в глобальной политике. – 2016. – № 2. – С. 8-21. 3.77.
29. Лебедева А.В. Институты гражданского общества в общественных трансформациях: теория и практика посткоммунистических стран // Политэкс. – 2007. – Т. 3. – № 4. – С. 123-135.
30. Макаренко Б., Мельвиль А. Как и почему «зависают» демократические транзиты? Посткоммунистические уроки // Демократия в российском зеркале. М. : Изд-во МГИМО-Университет, 2013. – С. 429-476.
31. Малаканова О.А. Модели демократизации в посткоммунистических странах: сравнительный анализ. М., 2002.
32. Мартьянов В.С. Политический проект модерна. От мироэкономики к мирополитике: стратегия России в глобализирующемся мире. М., 2010.
33. Мачкув Е. Преобразование посткоммунистического тоталитаризма и посткоммунистическая системная трансформация: проблемы, концепция, периодизация // Полис. – 2000 – № 4. – С. 38-59.
34. Мельвиль А.Ю. О траекториях посткоммунистических трансформаций // Полис. – 2004. – № 2. – С. 64-79.
35. Мельвиль А.Ю., Стукал Д.К., Миронюк М.Г. Факторы режимных трансформаций и типы государственной состоятельности в посткоммунистических странах. Высшая школа экономики. Препринт WD14/2011/04Серия WP14. М., 2011.
36. Общее и особенное в политическом развитии России и других стран СНГ. Пути российского посткоммунизма. Очерки / под ред. М. Липмана, А. Рябова. М. : Московский центр Карнеги, 2007.
37. Пастухов В.Б. Перспективы посткоммунистического консерватизма и президентские выборы (конспект ситуации) // Полис. – 1996. – № 2. – С. 75-83.
38. Пляйс Я.А. Политическая модернизация в России. Исторический опыт и современные проблемы // Обозреватель-Observer. – 2002. – № 1. – С. 32-38. 3.112.
39. Пляйс Я.А. Почему России нужна новая элита // Обозреватель-Observer. – 2015. – № 2. – С. 57-67.
40. Субетто А.И. Основания и перспективы восходящего воспроизводства российской цивилизации в XXI веке: стратегический взгляд : Материалы III Международной научной конференции «Воспроизводство России в XXI веке: диалектика регулируемого развития. 3 марта 2016 года в Финансовом университете при правительстве РФ, г. Москва.
41. Суздальцев А.И. Постсоветское пространство: уходящая реальность // Мир вокруг России: 2017 – контуры недалекого будущего//http://www.polit.ru
42. Фисун А.А. К переосмыслению постсоветской политики: неопатримониальная интерпретация // Политическая концептология. – 2010. – № 4. – С. 158-187.
43. Ханалиев Н.У. Политические режимы национальных республик Северо-Кавказского Федерального округа: факторы формирования и системные характеристики : дис. … канд. полит. наук. М., 2015.
44. Харитонова О.Г. Недемократические политические режимы // Политическая наука. – 2012. – № 3. – С. 9-30.
45. Шестопал Е.Б. Ценностные характеристики российского политического процесса и стратегия развития страны // Полис. – 2014. – № 2. – С. 59-68.
46. Штоль В.В. Постсоветские государства: поиски самоидентификации и издержки независимости // Обозреватель-Observer. – 2012. – № 12. – С. 29-41.
47. Эйзенштадт Ш.Н. Парадокс демократических режимов: хрупкость и изменяемость // Полис. – 2002. – № 2, 3.
48. http://news.finance.ua
49. http://www.bbc.com/russian/news
50. http//www.er.ru