Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
Подростковый возраст - подходящий период для развития познавательных процессов. Многие ученые утверждают, что подростковый период играет огромную роль в формировании, развитии и совершенствовании познавательных процессов–восприятия, памяти, мышления, ощущения, воображения, представления, речи, внимания.
Одним из основных изменений является изменение способности к абстрактному мышлению. Подростки начинают мыслить не только конкретными вещами и событиями, но и абстрактными идеями, понятиями и гипотезами. Это способствует развитию критического мышления, а также способности анализировать и синтезировать информацию.
В подростковом возрасте также происходит сильное развитие эмоциональной сферы, что может влиять на познавательные процессы. Эмоциональные переживания могут влиять на способность концентрироваться и запоминать информацию, а также на способность решать задачи.
Подростки начинают проводить больше времени с друзьями и сверстниками, что можно рассматривать как социальное взаимодействие. Это способствует развитию социальных навыков, а также умению работать в группе. Кроме того, социальное окружение подростков также влияет на их мотивацию для обучения.
Важность исследования обусловлена тем, что различные познавательные процессы имеют всевозможные жизненные проявления, которые нужно учитывать при индивидуальном подходе к обучению и воспитанию в системе семейного и школьного образования.
Можно выделить исследования Н.В.Фоменко о кризисе, который
переживается подростками10. Также статью «Психологические особенности подросткового возраста» А.В.Остаповой6. Л. С. Выготский особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте.
Сущность познавательной активности рассматривается в классической психологической литературе с разных точек зрения. Исследования А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, и других показывают, что познавательные процессы выступают не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и являются условием личностных преобразований, способствуют саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяют эффективность учебно-воспитательной деятельности.
Проблема исследования: каковы основные изменения познавательных процессов характерны для подросткового возраста?
Объект исследования: познавательные процессы у подростков.
Предмет исследования: особенности развития познавательных процессов у подростков.
Цель исследования: выявить основные изменения познавательных процессов, характерные для подросткового возраста, также разработать рекомендации по развитию познавательных процессов у подростков
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме познавательных процессов.
2. Охарактеризовать психологические особенности школьников подросткового возраста.
3. Раскрыть особенности познавательных процессов в подростковом возрасте.
4. Организовать и провести исследование познавательных процессов
5. Разработать рекомендации по развитию познавательных процессов у подростка.
Гипотеза исследования: Основным изменением познавательных процессов, характерным для подросткового возраста является произвольность психических процессов
Теоретической основой исследования являются работы таких авторов как: А.В. Лебедев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Н.В. Фоменко.
Методы исследования: при выполнении работы были использованы следующие методы: изучение публикаций по теме исследования, наблюдение и анкетирование, количественная и качественная обработка результатов
Методики исследования: Тест на способности к классификации и анализу (А.А. Карелин), тест Мюнстерберга на восприятие и внимание. Диагностика избирательности внимания, тест на логическое мышление (М. Войнаровский)
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ№34», Старооскольского городского округа, Белгородской области
Выборка: учащиеся школы 5-11 классов. Общее число испытуемых составило 30 человек, возраст от 11 до 18 лет.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения познавательных процессов, подросткового возраста
1.1 Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и личностные новообразования подростков
Д.Б. Эльконин называет подростковым возрастом период 11-17 лет, основываясь на критерии смен ведущих форм деятельности. Но подразделяет его на два этапа: младший подростковый возраст (11-15 лет), когда ведущей деятельностью является общение, и старший подростковый возраст (15-17 лет), когда ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. 17, с.196
Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и личностные новообразования подростков имеют взаимосвязанный характер. Социальная среда играет важную роль в формировании личности подростка, его мировоззрения, ценностных ориентаций, поведенческих стереотипов. Однако личность также оказывает влияние на социальную среду, в которой она находится, создавая свой уникальный микроклимат.
Понятие социальная ситуация развития было введено Л. С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка, то есть особое соотношение внутренних процессов развития, что можно понимать, как содержание сознания ребенка, и внешних условий, что нужно понимать, как особенности общественного сознания. Для подростков данная ситуация играет важную роль, так как в этот период они сталкиваются с новыми требованиями, которые выдвигаются к ним со стороны социума. Л.С.Выготский говорил, что образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития, т. е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми. Социальная ситуация развития в понимании Л. С. Выготского — это «...совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной».4, с.903
Одной из основных характеристик социальной ситуации развития является ее динамичность, что означает, что она постоянно изменяется в зависимости от времени и места. Например, в современном обществе существует огромное количество новых технологий и способов связи, которые значительно повлияли на социальную ситуацию развития подростков.
Ф. Райс выделяет ряд особенностей общественной жизни, оказывающих влияние на жизнь и развитие подростков, среди которых «технологические и социальные изменения в обществе, процесс урбанизации, средства массовой информации, социальная и эмоциональная напряженность в обществе, а также психологическое неблагополучие в семьях подростков».9, с.487
Отечественные психологи имеют разные мнения относительно того, что является ведущей деятельностью для подростков. Одни полагают, что ведущей деятельностью продолжает оставаться учение (Л. И. Божович), другие считают, что ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение (Д. Б. Эльконин) или общественно-полезная деятельность (Д. И. Фельдштейн). Однако А. Г. Асмолов отмечает, что ведущая деятельность зависит от конкретных социальных условий, а подростки выбирают ее под влиянием сверстников и взрослых.14. А. Г. Асмолов пишет, что «личность сама определяет ту деятельность, которая ее определяет, а поэтому нет и не может быть нормативной унифицированной ведущей деятельности подросткового возраста». Ведущая деятельность, по мнению А. Г. Асмолова, не дана подростку, а задана конкретной социальной ситуацией развития, в которой он растет. Большинство психологов согласны с тем, что для психического развития подростка очень важны отношения со сверстниками, поэтому интимно-личностное общение можно считать ведущей деятельностью в этом периоде.14
В подростковом возрасте главной занятостью остается учеба, но важно также быть активным в общественной жизни, особенно в малых группах, в которых подростки могут заявить о себе. Для них важно мнение сверстников чтобы получить признание среди друзей. Основное новообразование этого возраста – чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому.
Также Д.Б. Эльконин и Т.В.Драгунова указывают на то, что одним из главных новообразований этого периода, направляющих развитие личности подростка, является развитие чувства взрослости. 17, с.84 Д.Б. Эльконин называет чувство взрослости «особой формой новообразования подросткового самосознания, через которое подросток сравнивает себя с другими людьми, строит с ними свои отношения и находит образцы для усвоения, перестраивает свою деятельность. Это стержневая особенность личности, выражающая новые жизненные позиции подростка по отношению к себе, людям, к миру».17, с.126
Изучавшая чувство взрослости, Т.В.Драгунова отмечала следующие проявления в развитии взрослости у подростов:
«подражание внешним проявлениям взрослых (стремление походить внешне);
ориентация на качества взрослого» настоящего мужчины»,
«настоящей женщины» (стремление приобрести качества взрослого);
взрослый как образец деятельности (развитие социальной зрелости в условиях сотрудничества, что формирует чувство ответственности, заботы о других людях и др.);
интеллектуальная взрослость (стремление что-то знать и уметь по- настоящему; происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов, поиск новых видов и форм социально значимой деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения современных подростков).»16, с.44
Анализируя особенности проявления «чувства взрослости» у подростков-пятиклассников, Д. Б. Эльконин выделяет две наиболее существенные стороны: становление объективной взрослости, т. е. реальной готовности ребенка к жизни в обществе взрослых, и субъективной взрослости — отношение подростка к самому себе уже как ко взрослому, «его представление или ощущение себя в известной мере взрослым» [17, с. 299].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов А Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. 395 с.
2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект / Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. 392 с.
3. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Полевщикова А.М. Методика преподавания математики в начальных классах. – М., 1976.
4. Бершадский М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. 256 с.
5. Блонский П. П. Память и мышление. - М.: ЛКИ, 2007. 284 с.
6. Божович Д.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Д.И. Божович – М., 1968. 345 с.
7. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. — М.: Смысл, 1998. — 620 с.
8. Вершинин М.А. Технологическое обеспечение формирования логического мышления учащихся в условиях дополнительного образования: Дис. канд. пед. наук / М.А. Вершинин Волгоград, 2001. – 247 с.
9. Выготский Л. С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология. — 1984. 385 с.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский; - СПб.: Союз,1997. 294 с.
12. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. – 328 с.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. 378 с.
14. Выготский Л.С. Педология подросткового возраста // Собрание сочинений, в 6 т. – Т.5. – М.: Педагогика, 1984. 409 с.
15. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский. — СПб., 1997. — 96 с.
16. Гальперин. П.Я. Психология мышления и проблемы методики обучения. М.: Просвещение, 1977. 539 с.
17. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М.Орлова. – М., 2003. – 512 с.
18. Герасимов С.В. Когда учение становится привлекательным / С.В.Герасимов. – М., 2003. 478 с.
19. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения / В.В.Давыдов. – М., 2003. 277 с.
20. Драгунова Т.В. «Психология взросления и зрелости». - Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. - 320 с.
21. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. Избр. психол. труды в 2-хт. Т.1 / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1986. 289 с.
22. Истомина Н.Б., учебное пособие, «Методика обучения математике в начальной школе», 2000. 238 с.
23. Карабанова О. А. Социальная ситуация развития ребенка (структура, динамика, принципы коррекции): дис. д-ра психол. наук. М., 2002
24. Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания / Е. И. Кикоин. – М., 2003. 278 с.
25. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов. – Саратов: Лицей, 2000. 400 с.
26. Леонтьев А.Н. Вступ. статья к 1-му тому сочинений Выготского в 6-ти т., М., 1982.59 с.
27. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С.Мухина. – М., 2007. 455 с.
28. Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2000. 453 с.
29. Обухова Л.В., Детская психология: теории, факты, проблемы., М., 1995. 488 с.
30. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – второе издание, стереотип. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 512 с.
31. Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления. // Вопросы психологии. 1965. 149 с.
32. Психология / Под ред. проф. К. И. Корнилова, проф. А. А. Смирнова., проф. Б. М. Теплова. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Учпедгиз, 1948. 27 с.
33. Радугин М.В. «Организация деятельности подростков». Москва: Просвещение, 2004. 704 с.
34. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей / С.Л. Рубинштейн. – М., 1996. 678 с.
35. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 1998. 220 с.
36. Титченер.Э. Очерки психологии. - СПб., 1998
37. Фоменко Н.В. подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка / Н.В. Фоменко // вестник таганрогского государственного педагогического института. – 2014. – № 2. – 306 с.
38. Эльконин Д.Б., Драгунова, Т.В. «Психическое развитие ребенка младшего школьного возраста.» Москва: Просвещение, 1977. 405 с.
39. Якиманская И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. – М., 2000. 578 с.