Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопросы развития эмоциональной сферы и роли эмоций в мотивации, регуляции поведения ребенка составляет один из важнейших и сложных вопросов психологии и педагогики. Воспитали дошкольных образовательных организаций, а также педагоги дополнительного образования, работающие с детьми дошкольноговозраста сталкивается с задачами развития эмоциональной сферы.
В современной системе основное внимание сосредоточено на развитие интеллектуальных способностей, формирование универсальных учебных действий, умения учиться, усвоение регламентированного федеральными образовательными стандартами определенного объема учебной информации. Меняются подходы и требования, расширяется спектр воспитательных и образовательных задач, но несмотря на обновленные образовательные стандарты и программы, вопросы эмоционального развития детей остаются на в главном фокусе внимания. В результате возрастающей образовательной нагрузки уже с дошкольного возраста, приучению детей без эмоциональному выполнению учебных задач, эмоциональная скупость внутри семьи приводят к тому, что эмоциональная сфера современных детей характеризуется слабоволием, агрессивностью, отсутствием эмоциональной щедрости.
Эмоции являются неотъемлемой частью жизни любого человека и представляют собой социально-психологические характеристики. Они появляются с момента рождения ребенка и развиваются на протяжении всей жизни человека. Состояние эмоциаонльной сферы влияет на внутренней состояние, самоощущение человека, и на внешние реакции, поведение, мотивацию к различным видам деятельности, коммуникативные способности, социальную активность, пищевое поведение и многое другое. Одним словом – эмоции, осознает человек их или нет, они воздействуют на все сферы человеческой жизни и даже могут ими управлять.
Взросление – процесс перехода от бессознательного аффективного реагирования на внешние раздражители к сознательному регулированию своей эмоциональной сферы. Иными словами, когда на внешний раздражитель человек осознает, какую он испытывает эмоцию и может с ней справиться. Дети дошкольного возраста только учатся распознавать эмоции и с трудом могут с ними справляться. Тот опыт и знания, которые дети получат в дошкольном возрасте станет основой для развития их эмоциональной сферы. Если ребенка научат подавлять, игнорировать, не выражать или выражать некорректно свои эмоции, во взрослой жизни это ему принесет множество проблем с коммуникацией с внутренним и внешним мирами. Сейчас многие взрослые люди приходят в психотерапию и вынуждены работать с широким спектром проблем, в базисе которых неумение идентифицировать и управлять своими эмоциями.
Исследования в области психологии и педагогики отмечают дошкольный возраст как наиболее сензитивный в формировании эмоциональной сферы. При этом, как отмечалось выше, образовательные программы для детей дошкольного возраста отдают приоритет развитию когнитивной сферы. К сожалению, многие профессиональные воспитатели не всегда осознают важность развития эмоциональной сферы ребенка и обладают недостаточными уровнем знаний и компетенций. Очень важно познакомить таких педагогических работников с результатами научных исследований в данной области и педагогической практикой коллег, которые специализируются в целенаправленном развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
В связи с этим возникает необходимость изучения основ развития эмоциональной сферы дошкольника и обобщения результатов научной и практической деятельности в области развития эмоциональной сферы детей с раннего возраста.
Исходя из актуальности указанной проблемы, была сформулирована следующая тема исследования: «Особенности развития эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста»
Объект исследования: развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Цель исследования: провести анализ научных публикаций и обобщить результаты научных исследований и практической педагогической деятельности в области развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
В соответствии с целью, объектом и предметом в ходе исследования решались следующие задачи:
– на основе изучения научной, учебной и периодической психолого- педагогической литературы рассмотреть понятия как «эмоции», «чувства», возрастные особенности развития эмоциональной сферы детей;
– выделить способы изучения эмоциональной сферы дошкольника;
- провести практическое исследование эмоциональной сферы детей в возрасте 5-6 лет методом интервью и охарактеризовать полученные эмпирические данные
– рассмотреть педагогическую практику и выделить педагогические приемы и методы, способствующие развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Методы исследования:
теоретические - анализ научной и методической литературы, сравнение, обобщение);
эмпирические - педагогическое наблюдение, интервью.
Теоретическая база исследования:
Теоретической основой написания данной работы являются:
1) научные работы, затрагивающие психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной сферы личности и результаты эмпирических исследований процесса формирования эмоциональной сферы нормотипичных детей дошкольного возраста, такие как: Л.Я. Гальперина [8], А.Р. Лурия [16], Д.Б. Эльконина [29], М. Б.Батюта, Е. А.Семеновой [4], Н. С. Дмитерко [10], Е.А.Дубовской [11], М.И. Лисиной [14], Д. Э.Мосиной [17], И. Г. Цыганковой [21], Р.М. Чумичевой [22], Т. Черноковой [27], Д. С. Шиловой [28] и других.
2) научные работы, характеризующие особенности нарушения эмоциональной сферы, способы диагностики и коррекции эмоционального состояния дошкольника, полученные в практической деятельности в области коррекционной педагогики: И.А. Власовой [6], Т. Киселевой [12], ,А. Д.Клюкиой, Т. В.Слюсарской [13], В.И.Лубовского [15] и других.
3) научные публикации на английском языке, освещающие результаты исследований эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: С. Н.Мтати (C. N.Mtati) , E. Э. Мунник ( Munnik) [31], Ю. Шенол (Y. Şenol), Ф. Б.Шенол (F. B.Şenol), М. С.Яшар (M. C.Yaşar) [32], группы научных исследователей под руководством М. Ваезгасеми (M. Vaezghasemi) [33].
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1 Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
1.1. Понятие об эмоциях и чувствах: анализ психолого-педагогической литературы
Человек испытывает ощущения и переживания в отношении к другим людям, объектам и процессам, действиям, реагирует на внешние раздражители, а также испытывает ощущения в отношении себя самого. Чувства и эмоции – взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности [9].
В психологической литературе эмоциональные состояния определяются как «переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе в определенный момент времени, относительно типичные для данного человека; те состояния, которые регулируются преимущественно эмоциональной сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения; относительно устойчивые переживания» [19, С.115].
Эмоции способствуют социализации, получению жизненного опыта. Они позволяют осмыслить мир вокруг человека и формирует его индивидуальность. Опыт проживания разных эмоций формирует так называемый эмоциональный интеллект. Человек учится распознавать радость, гнев, страх, стыд, удивление, интерес и другие эмоции. Чем больше человек умеет различать эмоций, чем лучше понимает их и владеет разными способами их выражения, тем успешнее он является в социуме и счастливее.
Эмоциональная сфера регулирует поведение человека, его реакции, и является предметом исследований с древнейших времен.
В античной философии эмоции рассматривались как способ интуитивного познания мира, так называемое чувственное познание считалось противоположным рациональному (логическому, умственному).
В настоящее время эмоции рассматриваются как психические процессы или состояния, которые в форме непосредственного внутреннего переживания отражают значимость чего-то для конкретного человека.
Эмоциональная сфера связана с индивидуальными особенностями человека. Индивидуальные особенности определяют скорость реакции на внешние раздражители, ее интенсивность. Эту особенность заметили еще в античности и предложили деление на людей на 4 типа: флегматик, меланхолик, сангвиник и холерик. У всех этих обобщенных типов людей различаются способы и интенсивность выражения чувств и эмоций.
Чувство – процесс оценивания конкретных и определенных возможностей некоего объекта с целью удовлетворения определённой потребности человека.
Вопросы развития эмоциональной сферы рассматривали такие отечественные психологи как: Л.С. Выготский [7], Н.Д. Левитов [19], Р.С. Немов [19], С.Л. Рубинштейн [20], А.А. Реан [19] и другие.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г. № 71847)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 // Интернет-портал «Российской газеты».- Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html - 25.11.2013.
3. Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 (ред. от 06.04.2021) «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
4. Батюта М. Б., Семенова Е. А. Исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста //Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – №. 52-4. – С. 247-254.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с
6. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. ‒ 2-е изд., исп. и доп. – М.: Просвещение, 1973. ‒ 176 с.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]/ под ред. Давыдова В.В. – М.: АСТ - Астрель, 2008. – 672с. – (Психология).
8. Гальперин, Л. Я. Введение в психологию [Текст] / Л. Я. Гальперин. – М.: [Педагогика], 1967. – 150с.
9. Детская практическая психология: Учебник [текст]/ Под. ред Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005. – 225 с.
10. Дмитерко Н. С. Создание психологически комфортной среды как условие развития эмоциональной сферы дошкольников //Современная образовательная среда: теория и практика. – 2023. – С. 48-51.
11. Дубовская, Е.А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.А. Дубровская [и др.] ; под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 185 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс. Модуль.).
12. Киселева Т. и др. Иппотерапия как средство коррекции эмоциональной сферы умственноотсталых дошкольников //Научные исследования: проблемы, пределы и возможности. – 2023. – С. 5-10.
13. Клюкина А. Д., Слюсарская Т. В. Особенности эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития //Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых. – 2023. – С. 218-220.
14. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении – СПб.: Питер, 2009 – 209 с.
15. Лубовский В.И. Современные проблемы диагностики задержки психического развития / В.И. Лубовский // Дефектология. – 2012. – №1. – С. 15–23.
16. Лурия А.Р. Язык и сознание – М.: МГУ, 1979. – 325 с.
17. Мосина Д. Э. Роль игротерапии в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников //Актуальные направления научных исследований: перспективы развития. – 2023. – С. 123-125.
18. Некрасова, И.В. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства [Текст] / И.В. Некрасова // Детский сад. –2015. - № 4 (40). – С. 2-9.
19. Психология человека от рождения до смерти: Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость [Текст] / под ред. А. А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 656 с. 43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [текст] /С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
20. Цыганкова И. Г. Изучение уровня сформированности эмоциональной саморегуляции у детей 6-7 лет //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2023. – №. 1. – С. 212-215.
21. Чумичева Р.М. Восприятие живописи и развитие образной речи [Текст] / Р.М. Чумичева // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 11. - С.44-47.
22. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. – М., 1992 – Режим доступа: http://dist.arhped.ru/sites/default/files/chumicheva_o_zhivopisi.pdf (дата обращения: 3.05.21).
23. Чумичева Р.М. Знакомим с портретной живописью (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 10. – С. 24-28.
24. Чумичева Р.М. Особенности ознакомления старших дошкольников с жанровой живописью // Формирование первоначальных основ социальной активности у детей дошкольного возраста // Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: МГПИ, 1984. – С.137-145.
25. Чумичева Р.М. Формирование личности дошкольника в процессе общения с искусством [Текст] / Р.М. Чумичева // Ребенок в современном мире: Тезисы международной конференции. - СПб., 1993. - Т.1. - С.103.
26. Чернокова Т. Особенности ментальных представлений у детей старшего дошкольного возраста //Психологические исследования. – 2014. – Т. 7. – №. 33.
27. Шилова Д. С. Особенности развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях В ДОУ //Научные исследования молодых учёных. – 2023. – С. 324-326.
28. Эльконин Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей [Текст] / Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. – 1976. – №5. – С. 8–13
29. Biktagirova G. F., Kasimova R. S. Development of emotional sphere of preschool children //International Electronic Journal of Mathematics Education. – 2016. – Т. 11. – №. 4. – С. 799-807. – URL: https://www.iejme.com/article/development-of-emotional-sphere-of-preschool-children
30. Mtati C. N., Munnik E. Instruments measuring emotional-social competence in preschoolers in South Africa: A review study //African Journal of Psychological Assessment. – 2023. – Т. 5. – С. 8. – URL: https://ajopa.org/index.php/ajopa/article/view/111
31. Şenol Y., Şenol F. B., Can Yaşar M. Digital game addiction of preschool children in the Covid-19 pandemic: social emotional development and parental guidance //Current Psychology. – 2023. – С. 1-9. – URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s12144-023-04323-8
32. Vaezghasemi M. et al. Multifaceted determinants of social-emotional problems in preschool children in Sweden: An ecological systems theory approach //SSM-Population Health. – 2023. – Т. 21. – С. 101345. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2352827323000101 -
Результаты эмпирического исследования:
Аlina Pechnikova Эмоции человека: видео // Youtube.com- 2:53 мин. - Режим доступа: https://youtu.be/lSunSqWZZsE - Доступ свободный – Рус. яз