Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время подготовка к выбору профессии весьма значима по той причине, что она выступает в качестве неотъемлемой части всестороннего и гармоничного развития личности человека. В связи с этим ее принято рассматривать в единстве и взаимодействии как с нравственным, трудовым, интеллектуальным, а также эстетическим и физическим совершенствованием личности. Иными словами, именно со всей системой учебно-воспитательного процесса.
Кроме этого, в период ранней юности формируется одно из базовых качеств личности – то есть профессиональное самоопределение. У обучающихся к моменту окончания основной школы должно быть сформировано именно осознанное профессиональное намерение, а также определен путь последующего продолжения образования.
Современные изменения требований к поведению индивидов в период ранней юности в процессе профессионального самоопределения, значимость профессионального самоопределения для ранней юности, – все это в совокупности делает рассмотрение темы «Особенности профессионального самоопределения в ранней юности» актуальным.
Целью данной работы является выявление отличительных особенностей профессионального самоопределения в ранней юности.
Задачами исследования являются:
- рассмотреть понятие профессионального самоопределения;
- раскрыть психологические особенности ранней юности;
- организовать эмпирическое исследование;
- диагностическим путем выявить особенности профессионального самоопределения в период ранней юности;
- разработать практические рекомендации по повышению эффективности профессионального самоопределения в ранней юности.
Объект исследования – профессиональное самоопределение.
Предмет исследования – профессиональное самоопределение в ранней юности.
Гипотеза исследования: в ранней юности у многих юношей и девушек недостаточно сформировано профессиональное самоопределение.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как Е.М. Борисова, Л.С. Выготский, О.Г. Геранина, В.Н. Дружинин, В.И. Журавлев, Е.А. Климов, И.И. Кобзарева, И.С. Кон, Л.П. Крившенко, С.А. Майхуб, П. Мучински, А Овчинников, Е.С. Романова, В.Ф. Сафин и др.
Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ литературы, терминологический анализ, метод сравнения и сопоставления, диагностические методы: анкета «В мире профессий», тест неоконченных предложений, дифференциально-диагностический опросник Е. Климова (тип профессии), педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов; метод логической систематизации полученной информации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и заключения.
Глава 1. Проблема профессионального самоопределения юношей в трудах отечественных и зарубежных исследователей
1.1. Понятие профессионального самоопределения
Профессиональное самоопределение представляет собой не просто выбор профессии либо же альтернативных сценариев своей профессиональной жизни, а это особый творческий процесс развития личности. При этом самоопределение может являться профессионально значимой проблемой, в рамках которой происходит развитие личности либо же возникает внутренний конфликт.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев. – Москва, 2018. – 258 с. – Текст: непосредственный.
2. Борисова, Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект / Е.М. Борисова. – Москва: АСТ, 2015. – 46 с. – Текст: непосредственный.
3. Брюхова, В.М. Школа и семья: от диалога к партнерству // В.М. Брюханов. – Текст: непосредственный // Классный руководитель. – 2007. – № 6. – С.126-131.
4. Возрастная педагогическая психология / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – Москва: Академия, 2017. – 320 с. – Текст: непосредственный.
5. Выбор профессии: мотивы и их реализация. – Москва: Знание, 2006. – 64 с. – Текст: непосредственный.
6. Выготский, Л.С. Избранные собрания / Л.С. Выготский. – Москва, 2014. – 388 с. – Текст: непосредственный.
7. Геранина, О.Г. Профессиональное самоопределение личности / О.Г. Геранина. – Москва: Феникс, 2017. – 208 с. – Текст: непосредственный.
8. Дружинин, В.Н. Психология профессионального самоопределения / В.Н. Дружинин. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 268 с. – Текст: непосредственный.
9. Журавлев, В.И. Организация профессионального самоопределения в школе / В.И. Журавлев. – Москва: Академия, 2016. – 198 с. – Текст: непосредственный.
10. Климов, Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды / Е.А. Климов. – Москва: Изд. МПСИ; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2016. – 456 с. – Текст: непосредственный.
11. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – Москва: Педагогика, 2013. – 534 с. – Текст: непосредственный.
12. Кобзарева, И.И. Профессиональное самоопределение подростка как психолого-педагогическая проблема / И.И. Кобзарева. – Текст: непосредственный // Извести Южн. Федерал. Ун-та технические науки. – 2016. – Вып. 2. – С. 34 – 37.
13. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – Москва: Просвещение, 1999. – 255 с. – Текст: непосредственный.
14. Крившенко, Л.П. Профориентация молодежи / Л.П. Крившенко. – Москва: Проспект, 2016. – 302 с. – Текст: непосредственный.
15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – Москва: АСТ, 2014. – 476 с. – Текст: непосредственный.
16. Майхуб, С.А. Интересы личности в условиях профессионального выбора и профессионализации / С.А. Майхуб. – Минск, 2015. – 167 с. – Текст: непосредственный.
17. Мудрик, А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе / А.В. Мудрик. – Москва: Академия, 2013. – 98 с. – Текст: непосредственный.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология, детство, отрочество / В.М. Мухина. – Москва: «Академия», 2010. – 456 с. – Текст: непосредственный.
19. Мучински, П. Организация деятельности учащихся по профессиональному самоопределению / П. Мучински. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 318 с. – Текст: непосредственный.
20. Овчинников, А. Профессиональное самоопределение – эффективное средство социализации / А Овчинников. – Текст: непосредственный. // Социал. педагогика. – 2009. – № 4. – С. 59-65.
21. Романова, Е.С. Психология профессионального становления личности / Е.С. Романова. – Москва: Академия, 2016. – 232 с. – Текст: непосредственный.
22. Сафин, В.Ф. Психологический аспект самоопределения личности / В.Ф. Сафин, Г.П. Ников. – Текст: непосредственный. // Психологич. журн. – 1994. – Т.5, №4. – С.65-73.
23. Титов, Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б.А. Титов. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 286 с. – Текст: непосредственный.