Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современной правовой России трудно переоценить место и роль мирового правосудия в лице мировых судей, но на самом деле его вполне реально недооценить.
Фактически, мировые судьи судов общей юрисдикции отправляют правосудие по широкому кругу семейных и межличностных правовых споров, эффективно стабилизируя правовую жизнь населения. Их социальная роль в судебной защите прав и законных интересов; определенная категория граждан — социально обездоленные и бедные-в краткосрочной перспективе будет только увеличиваться.
Чтобы мировое правосудие могло сегодня занять достойное и достойное место в системе судов общей юрисдикции, необходимо концептуально обосновать целесообразность его существования в современных условиях.
Что касается гражданского судопроизводства, то речь может идти о разработке наиболее оптимальной процессуальной формы для рассмотрения и разрешение мировыми судьями гражданских дел, подпадающих под их юрисдикцию в соответствии с законом.
Следует отметить, что в настоящее время недостаточно всесторонних и углубленных исследований о роли и особенностях отправления гражданского правосудия мировыми судьями с учетом действующего законодательства компетентность в вопросах гражданского судопроизводства, регулирующих их деятельность в области гражданской юрисдикции, а также опыт, накопленный в современных условиях.
Кроме того, многие процедурные вопросы еще предстоит урегулировать и рассмотреть мировым судьям по конкретным гражданским делам.
Объект исследования- гражданские дела
Предмет исследования – деятельность судьи, помощника судьи, секретаря судебного заседания при рассмотрении гражданских дел
Цель исследования – раскрыть деятельность судьи, помощника судьи, секретаря судебного заседания при рассмотрении гражданских дел»
Задачи исследования:
- раскрыть конституционные основы правосудия при защите прав в порядке гражданского судопроизводства
- изучить деятельность судьи, помощника судьи, секретаря судебного заседания по подготовке к рассмотрению гражданского дела
- раскрыть правовой статус помощника судьи и секретаря судебного заседания
- рассмотреть проблемы процессуального положения отдельных должностей аппаратов районных (городских) судов
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО
1.1. Конституционные основы правосудия при защите прав в порядке гражданского судопроизводства
Деятельность суда по защите субъективных прав и законных интересов граждан и организаций - это правосудие, осуществляемое исключительно судом путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, а также путем применения, при необходимости, принудительные меры, предусмотренные законом. Это проявляется в судебной власти как одной из ветвей государственной власти в России (Статья 10 Конституции Российской Федерации).[10]
Гражданский процесс, как и любой другой вид судопроизводства, характеризуется строгой процессуальной формой, детальной регламентацией процедуры рассмотрения гражданских дел, гарантирующей защиту всех прав и законных интересов граждан, организаций и общества в целом на всех этапах процесса ‑ с момента возбуждения дела в суде первой инстанции до исполнительного производства.
Эта форма представляет собой важную гарантию свободы; человека и, следовательно, требует конституционного закрепления его основ. Статья 123 Конституции Российской Федерации закрепляет ряд основополагающих принципов судопроизводства, которые также являются демократическими гарантиями граждан. Это универсальные принципы, общепризнанные во всем мире, закрепленные в Международном пакте о гражданских и политических правах.
Процессуальные принципы гражданского судопроизводства (далее "принципы") ‑ это фундаментальные правовые идеи, которые пронизывают все процессуальные нормы и институты, определяющие построение гражданского или арбитражного судопроизводства, которое гарантировало бы принятие законных и обоснованных решений. Это основа, обеспечивающая основу всей системы норм гражданского права и арбитражного судопроизводства, которые закреплены, прежде всего, в Конституции Российской Федерации, в федеральных конституционных законах: "О судебной системе в Российской Федерации", "Об арбитражных судах в Российской Федерации"; а также в гражданском и Арбитражном процессуальном кодексах Российской Федерации. Принципы являются центральными понятиями, основополагающими принципами этих законов.
Принципы гражданского судопроизводства выражены как в определенных нормах наиболее общего содержания (в Конституции), так и в ряде процессуальных норм, где существуют гарантии реализации на практике общеправовых положений. Без этих норм принципы превратились бы в призывы, в лозунги.
Анализ действующей Конституции Российской Федерации, Закона "О судебной системе в Российской Федерации", Арбитражного и Гражданско-процессуального кодексов позволяет выделить следующие принципы гражданского судопроизводства:
1.отправление правосудия только судом (ст. 118 Конституции Российской Федерации);
2.независимость судей и их подчинение только закону (статья 120 Конституции Российской Федерации);
3.законность судебных решений;
4.равенство граждан и организаций перед законом и судом;
5.равенство сторон при отправлении правосудия;
6.состязательный характер гражданского судопроизводства;
7.прозрачность и устность гражданского судопроизводства.
Рассмотрим каждый из этих принципов в отдельности более подробно.
1.отправление правосудия осуществляется только судом.
118 Конституции Российской Федерации принцип правосудия осуществляется только судом, Основной закон в части 2 той же статьи гласит, что судебная власть может осуществляться только в рамках конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, но разрешение споров в рамках гражданского судопроизводства не допускается.
Кроме того, законодатель не; не исключает разрешения гражданских споров различными частными арбитражными судами, административными комиссиями и другими квазисудебными органами, созданными сторонами в споре или действующими на постоянной основе.
Но их деятельность нельзя назвать правосудной, поскольку они осуществляются не от имени государства и вне установленных законом процессуальных норм, в то время как Конституция Российской Федерации устанавливает четкое правило: правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (часть 1 статьи 118 Конституции).
Следовательно, только суды, созданные законом на основе Конституции, и народные представители (народные заседатели, присяжные заседатели), которые в случаях, предусмотренных законом, участвуют в отправлении правосудия, имеют право рассматривать дела в порядке, установленном законом.
2.независимость, несменяемость, неприкосновенность судей.
120 ‑ 122 Конституции Российской Федерации гарантируют, что решения, выносимые судом, будут основываться только на нормах права и что правосудие будет максимально законным.[12]
Действующим законодательством Российской Федерации (Закон О статусе судей в Российской Федерации и др.) предусмотрены следующие правовые гарантии независимости судей:
установленный законом порядок отправления правосудия, исключающий любое иностранное влияние на судей;
судебное преследование в судебном порядке за любое вмешательство в отправление правосудия;
освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, № 1, ст. 1.
3.Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 22.12.2017) «Об арбитражных судах в Российской Федерации»
4.Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ (с изм. от 23.06.2018.) «О военных судах в Российской Федерации»
5.Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»
6.Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 -2020 годы»//«Собрание законодательства РФ», 07.01.2019, N 1, ст. 13.
7.Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2022 г. № 1735-р
8.Арутюнова Г.З. Правовые основы построения судебной системы Российской Федерации на современном этапе / Г.З. Арутюнова // Постулат. – 2021. – С. 97-101.
9.Антонов Е.Н. Судебная система РФ / Е.Н. Антонов // Общество и экономика. – 2022. – № 11. – С. 101-105.
10.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов.6-е изд. изм. и доп. / М.В. Баглай – М.: НОРМА, 2020. – 325 с.
11.Бозров В.М. Актуальные проблемы деятельности судов общей юрисдикции Российской Федерации : учебник / коллектив авторов ; под ред. В.М. Бозрова. — Москва : ЮСТИЦИЯ, 2022. — 568 с.
12.Горелов С.С. Судебная система России: проблемы реформирования / С.С. Горелов // Инновационная наука. 2019. № 12-2. С. 154-158.
13.Гумеров А.А. Право и суд в современном мире. Выпуск № 16: Материалы XVI Всероссийской ежегодной научно-практической конференции студентов «Актуальные проблемы юридической науки и судебной практики». – Казань, 2021. – 1020 с.
14.Климов О.Ю. Судебная реформа в России: Проблемы совершенствования процессуального законодательства / О.Ю. Климов. – М.: Городец, 2019. – 452 с.
15.Кузьмин А. Г. Правовые позиции высших судов Российской Федерации как источник российского права//Российская юстиция. -2021. -№ 6. -С. 47-50.