Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Возникновение термина связано с первой выставкой французских художников-единомышленников (под названием «Анонимное кооперативное общество художников…»), прошедшей в парижском ателье Г. Надара в 1874 году. Одна из представленных на ней картин К. Моне («Впечатление. Восход солнца»; написана в Гавре весной 1873 года; ныне - в Музее Мармоттан, Париж) дала повод критику Л. Леруа из журнала «Le Charivari» назвать свою обзорную статью «Выставка импрессионистов». Само слово «впечатление» в значении способа художественного познания действительности встречается и раньше: этим понятием пользовались поэты Ш. Бодлер и П. Верлен, художники К. Коро, Т. Руссо, Ш.Ф. Добиньи (уже в 1860-е годы критика называла его «главой школы впечатлений»), Э. Мане. Участниками выставок импрессионистов (последняя, 8-я состоялась в 1886 году), помимо Моне, были Л.Э. Буден, А. Гийомен, Э. Дега, Г. Кайботт, М. Кэссетт, Б. Моризо, К. Писсарро, О. Ренуар, А. Сислей, а также П. Сезанн, П. Гоген и другие
Условно историю импрессионизма в живописи можно разделить на периоды: подготовки (созревания нового метода) - 1860-е годы.; расцвета и борьбы за новое искусство – 1870-е годы (период «классического импрессионизма»); начинающегося кризиса (1880-е годы); поздний - с 1890-х годов до 1920-х годов. Новации импрессионизма были подготовлены открытиями в области оптики и физиологии зрения, теорией цветовых контрастов М. Шеврёля, изысканиями Э. Делакруа в области дополнительных тонов, пейзажной живописью К. Коро и мастеров барбизонской школы, успехами в области фотографии. Значительную роль сыграли также сближение будущих импрессионистов с Э. Мане (с конца 1860-х годов), оказавшим большое воздействие на молодых художников (не участвуя в выставках импрессионистов, Мане сам отдал дань импрессионистической манере письма), знакомство с английским искусством (У. Тёрнер, Р. Бонингтон, Дж. Констебл) в 1870-1871 годах (во время пребывания в Лондоне К. Моне и К. Писсарро) и «открытие» европейцами японского искусства в середине XIX века. Стремление уловить «мгновенность» состояний атмосферы и естественного освещения можно заметить уже в пейзажном творчестве мастеров так называемого предимпрессионизма (Э. Буден, Я. Йонгкинд, Ф. Базиль), но лишь в рамках импрессионизма эти устремления преобразовались в целостную художественную систему. Наиболее последовательно придерживался этой системы в своём творчестве К. Моне; в работах других европейских (в том числе русских) и американских художников-импрессионистов различные приёмы импрессионизма находили в каждом случае неповторимо-индивидуальную интерпретацию.
Предмет: основы живописи.
Объект: теоретические основы живописи направления «Импрессионизм» в западноевропейском искусстве.
Цели: проанализировать теоретические основы живописи направления «Импрессионизм» в западноевропейском искусстве.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие импрессионизма.
2. Проанализировать историю развития стиля «Импрессионизм».
3. Выделить основные художественные принципы живописи импрессионизма.
4. Проанализировать творчество художников импрессионистов.
5. Провести анализ конкретных работ в стиле «Импрессионизм».
6. Провести анализ программ по МХК на предмет изучения стиля «Импрессионизм». Эта курсовая впоследствии должна будет стать
§1.Теоретические положения художественного направления «Импрессионизм» в искусстве XIX столетия
1.1. Понятие импрессионизма.
Импрессионизм (Impressionism, франц. impression - впечатление) — это направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века. Центральными фигурами этого направления были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей, и вклад каждого из них в его развитие уникален. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаз видит в конкретный момент. [17, с. 283]
Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар - очаровательных женщин и детей. В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. В отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений.
Импрессионисты не стремились к затрагиванию острых социальных проблем, философии или эпатажу в творчестве, сосредотачиваясь только на различных способах выражения впечатления окружающей повседневности. Стремясь "увидеть мгновение" и отразить настроение. [1, с. 175]
Название "Импрессионизм" возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне "Впечатление. Восходящее солнце" (1872 г.; картина в 1985 г. украдена из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола).
Более семи выставок импрессионистов было проведено между 1876 и 1886 г.; по завершении последней только Моне продолжал строго следовать идеалам Импрессионизма. "Импрессионистами" называют также и художников за пределами Франции, писавших под влиянием французского Импрессионизма (например, англичанин Ф.У. Стир).
Импрессионизм (impressionnisme) - стиль живописи, который появился в конце XIX века во Франции и затем распространился по всему миру. Сама идея импрессионизма заключается в его названии: impression — впечатление. Художники, которые устали от традиционных техник живописи академизма, которые, по их мнению, не передавали всю красоту и живость мира, стали использовать совершенно новые техники и методы изображения, которые должны были в наиболее доступной форме выразить не "фотографический" вид, а именно впечатление от увиденного. В своей картине художник-импрессионист при помощи характера мазков и цветовой палитры пытается передать атмосферу, тепло или холод, сильный ветер или умиротворённую тишину, туманное дождливое утро или яркий солнечный полдень, а также свои личные переживания от увиденного. [16, с. 251]
Импрессионизм - это мир чувств, эмоций и мимолётных впечатлений. Здесь ценится не внешняя реалистичность или натуральность, а именно реалистичность выраженных ощущений, внутренне состояние картины, её атмосфера, глубина. Изначально данный стиль подвергся сильной критике. Первые картины импрессионистов были выставлены в парижском "Салоне Отверженных", где выставлялись работы художников, отвергнутых официальным Парижским салоном искусств. Впервые термин "импрессионизм" использовал критик Луи Леруа, который написал пренебрежительный отзыв в журнале «Le Charivari» о выставке художников. В качестве основы для термина он взял картину Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Всех художников он обозвал импрессионистами, что можно примерно перевести, как "впечатленцы". Первое время картины действительно подвергались критике, однако вскоре в салон стало приходить всё больше и больше поклонников нового направления в искусстве, а сам жанр из отверженного превратился в признанный. [30, с. 235]
Стоит отметить, что художники конца XIX века во Франции придумали новую стилистику не на пустом месте. За основу они взяли техники живописцев прошлого, в том числе художников Эпохи Возрождения. Такие живописцы, как Эль Греко, Веласкес, Гойя, Рубенс, Тёрнер и другие задолго до возникновения импрессионизма пытались передавать настроение картины, живость природы, особую выразительность погоды при помощи различных промежуточных тонов, ярких или наоборот тусклых мазков, которые были похожи на абстрактные вещи. В своих картинах они использовали это вполне умеренно, поэтому необычная техника не бросалась в глаза зрителю. Импрессионисты же решили взять эти методы изображения в качестве основы для своих произведений.
Ещё одной специфической особенностью
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Андреев Л.А. Импрессионизм: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.А. Андреев. - М., 1998.- 284 с.
2. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур: учебное пособие. / А.А. Белик. - М.: РГГУ,1999. - 241 с.
3. Вальцель О. Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии (1890–1920). П., 1922;
4. Введение в культурологию: учебное пособие для вузов / под ред. Е.В. Попова. - М., 1999. - 258 с.
5. Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие / П.С. Гуревич - М.: Знание, 2004.- 356 с.
6. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: учебное пособие для студентов вузов / Н.А. Дмитриева - М., 2001. - 656 с.
7. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: учебное пособие./ Т.В. Ильина- М., 1999. - 547 с.
8. Импрессионисты, их современники, их соратники. Живопись, графика, литература, музыка. М., 1976;
9. Культурология: учебное пособие / Столяров Д.Ю., Кортунов В.В., отв. ред. Столяров Д.Ю. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2003 - 327 с.
10. Малюга Ю.Я. Культурология: учебное пособие. / Ю.Я. Малюга -М.: ИНФРА-М, 1998. - 211 с.
11. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: учебное пособие Э.С. Маркарян. - М.,2003. - 174 с.
12. Никозия Ф. Моне. Харьков. / Никозия Ф. М. . - М.: Издательство «клуб Семейного досуга», 2011. - с.149.
13. Соколов Э.В. Культурология: учебник / Э.В. Соколов. - М.,2005.- 200с.
14. Хрестоматия по культурологии: учебное пособие / составители: Лалетин Д.А., Пархоменко И.Т., Радугин А.А., отв. редактор Радугин А.А.- М.: Центр, 2004. - 524 с.
15. Швейцер Альберт. Культура и этика: учебное пособие / перевод с нем. Н.А. Захарченко, Г.В. Колшанского, общ. ред. проф. В.А. Карпушина. - М.: Издательство «Прогресс», 1973. - 457 с.
16. Impressionism in perspective / Ed. B. White. Englewood Cliffs, 1978;
17. Monneret S. L’Impressionnisme et son époque: Dictionnaire international. P., 1978–1981. Vol. 1–4;
18. Kelder D. Le grand livre de l’impressionnisme français. P., 1981;
19. Herbert R. Impressionism: art, leisure, and Parisian society. L., 1988;
20. Denvir B. The Thames and Hudson encyclopedia of impressionism. L., 1990;
21. World impressionism: the international movement, 1860–1920. 2nd ed. N. Y., 1994;
22. Sérullaz M. L’Impressionnisme. 4 éd. P., 1994