Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
1. Теория капитализации 6
1.1. Этапы проведения оценочных мероприятий 6
1.2. Рыночная стоимость предприятия, как сумма текущих стоимостей в прогнозный и постпрогнозный периоды 11
1.3. Основные этапы расчета рыночной стоимости бизнеса в рамках метода ДДП 14
2. Методы определения ставки капитализации 15
2.1 Понятие собственного и инвестированного капитала 15
2.2. Виды и модели денежного потока 16
2.3. Прогнозирование будущих доходов 17
2.4.Определение и выбор модели денежного потока 18
2.5. Выбор длительности прогнозного периода 19
2.6. Анализ темпов изменения денежного потока 19
2.7. Прогнозирование эффективности деятельности предприятия 20
2.8. Дисконтирование. Ставка дисконтирования: понятие и определение 21
2.9. Экономическое содержание безрисковой ставки доходности. Оценка риска 22
2.10. Модели расчета ставки дисконтирования: модель средневзвешенной стоимости капитала, кумулятивного построения, оценки капитальных активов, факторные модели 23
Заключение 28
Список литературы 29
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Доходный подход базируется на следующем предположении: потенциальный инвестор не заплатит за такой бизнес сумму, больше, чем текущая стоимость будущих доходов от такого бизнеса. Считается, что собственник не продаст бизнес по заниженной цене. В связи с этим, стороны договорятся о рыночной цене, которая равна текущей стоимости будущих доходов.
Данный подход отвечает главной оценочной предпосылке, так как предполагаемого инвестора вначале вызывают интерес будущие доходы на вложенный капитал. При установлении инвестиционной стоимости предприятия учитывается только та часть капитала, которая будет приносить доход в последующем. Важно для инвестора, когда собственник получает доходы какой риск из этого следует.
Данный подход к оценке более подходящий с точки зрения инвестиционных мотивов: инвестор, который вкладывает финансовые ресурсы в существующее предприятие, покупает не набор активов, состоящий из зданий, сооружений, машин, оборудования, нематериальных ценностей и пр., а поток будущих доходов, позволяющий ему окупить вложенные средства, получить прибыль и повысить свое благосостояние.
В рамках доходного подхода следует отметить два базовых метода (или две группы методов): капитализации и дисконтирования. Содержание этих методов составляет прогнозирование будущих доходов предприятия, их преобразование в показатель текущей стоимости. Ключевое различие методов состоит в капитализации, так как берется доход за один временный период (годовой), который преобразуется в показатель текущей стоимости посредством простого деления на ставку капитализации. При дисконтировании видится прогноз будущих доходов на несколько лет, потом каждый из них приводится к текущей стоимости по формуле сложного процента, что предоставляет наиболее обоснованную оценку стоимости предприятия.
Определение стоимости бизнеса – это одна из возможностей объективной оценки его функционирования. При расчетах анализируются финансовый, технологический и организационный аспекты деятельности и перспективы дальнейшего развития. Оценочные работы включают определение стоимости всех активов организации, недвижимого и движимого имущества, складских запасов, нематериальных активов и финансовых вложений. Также учитываются будущие, настоящие и прошлые доходы предприятия, перспективы его развития, уровень конкуренции на рынке.
Оценка стоимости бизнеса осуществляется для принятия рациональных управленческих решений, оптимизации хозяйственной и финансовой деятельности, а также кадрового состава предприятия, повышения результативности его функционирования. Оценочные мероприятия дают руководству организации возможность выработать стратегию развития, которая сделает компанию максимально конкурентоспособной. Расчет стоимости фирмы необходим при полной или частичной купле-продаже или аренде бизнеса, реструктуризации (ликвидации, поглощении, слиянии, разделении) предприятия, оформлении кредитов, привлечении инвестиций, оптимизации налоговых выплат.
Оценочные мероприятия включают проведение следующих работ:
Оценка акций. В нее входит расчет стоимости ряда активов:
- мажоритарного (блокирующего, контрольного) пакета акций;
- миноритарного пакета акций (одной ценной бумаги в его составе);
- акций организации, которые котируются на рынке ценных бумаг.
Оценка имущественного комплекса. Включает расчет стоимости различных активов компании: зданий и сооружений, коммуникаций и сетей, земельных участков, оборудования, транспортных средств. Помимо этого, анализируются финансовые потоки предприятия.
Необходимые документы:
Оценка стоимости бизнеса осуществляется на основе достоверных данных о предприятии: учредительной и уставной документации (устава, свидетельства о госрегистрации юридического лица); копий договоров о купле-продаже или аренде основных активов; документов, которые подтверждают личность заказчика. Помимо этого, оценщику могут понадобиться бизнес-план и организационная структура компании, сведения о системах сбыта и направлении деятельности предприятия, фондовые ведомости, бухгалтерские балансы и отчеты о прибылях и убытках за определенный период, инвентарная перепись имущества, информация об активах, данные о дочерних компаниях (при наличии таковых), отчеты по итогам последней проверки аудитора.
1. Теория капитализации
1.1. Этапы проведения оценочных мероприятий
- Сбор информации. Этот этап заключается в получении данных об оцениваемом объекте, анализе достоверности и документальном подтверждении собранной информации.
- Анализ рынка. На данном этапе осуществляется изучение рынка функционирования бизнеса, рассматриваются аналогичные имущественные комплексы, которые способны приносить прибыль.
- Проведение расчетов. Расчеты проводятся с помощью методов (затратного, доходного, сравнительного), которые оптимально соответствуют конкретным целям оценки стоимости бизнеса.
- Составление отчета. В отчетной документации раскрывается порядок проведения оценочных мероприятий и интерпретируются полученные в ходе анализа результаты. В отчет включаются использованные оценочной комиссией материалы и выводы относительно рыночной стоимости бизнеса.
Цены и сроки выполнения работ по оценке бизнеса
На размер оплаты за оценочные мероприятия оказывают влияние величина объекта, объем продаж, цена недвижимости, находящейся в собственности у компании, и другие факторы. Сроки проведения работ определяются с учетом целей и задач оценочной процедуры, достоверности и подробности предоставленной заказчиком информации. Цена услуг и оперативность их проведения также зависят от того, насколько быстро клиент предоставляет требуемые для анализа данные.
Главные преимущества ДДП - большая глубина и детальность расчетов, чем в случае с другими методами. С его помощью возможно проведение оценки бизнеса даже при наличии нестабильных финансовых потоков. Для достижения лучших результатов при расчете моделируются особые черты поступления средств.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Антилл Н. Оценка компаний: анализ и прогнозирование с использованием отчетности по МСФО. Пер. с англ. - М.: 2007. - 440 с.
2. Барташевич Н.И. Методические подходы к оценке стоимости организаций // Инновационное развитие экономики. 2014. № 1 (18). С. 22-25.
3. Бухарин Н.А., Дмитриев С.Ю. Определение рыночной стоимости пакета акций // Имущественные отношения в РФ. 2010. № 5. С. 15-27
4. Бухарин Н.А., Озеров Е.С., Пупенцова С.В., Шаброва О.А. Оценка и управление стоимостью бизнеса: учеб. пособие / под общей редакцией Е.С. Озерова – СПб: ЭМ-НиТ, 2011 – 238 с.
5. Бычков А. О миноритарном акционере замолвите слово // ЭЖ-Юрист. 2014. №27. С.12.
6. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса. Учебник, 3-е издание, Издательства: ТК Велби, Проспект, 2008 г. 576 стр.
7. Волкова А.Ю. Проблемы оценки бизнеса средних компаний // журнал «Управление компанией», 2007.
8. Грязнова А.Г., Федотова М.А, Оценка бизнеса Учебник. Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. 2-е издание, перераб. и доп. М. 2008 г. 736 с.
9. Гулькин П. Г., Теребынькина Т. А. Оценка стоимости и цено-образование в венчурном инвестировании и при выходе на рынок IPO. – С-Пб.: Аналитический центр «Альпари СПб», 2002.
10. Гусейнов Б.М. Проблемы расчета коэффициента бета при оценке стоимости собственного капитала методом CAPM для российских компаний // Финансовый менеджмент. 2009. № 1. С. 76-83.
11. Дамодаран Асват Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов.5-е издание. Пер с англ. М. 2008. 1340с.
12. Джеймс Р. Хитчнер.Три подхода к оценке стоимости бизнеса. - Издательство: Маросейка, 2008 г. 304 стр.
13. Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Оценка бизнеса. 2-е изд.-СПб.: 2007. - 464 с.
14. Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Мирзажанов С.К. Оценка бизнеса. Полное практическое руководство. Серия: Профессиональное издание для бизнеса, Издательство: Эксмо, 2008 г. 352 стр.
15. Иванов И.В., Баранов В.В. Оценка бизнеса: Методы и модели оценки стоимости предприятий традиционных и наукоемких отраслей: Учебное пособие. - М., 2007. - 168 с.
16. Карцев П.В., Аканов А.А. Обзор практики применения доходного подхода к оценке бизнеса // Вопросы оценки. 2012. № 2. С. 2-19.
17. Казакова Н.А. Экономический анализ в оценке бизнеса. Издательство «Дело и Сервис», 2011. - 288 с.
18. Козырь Ю.В. Идентификация объектов оценки в процедурах оценки бизнеса // Вопросы оценки. 2011. № 3. С. 24-32.
19. Косорукова И.В., Секачев С.А., Шуклина М.А. Оценка стоимости ценных бумаг и бизнеса. Издательство «Московская финансово-промышленная академия», 2011. - 672 с.
20. Коупленд Т., Колер Т., Мурин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление: Пер. с англ.— 3-е изд. М.: Олимп-Бизнес, 2008. — 576 с. ил.
21. Криворотов В.В., Мезенцева О.В. Управление стоимостью: Оценочные технологии в управлении предприятием: Учебное пособие.- М., 2005.- 111 с.
22. Лопатников Л.И., Рутгайзер В.М. Оценка бизнеса. Словарь-справочник. Издательство «Маросейка», 2009. – 306 с.
23. Локтионова Е.А. Особенности применения методов оценки рыночной стоимости акций по отношению к различным группам акций // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2013. № 1. С. 7.
24. Масленкова О.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Издательство «КноРус», 2011. - 288 с.
25. Мочулаев В. Е. Расчет собственного оборотного капитала и учет его фактического значения при определении стоимости предприятия / В. Е. Мочулаев // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 165-169.
26. Натенберг Ш. Опционы: Волатильность и оценка стоимости. Стратегии и методы опционной торговли. Пер. с англ. - М.: 2007. - 544 с.
27. Попков В.П., Евстафьева Е.В. Оценка бизнеса. Схемы и таблицы: Учеб.пособие. СПб., 2007. - 240 с.
28. Просветов Г.И. Оценка бизнеса. Задачи и решения. Учебно-методическое пособие. 3-е изд., доп. - М.: 2008.-238 с.
29. Прусакова М.Ю. Оценка финансового состояния предприятия: методики и приемы. М., 2008. - 80 с.
30. Роберт Ф. Райлли, Роберт П. Швайс. Оценка бизнеса – опыт профессионалов. Издательство «Квинто-Консалтинг», 2010. - 408 с.
31. Ронова Г . Н., Королев П . Ю., Осоргин А. Н., Хаджиев М . Р ., Тишин Д. И. Оценка стоимости предприятий: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ , 2008. – 157 с.
32. Рутгайзер В.М. Оценка стоимости бизнеса. - 2-е издание, Издательство: Маросейка, 2008 г. 432 стр.
33. Салманов О.Н. Оценка стоимости отелей и ресторанов с помощью метода мультипликаторов // Сервис в России и за рубежом. 2012. Т. 30. № 3. С. 192-199.
34. Симионова Н.Е. Методы оценки имущества. Бизнес, недвижимость, земля, машины, оборудование и транспортные средства. Издательство «Феникс», 2010. - 368 с.
35. Синявский Н.Г. «Оценка бизнеса: гипотезы, инструментарий, практические решения в различных областях деятельности», Изд-во «Финансы и статистика», М. – 2004
36. Тюрин А.И. Стоимость компании и пути ее повышения // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2013. № 2. С. 319-326.
37. Филиппов Л.А. Оценка бизнеса: Учебное пособие. - М., 2009. - 720 с.
38. Хаббард Дуглас. Как измерить все, что угодно. Оценка стоимости нематериального в бизнесе. Издательство «Олимп-Бизнес», 2009. – 298 с.
39. Хитчнер Д. Новые сферы использования методов оценки стоимости бизнеса/ под ред. Рутгайзера В.М. Издательство «Маросейка», 2009. – 352 с
40. Царев В.В., Кантарович А.А., Черныш В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: Учебное пособие. М. 2008. 799 с.
41. Чиркова Е.В. Как оценить бизнес по аналогии: Методологическое пособие по использованию сравнительных рыночных коэффициентов при оценке бизнеса и ценных бумаг - М., 2005. - 190 с.
42. Шатраков А.Ю., Комков Н.И., Мерсиянов А.А., Шамин М.А. «Стоимость предприятий при интеграционном процессе», Изд-во ЗАО «Экономика», М. – 2008.
43. Шпилевская Е.В., Медведева О.В. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Издательство «Феникс», 2010. – 352 с.
44. Щепотьев А.В. Методика выявление и оценки "скрытых" и "мнимых" активов и обязательств. Применяется для оценки рыночной стоимости организации (бизнеса). Издательство «Юстицинформ», 2009. – 144 с.
45. Щербаков В.А., Щербакова Н.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). 3-е изд. - М.: 2008. -288 с.
46. Щербаков В.А., Щербакова Н.А. Организация и планирование бизнеса. Издательство «Омега-Л», 2011. - 320 с.