Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний момент в России существует проблема оценки интеллектуальной собственности, включающей оценку товарных знаков.
Суть проблемы заключается в необходимости постоянной модернизации методик определения стоимости товарных знаков, и других нематериальных активов с целью своевременного учета требований законодательства и изменений рыночной среды.
На современном этапе экономического развития в теории и практике управления компаниями получает широкое распространение Концепция управления бизнесом, основанная на повышении его рыночной стоимости. В начале третьего тысячелетия уже многие ведущие мировые компании успешно применяют в своей работе принципы управления стоимостью. В мировой практике такой подход получил название Value-Based Management (VBM), т.е. «менеджмент, основанный на стоимости» или «стоимостной менеджмент»
В основе системы управления стоимостью бизнеса лежит анализ его стоимостной оценки, дающий возможность повышения стоимости акционерного капитала посредством изменения структуры активов, аккумуляции средств на главных направлениях развития бизнеса и оптимизации корпоративного контроля. В тоже время внедрение такой системы управления требует от руководства и персонала компании четкого понимания принципов и резервов создания и повышения стоимости бизнеса.
Для того, чтобы выявлять эти дополнительные резервы, необходим учет и оценка всех стоимостно-образующих факторов, включая определение стоимости нематериальных ценностей. При этом, оценщик должен уметь анализировать состав и структуру нематериальных активов предприятия, владеть актуальной методологией оценки объектов интеллектуальной собственности (и товарных знаков в частности).
Таким образом, стоимостная оценка товарных знаков влияет на итоговую рыночную стоимость бизнеса компании. Брендовая составляющая грамотно построенной маркетинговой политики компании, способна порой значительно увеличить денежные потоки организации и сократить сроки их получения, а также положительно влиять на долгосрочную устойчивость и инвестиционную привлекательность компании, снизить стоимость заемного капитала, уменьшить риски и стабилизировать предполагаемые денежные потоки. Поэтому так важно знать методологию оценки стоимости товарного знака.
Целью исследования - стратегическое планирование коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в сфере исследований и разработок.
Задачи исследования:
1. Провести анализ терминологического аппарата, изучить сущность товарного знака и характерные особенности этой категории объектов в России и за рубежом;
2. Проанализировать нормативно-правовые основы, определяющие характеристики товарного знака как объекта стоимостной оценки в России;
3. Провести исследование методического аппарата оценки нематериальных активов (российская и зарубежная теория и практика), выявить проблемы и определить направления их решения для организаций сферы торговли.
4. Сформулировать основные задачи и разработать методические рекомендации для определения стоимости товарных знаков крупных торговых компаний в России; осуществить практическую проверку посредством расчета стоимости товарного знака «Reserved».
Объект исследования – товарный знак, как объект интеллектуальной собственности и нематериальный актив.
Предмет исследования – методология оценки стоимости товарных знаков как объектов интеллектуальной собственности.
Базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, публикации в периодической печати и специализированных изданиях, материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций и семинаров, статистические данные Федеральной службы государственной статистики, информация сети Интернет.
Разработки проблемы стоимостной оценки товарного знака занимались такие ученые, как, Ахмедов Г.А., Березина Е.В., Кольцов А.В., Лебедев К.В., Плужнова Н.А., Прохорова Л.В.. и др.
Методология исследования. В исследовании использовались следующие методы познания: экономико-статистический, графический, сравнения и группировок, принципы системности и развития.
Глава 1. Коммерциализация интеллектуальной собственности как основа деятельности инновационной компании
1.1. Результат интеллектуальной деятельности как объект коммерциализации
Интеллектуальная собственность высту¬пает одним из важнейших факторов экономической эффективности предприятия. Именно поэтому защита и охрана интеллектуальной собственности на коммерческом объекте это одно из главных условий для обеспечения экономической безопасности.
Интеллектуальная собственность организации представляет собой неосязаемое, клас¬сифицированное и научное сведение о том, как воссоздать высокотехнологичный и востребованный товар или продукт, который позволит в будущем получать экономическую прибыль и обеспечит организации стабильный доход . Стоит заметить, что интеллектуальная собственность организации и нематериальные активы это не одно и то же. Часто эти определения выступают в качестве синонимов, но они имеют ряд значительных отличий.
Согласно статье 138 Гражданского кодекса Российской Федерации интеллектуальной собственностью являются промышленные образцы, полезные модели, художественные произведения, компью¬терные программы и т. д.
Нематериальные активы организации представляют собой активы данного предприятия, отраженные в бухгалтерском баланса. Для защиты результатов интеллектуальной деятельности необходимо зафиксировать их в материальной форме (документе, чертеже и т. д.). Только
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) — [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142.
2. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы».
3. ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов»
4. Ахмедов Г.А. Основные тенденции развития права интеллектуальной собственности в современном мире, в том числе новые объекты интел-лектуальных прав и глобальная защита / Г.А. Ахмедов, Е.А. Войниканис, К.Д. Глазунова // изд-во Москва, 2017. С. 114-116 — [Электронный ресурс]: http://www.rvc.ru/upload/iblock/85d/Trends_in_Intellectual_Property.pdf.
5. Большой экономический словарь /Под ред. А. Н. Азрилияна. – 6-е изд., доп. – М.: Институт новой экономики, 2014. – 1376 с.
6. Березина Е.В., Кольцов А.В., Лебедев К.В., Плужнова Н.А., Прохорова Л.В. Результативность научных исследований и разработок: 2016// Статистика науки и образования.2016. №2.- С. 55.
7. Валеева Р.Ш. Общие вопросы регулирования и защиты интеллектуальной собственности организаций в России // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 160-166.
8. Васильев И. Практика создания товарных знаков / Иван Васильев. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 272 c.
9. Вацковский, Ю. Ф. Доменные споры. Защита товарных знаков и фирменных наименований / Ю.Ф. Вацковский. - М.: Статут, 2015. - 192 c.
10. Ванэкен Б. Бренд-помощь: Пер с англ. И. Малоковой /Под ред. В. Домнина. – СПб.: Питер, 2015. – 336 с.
11. Глисин А.Ф., Игнатов Е.В., Тазихина Т.В., Оценка и управление стоимостью организаций (бизнеса): Учебное пособие для освоения дисциплины, для студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 – «Экономика», профиль «Корпоративные финансы». — М.: Финансовый университет, Департамент «Корпоративных финансов и корпоративного управления», 2016. – 170с.
12. Галынчик Т.А. Интеллектуальная собственность в России // Концепт. – 2016. – С. 52.
13. Глядков, С. В. Англо-русский словарь по патентам и товарным знакам / English-Russian Dictionary of Patents and Trademarks / С.В. Глядков. - М.: Руссо, 2013. - 232 c.
14. Гибельнева Е.А. Система экономической безопасности организаций розничной торговли: актуальные угрозы // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам VII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(7). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 129-133.
15. Городникова Н.В. Индикаторы инновационной деятельности: 2017. Статический сборник/ Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский // М.: НИУ ВШЭ, 2017. — С. 30.
16. Домнин В. Н. Брендинг. Новые технологии в России. – 2-е изд. СПб.: Питер, 2014. – 381с.
17. Кабанов А.А. Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности предприятия // СПб.: Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России – 2015 – №1 – С. 23–25.
18. Келлер К. Л. Стратегический бренд-менеджмент: создание, оценка и управление марочным капиталом. – 2-е изд.: Пер с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2015. – 407 с.
19. Мировая статистика ВОИС // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ipstats.wipo.int/ipstatv2/keyindex.htm(Дата обращения: 04.02.17).
20. Мухамедшин И. Особенности правового регулирования служебных результатов интеллектуальной деятельности // Правовая защита интеллектуальной собственности: сборник материалов IV Международного юридического форума. — М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2016. — С. 63-68.
21. Скрипкин, О. Б. Специфика создания товарного знака и бренда в России / О.Б. Скрипкин. - М.: Финансы и Статистика, 2012. - 168 c.
22. Стась А. К. Десять заповедей успешного бренд-менеджмента // [Электронный ресурс]: Режим доступа: WWW. URL:http://www.advertology.ru.article7947.html.
23. Экономическая безопасность: учеб. пособие / сост. Е. А. Гибельнева. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2014. – 112 с.