Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С древнейших времен отношения общественного воспроизводства и передачи знаний одного поколения другому были важнейшей функцией общества. Как отмечают многие исследователи, молодое поколение в силу его недостаточной социализации, отсутствия знаний и жизненного опыта рассматривалось обществом как объект социально-образовательного воздействия, с одной стороны, для предотвращения угрозы потери обществом традиционной социально-культурной идентичности, с другой, для перспективного развития всех элементов государственной системы: экономики, политики, управления, культуры, безопасности.
Социально-экономические и политико-правовые достижения старшего поколения являются фундаментом для молодежи, опираясь на который она обеспечивает дальнейшее развитие. Однако происходящее изменения в период смены поколений могут быть как прогрессивными, так и регрессивными. Во многом это определяется уровнем взаимопонимания и взаимодействия, а также степенью единства целей между старым и молодым поколением, на основе инновационного использования традиций для процветания государства.
Термин «молодежная политика» многоаспектен. Однако чаще всего, говоря о «молодежной политике», исследователи подразумевают государственную поддержку молодежи в смысле создания оптимальных условий жизни для самореализации, социального и гражданского становления . До 2000-го года в России не существовало специфического органа власти для реализации целей государственной политики для молодежи, с начала 2000-х был создан Департамент по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации. Сразу после образования структур молодежной политики государство последовательно занялось созданием целевых программ, направленных на формирование молодежного резерва органов государственной власти РФ. Цели, проводимой молодежной политики нашли выражение в «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» .
Целью данной работы является рассмотрение основных принципов и направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Задачи:
- описать этапы становления государственной молодежной политики в РФ;
- рассмотреть аспекты, принципы и направления современной молодежной политики в РФ;
- изучить вопрос профилактики девиантного поведения как приоритетное направление государственной молодёжной политики в РФ;
- описать молодежную политику: самореализацию и мотивацию молодежи на крупных предприятиях;
- изучить современную повестку молодежной политики.
Объект исследования – молодежная политика РФ. Предмет исследования – специфика актуальных направлений развития молодежной политики в РФ.
Глава 1 Теоретические основы реализации молодежной политики в РФ
1.1 Этапы становления государственной молодежной политики в РФ
Государственная молодежная политика имеет важнейшее значение для развития любого государства. Развитие всех сфер общественной жизни невозможно представить без участия молодого поколения. Именно от молодежи напрямую зависит будущее государства .
Изучение этапов становления и развития молодежной политики в нашей стране имеет важное значение. Оно дает возможность оценить эффективность сложившейся системы государственной молодежной политики и наметить траекторию для ее последующего развития и совершенствования.
Точкой отсчета в становлении государственной молодежной политики в России можно считать 1986 г. В это время И.М. Ильинским впервые была высказана идея о необходимости разработки государственной молодежной политики. В период перестройки, в связи с новыми условиями реализации молодежной политики, происходит смена ее концепции, обусловленная социальными реформами, идеологическими переменами в советском обществе. Комсомол перестал быть основным инструментом государственной политики. Потребовались новые подходы, технологии и формы работы с молодежью, отвечающие запросам времени .
Главным этапом становления государственной молодежной политики в Российской Федерации считается 1991-1999 гг. В это период была введена должность Полномочного представителя Правительства Российской Федерации по делам молодежи. В 1992 г. при Правительстве Российской Федерации был создан Комитет по делам молодежи. Начинают закладываться концептуальные, методологические основы молодежной политики. Создается Ассоциация общественных объединений «Национальный совет молодежных и детских объединений России». Целью ассоциации стало объединение усилий в деятельности ведущих молодежных объединений страны.
Период 1991-1993 гг., связанный с принятием новой Конституции РФ, позволил создать условия для содержательного и инфраструктурного развития государственной молодежной политики. Можно отметить значительное повышение значимости молодежной политики в деятельности государственных органов власти .
В 1994 г. был образован Комитет Государственной думы по делам женщин, семьи и молодежи. В это же время создается Совет по делам молодежи при Президенте РФ – консультативный орган, который действовал до 2000 г. Предполагалось, что Совет станет основным субъектом, определяющим стратегию государства в сфере развития молодежи.
В сентябре 1994 г. была принята первая Федеральная программа «Молодежь России» (принималась еще дважды до 2005 г.). Целью Программы было заявлено «создание правовых, экономических и организационных механизмов осуществления государственной молодежной политики».
С этого момента закладывается программно-целевой механизм финансирования молодежной политики, который считается одним из эффективных с точки зрения развития государственной молодежной политики.
В 2001 г. при непосредственном участии Президента РФ В.В. Путина начал работу первый Гражданский форум (г. Москва), а в 2007 г. был создан Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи. В 2008 г. было образовано Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, а Государственный комитет РФ по делам молодежи преобразован в Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) подведомственное Министерству спорта, туризма и молодежной политики России .
В 2008 г. была утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», а в 2011 г. «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.». В данных программах молодежная политика выводится за рамки социального блока и приобретает самостоятельный статус – рассматривается как самостоятельное направление государственной политики в условиях инновационного развития страны. В данной Концепции были сформулированы долгосрочные цели и задачи молодежной политики. Особое внимание уделяется становлению гражданской позиции молодого поколения, патриотическому воспитанию, а также организации волонтерского движения в молодежной среде.
В 2018 г. Правительство РФ утвердило «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 г.», где обозначены приоритеты деятельности Правительства РФ в сфере молодежной политики.
В настоящее время разработана «Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 г.» , где ставится задача более тесного сотрудничества различных госструктур для реализации молодежной политики.
Предлагается наладить партнерство между деятельностью различных министерств, организациями гражданского общества, бизнес сообществом.
1.2 Аспекты, принципы и направления современной молодежной политики в РФ
В современной России молодежь рассматривается как важнейший стратегический ресурс, который может быть использован как для обеспечения целостности государства, сохранения суверенитета, так и для его разрушения. Можно с уверенностью сказать, что молодежь должна играть определяющую роль в решении стратегических внутренних и внешних геополитических задач стоящих перед страной в двадцать первом веке: воспроизводство населения, с обеспечением высокого уровня жизни и социальной защиты, повышение эффективности государственного механизма, совершенствование элементов правовой системы, комплексное развитие экономики, создание легитимной и справедливой политической системы на основе принципов
1) традиционных семейных ценностей,
2) государственного патриотизма и
3) общественной безопасности (порядка), реализация которых детерминирует приоритет государственных интересов и содержание национальной идеи на ментальном уровне сознания населения .
Достижение поставленных целей возможно при условии проведения надлежащей государственной молодежной политики всеми институтами общества по созданию комплексных гарантий, обеспечивающих гармоничное единство национальных интересов и индивидуальных потребностей каждого молодого человека:
1) нельзя требовать от молодого человека сохранения историко-культурного наследия без реальной ответственности государства за социально-экономические перспективы его будущего;
2) нельзя требовать от молодежи высоких стандартов культурного поведения и стремления к высоким морально-этическим нормам, реального противодействия коррупции и любви к Родине при отсутствии подобного поведения у представителей политической, экономической и культурной элиты и их ближайшего круга, непосредственно связанных с органами власти, позволяющими себе в жизни фактическое пренебрежение теми ценностями, которые публично ими декларируются;
3) нельзя использовать молодежь исключительно как объект воспитания и образования, как безмолвную массовку очень важных по содержанию, но бездарно организованных и скучных мероприятий «для галочки», как дешевую волонтерскую силу для маскировки профессиональной некомпетентности и человеческого равнодушия;
4) в процессе воспитательной работы уполномоченным ответственным лицам и органам власти нужно научиться доверять и делать, слушать и понимать не только социально активную, безмолвно-лояльную и правильно мотивированную часть молодежи, но и остальные её восемьдесят процентов сомневающихся и равнодушных, разочаровавшихся и слабых, обозленных и потерявшихся .
Если главной задачей государственной молодежной политики является активизации участия молодых людей «в социально-политических процессах, позволяющих молодому поколению реализовывать наиболее значимые социально-политические инициативы», то почему, как минимум, не обеспечить публичное реальное участие представителей молодежи в честных и открытых дискуссионных площадках, где обсуждаются острые проблемы жизни общества с яркими представителями современной прогрессивной национально-патриотической части российской интеллигенции способными отстаивать принципы традиционных культурных ценностей, государственного патриотизма и общественного порядка.
Ведь кто-то же должен вместо нудных нравоучений, пустых бесед и бессмысленных мероприятий ярко и убедительно, доказательственно и доступно разъяснять лживость псевдо демократических либеральных ценностей, продажность и предательство прозападной оппозиции, безнравственность и аморальность части нашего шоу-бизнеса и прочее, прочее, прочее.
Сознание современной молодежи формируется в с непростых условиях снижения социально-экономического уровня жизни, кризиса духовно-нравственных ценностей и информационно-политического давления внутренних деструктивных антипатриотических сил и внешних провокаторов, что влияет на содержание, формы и характер воспитательной работы.
К сожалению, молодежная политика Минобрнауки, Минпросвещения и Росмолодежи, в целом, не учитывает специфику мировоззрения подрастающего поколения, не ориентирована на его активное участие в административно-политических и социально-экономических процессах, но фактически сводится к формальным бессодержательным массовым мероприятиям лишь по форме и названию относящимся к декларируемым целям.
В частности, не учитывается:
1) новый тип мышления молодежи опосредованный развитием рыночных отношений и приоритетом частнособственнических настроений;
2) информационно-социальный разрыв между поколениями, препятствующий передаче положительного социально-значимого опыта;
3) «забронзовелость» мышления молодёжных политических околовластных структур, ориентированных на административно-командную
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) ПРИКАЗ от 28 февраля 2000 года N 619 О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде// https://docs.cntd.ru/document/901940490?ysclid=lid7f5hic0454317341 (дата обращения 01.06.2023)
2) Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р <Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года>// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/5416a7ecef3afe3ff052deb74264bbf282e889ef/?ysclid=lid7zhd0ej211499002 (дата обращения 01.06.2023)
3) Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986 (ред. от 15.01.2019) "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_91194/?ysclid=lid7b996ze831400198 (дата обращения 01.06.2023)
4) Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130516/?ysclid=lid7doxe4f307507369 (дата обращения 01.06.2023)
5) Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/?ysclid=lid79x9oh4727385387 (дата обращения 01.06.2023)
6) Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/?ysclid=lid7cgwiee144487995 (дата обращения 01.06.2023)
7) Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации" от 30.12.2020 N 489-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/?ysclid=lid7gqegje588335524 (дата обращения 01.06.2023)
Статьи, учебники, монографии
8) Аникин И.Г., Петренко Т.В. Этапы становления молодежной политики в России//ПОВЫШЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО И ИННОВАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ, ОТРАСЛЕЙ И НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ. Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией Ф.Е. Удалова, В.В. Бондаренко. Пенза, 2022. С. 6-8
9) Архипова А. С., Захаров А. В., Козлова И. В. Этнография протеста: кто и почему вышел на улицы в январе – апреле 2021//cyberleninka.ru/article/n/etnografiya-protesta-kto-i-pochemu-vyshel-na-ulitsy-v-yanvare-aprele-2021 (дата обращения: 01.06.2023).
10) Бабинцев В.П. Государственная молодежная политика. М. : Юнити, 2018. 60 с.
11) Бирюкова А. Р. Профилактика девиантного поведения как приоритетное направление государственной молодёжной политики// ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: ОПЫТ РЕГИОНОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Чита, 2022. С. 73-77
12) Гукова, И.Н. Становление государственной молодежной политики в РФ: политико-правовой аспект // Via in tempore. История. Политология. – 2018. – No4. С. 17-20
13) Кузько А. В. Актуальные аспекты молодежной политики// СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ НАУК. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией С.А. Коньшаковой. Брянск, 2022. С. 46-50
14) Новопашина В. Л., Конанова Е. И. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков средствами кружковой деятельности // Концепт. 2020. No 1. С. 2–8.
15) Попова Н.В. Личностно-развивающие основы реализации молодёжной политики на современном предприятии // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. No31 (212). С. 156-166.
16) Ростовская, Т.К. Молодежная политика в современной России: учебное пособие для вузов / Т. К. Ростовская, Е. А. Князькова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 155 с.
17) Сорокин О. В. Особенности девиантного поведения российской молодежи в условиях изменяющейся социальной реальности // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5, No 4. С. 80–89.
18) СТРАТЕГИЯ развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года// https://vmo.rgub.ru/files/project-937-2.pdf (дата обращения 01.06.2023)
19) Сурова Е.А. Теоретические особенности становления и реализации государственной молодежной политики в регионах РФ / Е.А. Сурова, Н.А. Гончарова // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: материалы XV международной научно-практической конференции (Краснодар, 10 ноября 2020 г.) – Краснодар: ЦНТИ, 2020. С. 429-436.
20) Тихомирова О. А., Тихомирова А. П., Парахина Я. П., Ревенкова А. Д. Формирование государственной молодежной политики в РФ: политико-правовой аспект//НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 2022. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 170-173
21) Фокина Н.Н., Кравченко М.А. Молодежная политика: самореализация мотивация молодежи на крупных предприятиях// КАТЕГОРИЯ "СОЦИАЛЬНОГО" В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ. Материалы 10-й всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. Отв. редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2022. С. 391-396
22) Хамроев А. Т. Здоровый образ жизни и здоровье молодежи // Мир глазами молодых. Студенческие чтения: сборник материалов II Международной студенческой научно-практической онлайн-конференции (г. Курск, 15 мая 2019 г.). Курск: Курск. гос. мед. ун-т, 2019. С. 332–334.
23) Цинченко Г. М., Орлова И. С. Профилактика молодежных девиаций в России и за рубежом // Управленческое консультирование. 2021. No 1. С. 97–105.
24) Чилипенок Ю. Ю., Гапонова О. С., Шушкин М. А. Пандемия как глобальный вызов: социально-экономические и правовые аспекты: монография / под науч. ред. М. В. Плотникова. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2021. 205 с.
25) Шапиева А. В. Молодежная политика: высокая скорость изменений//ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: ОПЫТ РЕГИОНОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Чита, 2022. С. 68-72