Фрагмент для ознакомления
2
1. Ролан Барт - французский семиотик
Ролан Барт родился 12 ноября 1915 года в городе Шербур, Нормандия. Его отец, морской офицер Луи Барт, погиб в бою в Северном море, когда Ролан был еще совсем маленький. Его мать Генриетта вместе с родственниками перебрались в Байонну, юго-западный город Франции. Там будущий философ впервые познакомился с миром культуры, обучаясь игре на фортепиано под присмотром своей одаренной тетушки.
Ролан проявил себя перспективным студентом, учась в Сорбонне с 1935 по 1939 год. Однако его академическая карьера была сорвана тяжелой болезнью - туберкулезом легких, из-за чего Барт много времени провел в санаториях. Поэтому он не участвовал во Второй мировой Войне. В юношеские годы оформились две основные черты творчества Барта: левые политические взгляды и интерес к театру. В 1948-1950 годах он преподавал в Бухаресте, особенно ярко чувствовал влияние на себя семиотических идей А.-Ж. Греймаса.
Барт создал и возглавил левую интеллектуальную группу, куда входили Ф. Соллерс, Ю. Кристева и другие. Эта группа называлась «Тель Кель». В 1960-х годах Барт читал лекции в США и Японии. В 1967 году он опубликовал статью «Смерть автора». Она имела в виду, что современная литература больше не должна зависеть от однозначного толкования автором смысла произведения. Он начинал прославляться все больше и больше. В 1977 году Коллеж де Франс предложил ему создать кафедру литературной семиологии. Жизнь Барта неожиданно и резко закончилась. Он попал в дорожно-транспортное происшествие и скончался в больнице 26 марта 1980 года.
Ролан Барт, французский мыслитель XX века, известен своими работами в области семиотики, литературной критики и культурной теории. Его подходы к анализу текстов и культурных явлений прошли значительную эволюцию на протяжении его творческого пути.
В ранний период своего творчества, в 1940-1950-е годы, Барт находился под сильным влиянием марксизма и экзистенциализма. Он одобрял новые направления в искусстве, такие как "новый роман", "театр абсурда" и идеи Брехта.
В 1960-е годы Барт перешел к структуралистскому подходу, анализируя тексты с позиций семиотики и структурализма.
В свои поздние годы, в 1970-е, Барт развивал постструктуралистские концепции, исследуя роль читателя, неопределенность значений и динамику культуры.
Таким образом, творчество Барта прошло яркую эволюцию от раннего марксизма и экзистенциализма к постструктурализму, сохраняя при этом интерес к текстуальному анализу и культурной теории.
Ролан Барт получил высшее образование по классической филологии в Парижском университете. В 30-40-х годах он длительное время был оторван от литературной жизни столицы: лечился в санаториях от туберкулеза, преподавал в Румынии и Египте. С 1955 года Барт работал в Парижской высшей школе прикладных наук, а с 1976 года занимал должность профессора в Коллеж де Франс. Известность приобрел после выхода своей первой книги "Нулевая степень письма" в 1953 году.
Его вторая книга "Мишле о себе самом" была опубликована в 1954 году. В 1950-е годы Ролан Барт активно сотрудничал в качестве театрального критика с журналом "Театр попюлер". С середины 1950-х годов он был одним из лидеров французского структурализма, теоретиком семиотики. Он применял структурно-семиотический подход для анализа массовой повседневной культуры ("Мифологии", 1957), моды ("Система моды", 1967), художественной литературы ("О Расине", 1963). Новый период творчества Барта связан с разработкой постструктуралистских моделей культуры. Его сподвижниками стали критики журнала «Тель кель»: Ф. Соллерс, Кристева.
Появляются его новые книги: «Сад, Фурье и Лойола» (1971), «Знаковая империя» (1970), «Удовольствие от текста» (1973), «Отрывки любовного дискурса» (1975). В 1975 году вышла книга-автопортрет «Ролан Барт о самом себе». Последняя книга Барта «Камера люцида» (1980), посвящённая теории фотографии. Ролану Барту принадлежит множество теоретических статей и критических эссе, частично объединённых в нескольких сборниках, изданных при его жизни.
Барт был писателем, который был одержим проблемой биографии, особенно в последние годы своей жизни. Его жизнь традиционно делят на 4 этапа: детство (до того, как он стал писателем), "социологический период", "структуралистский период" и "романический период". Именно с начала "романического периода", с рефлексии над значением в книге "Империя знаков" и особенно с предисловия к книге "Сад, Фурье, Лойола" в 1971 году начинается "страсть к биографии". Барт создает новое понимание биографии писателей, аналогично тому, как Жак Деррида в то же время создавал новое понимание биографии философов.
В 1960-е годы Барт увидел в структурно-семиотической методологии возможность решения всех проблем культуры, искусства и эстетики. Лингвистика и семиология, по его мнению, «смогут, наконец, вывести нас из тупика, куда нас постоянно заводят социологизм и историзм».
Теперь Барт смотрит на мир через призму языка, который охватывает и пронизывает все предметы и явления и вне которого нет ничего: «язык повсюду», «все есть язык». Барт определяет культуру как «поле дисперсии языков». Для него изменить язык — значит изменить мир. Радикальное преобразование общества он надеется осуществить с помощью «революции в собственности на символические системы» .
Учёный часто делал себя и свою личную жизнь предметом собственных исследований. В книге "Ролан Барт о Ролане Барте", представляющей собой смесь дневника, романа и автобиографии, он предпринял попытку честного и многогранного самоанализа. Несмотря на то, что он занимался такими «скучными» вещами, как философия и литературоведение, у него был статус знаменитости. После выхода "Отрывков речи влюблённого" француза стали приглашать на телевидение, у него брали интервью такие журналы, как Playboy и Elle.
Барт никогда не был женат и всю жизнь прожил под одной крышей с матерью, которая умерла в 1977 году. Эту потерю писатель очень тяжело перенёс, излагая грустные мысли в "Дневнике скорби", который опубликовали посмертно.
Ролан Барт родился в зажиточной буржуазной семье. Его предки были дворянами, чиновниками и промышленниками. Дед по материнской линии, Луи-Гюстав Бенже, был уважаемым и известным человеком во Франции. В его честь назвали город Бенжервиль, который некоторое время был столицей Кот-д'Ивуара. В 1932 году ему присвоили орден Почетного легиона. Ролан Барт однажды снялся в кино. Он сыграл роль британского классика Уильяма Теккерея в фильме 1979 года о жизни сестер Бронте. В 12-м округе Парижа есть улица, носящая имя Ролана Барта .
Несмотря на частые проблемы со здоровьем у Барта, причиной смерти ученого стал несчастный случай, а не болезнь. 64-летнего мужчину сбил грузовик на улице в Париже 25 февраля 1980 года. Ролан получил травму грудной клетки, от которой умер через месяц в больнице Питье-Сальпетриере. Литературоведа не стало 26 марта. На церемонии прощания, прошедшей во дворе морга, присутствовало около сотни друзей и учеников. Писателя похоронили в Юрте.
2. Концепция символа, воплощенная в работах
Р. Барта или интерпретация символики Р. Барта
В современной семиотике выделяются два уровня языка: денотативный и коннотативный. В частности, под денотативным значением слова понимается не конкретный предмет как таковой, а некое обобщенное представление о нем, или «класс объектов, объединяемых общими свойствами, выделяемыми при номинации этих объектов» .
Коннотативный знак - это знак, который каким-то образом встроен в денотативный знак и часто на нем паразитирует. Другими словами, коннотативный знак придает денотативному знаку дополнительный смысл, оттенок. Например, слово «кот» в прямом смысле обозначает домашнее животное. Это его денотативное значение.
Но это слово может также нести и коннотативный смысл, например, хитрый и изворотливый человек. По определению Р. Барта, коннотативная семиотика - это система, в которой средство выражения само по себе является знаковой системой. То есть коннотативный знак строится на основе денотативного знака, использует его как свое средство выражения. Таким образом, коннотативный знак - это вторичный знак, который паразитирует на первичном (денотативном) знаке, придавая ему дополнительные оттенки смысла .
Коннотативные смыслы либо характеризуют сам предмет, обозначаемый словом, либо выражают отношение говорящего к этому предмету, показывая коммуникативную ситуацию и тип используемой речи.
Все прямые значения слов даются в явной форме, а коннотативные значения склонны к неявности, относятся к области вторичных, дополнительных смыслов. Коннотативные смыслы носят внушающий характер, размыты, поэтому их расшифровка всегда предполагает значительную долю субъективности. Можно быть уверенным в реальном наличии таких смыслов, по мнению Г.К. Косикова, лишь если они явно избыточны .
Денотативные и коннотативные смыслы сильно различаются. Денотативные смыслы прямые и точные, они указывают на конкретные предметы и понятия. Коннотативные смыслы - это скрытые, подтекстовые значения. Они основаны не столько на словах, сколько на ассоциациях и эмоциях, которые они вызывают.
Фрагмент для ознакомления
3
Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М.: Наука, 1977. 271 с.
Барт, Р.S/Z/Р. Барт. – М.:РИК «Культура»; Ad Marginem, 1994. – 303 c.
Барт, Р. S/Z / Р. Барт. – М.: РИК «Культура»; Ad Marginem, 1994. – 303 c. С. 15-18.
Барт, Р. Нулевая степень письма / Р. Барт // Семиотика. – М.: Прогресс, 1983. С.327.
Барт, Р. Основы семиологии / Р. Барт // Структурализм: «за» и «против». – М.: Прогресс, 1975. С. 75
Барт, Р. S/Z / Р. Барт. – М.: РИК «Культура»; Ad Marginem, 1994. – 303 c. С. 32
Барт Р. Воображение знака / пер. Н.А. Безменовой // Избранные работы. Семиотика. Поэтика; под ред. ПК. Косикова. - М., 1994.
Барт Р. Миф сегодня // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С. 78.
Барт Р. Миф сегодня // Мифологии, М.: Академ. проект, 2008. С. 188-228.
Барт Р. Мифологии. — М.: Издательство М. и С. Сабашниковых, 2004. 320с.
Барт. Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989, с. 131.
Береснева Н.И. Философия языка / Перм. гос. ун-т. Пермь: 2008. 122 с.
Дьяков А. В. Ролан Барт как он есть. — СПб.: Владимир Даль, 2010. — 317 с. С. 5-15.
Зенкин С. Образ, рассказ и смерть. (Жорж Батай и Ролан Барт). // Новое литературное обозрение, 2013, № 3 (123), с. 18 — 29.
Зонтаг С. Вспоминая Ролана Барта // Зонтаг С. Мысль как страсть. М.: Русское феноменологическое общество, 1997, с. 170—175. — ISBN 5-7333-0412-X.
Косиков, Г. К. Ролан Барт – семиолог, литературовед / Г. К. Косиков // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М.: Прогресс, 1989.
Телия. В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц / В. Н. Телия. – М.: Наука, 1986. – 267 с. С.17.
Чубукова Е.И. Мифологическая концепция коммуникации Р. Барта // Серия «Мыслители», Смыслы мифа: мифология в истории и культуре., Выпуск 8 / Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.