Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2 РАЗРАБОТКА МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Факторный анализ изменения прибыли и оценка финансовой эффективности компании «Полюс»
Прибыль относится к числу важнейших показателей оценки работы предприятий и измерения эффективности производства. Получение прибыли — необходимое условие нормальной деятельности предприятия, создания источника средств на развитие и совершенствование производства и материальное стимулирование.
Прибыль достаточно полно характеризует экономические результаты работы предприятия и непосредственно связана с реализацией.
Управление прибылью – это процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам образования, распределения, использования и планирования прибыли на предприятии, основанный на проведенном ранее анализе.
Факторный анализ — это способ комплексного и системного исследования влияния отдельных факторов на размер итоговых показателей.
Основная цель проведения такого анализа — поиск путей увеличить доходности предприятия.
Анализ прибыли представляет собой исследование механизма формирования конечного финансово-хозяйственного результата во всем многообразии причинно-следственных связей и зависимостей в целом по предприятию, а также по отдельным ее видам в зависимости от направления изучения.
Финансовые результаты предприятия определяются выпуском и реализацией продукции, прочей реализацией и неоперационными доходами и расходами. Превышение доходов над расходами представляет собой сальдо прибыли и отражается в балансе. Основную часть балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, то есть операционная прибыль. Она составляет более 95% балансовой прибыли в среднем по экономике страны. Определяют ее как разность между выручкой от реализации продукции и операционной себестоимостью.
Сумма прибыли изменяется под влиянием интенсивных и экстенсивных факторов. Рост прибыли не во всех случаях можно считать показателем эффективности работы предприятия. Расширение производства, увеличение численности работающих (экстенсивные факторы) могут привести к росту суммы прибыли при неизменной эффективности производства или даже при ее снижении. Можно обеспечить увеличение суммы прибыли за счет повышения выпуска ц реализации продукции при повышении ее себестоимости.
Сумма прибыли может быть увеличена за счет ассортиментных сдвигов в составе продукции без возрастания ее общего объема и даже при некотором повышении себестоимости. К числу интенсивных факторов изменения суммы прибыли относится улучшение использования производственных фондов, рост выпуска продукции без увеличения численности работающих, рост производительности труда и снижение себестоимости продукции.
Увеличению прибыли способствует опережение темпов роста производительности труда над средней заработной платой. Опережающий рост производительности труда по сравнению с его оплатой означает относительное уменьшение расходов на заработную плату.
Изменение суммы прибыли под влиянием этих различных факторов, часто действующих в противоположных направлениях, делает необходимым всесторонний анализ влияния каждого из них и прежде всего увеличения объема реализации продукции, снижения ее себестоимости и структурных сдвигов. На величину прибыли оказывают влияние обще экономические, отраслевые и внутрипроизводственные факторы, которые в экономическом анализе не всегда поддаются точному разграничению.
Такое разграничение необходимо для выявления роли предприятия в увеличении прибыли.
К числу обще экономических и отраслевых факторов относится технический прогресс, изменение отраслевой структуры производства, использование экономичных материалов, организация научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, естественные условия производства и др.
Основными внутрипроизводственными факторами, определяющими размер прибыли от реализации продукции и поддающимися экономическому расчету, являются:
1. Реализованная продукция. Чем больше объем реализованной продукции, тем больше, при рентабельной работе, получит предприятие прибыли.
2. Уровень себестоимости продукции. Предприятие получает прибыли больше или меньше, в зависимости от того, как будет выполнен план по себестоимости продукции. Снижение себестоимости продукции представляет собой основной фактор роста рентабельности предприятий.
3. Размер внепроизводственных расходов. Эти расходы связаны главным образом с реализацией продукции. Снижение размера этих расходов приводит к уменьшению себестоимости реализованной продукции, а следовательно, к увеличению прибыли предприятия.
4. Структурные сдвиги в ассортименте реализованной продукции. Различные виды продукции имеют разный уровень прибыли в зависимости от себестоимости, находящейся в основе цены. Поэтому всякое изменение соотношения удельных весов реализуемой продукции с разным уровнем рентабельности приводит к изменению общей суммы прибыли, полученной от реализации.
5. Уровень цен. Размер прибыли от реализации продукции определяется как разница между ценой и себестоимостью единицы продукции и зависит не только от уровня себестоимости, но и от уровня цен.
Уровень цен на продукцию зависит от предприятия лишь в той мере, в какой оно оказывает влияние на формирование необходимых затрат на производство соответствующего вида продукции, так как в основе лежит среднеотраслевая себестоимость продукции.
Все эти факторы действуют совместно, поэтому влияние каждого из них можно определить на основании условного предположения неизменности остальных, т. е. пользуясь методом факторного анализа – метолом цепных подстановок.
Влияние реализации, себестоимости, ассортиментных сдвигов является, как правило, результатом хозяйственной деятельности предприятия. Отсюда следует, что главное внимание при анализе должно быть обращено на выявление степени влияния факторов, зависящих от работы предприятия, в целях выявления и использования внутренних резервов повышения рентабельности.
Финансовые результаты от прочей деятельности определяются главным образом реализацией товаров для перепродажи, реализацией активов и других факторов.
Прибыль, полученная предприятием от производства и реализации продукции, не является конечным финансовым результатом работы предприятия если производство и сбыт продукции не охватывает всех хозяйственных операций, производимых на предприятии.
Промышленные предприятия получают прибыли или убытки также и по операциям, не имеющим прямого отношения к реализации продукции. Получение этих неоперационных доходов и расходов изменяет финансовый результат от реализации продукции.
Неоперационные доходы и потери связаны с финансовой инвестиционной деятельностью, результатами эксплуатации непроизводственной инфраструктуры.
Содержанием законсервированных активов списанием безнадежных долгов, аннулированных заказов, ликвидацией не полностью амортизированных основных фондов, полученных и выплаченных штрафов, пени и неустоек, цен, тарифа на продукцию и услуги обслуживающих отраслей.
Необходимость глубокого и тщательного анализа неоперационных результатов обусловлена тем, что их наличие на предприятии свидетельствует о допущенных недостатках в работе предприятия и организации учета. В нормальных условиях работы эти результаты, как правило, не достигают значительной величины. Прибыли и убытки, полученные предприятием, приводятся в отчете о совокупном доходе, справках и приложениях к балансу.
Поскольку в отчете о прибылях и убытках основной статьей для характеристики рентабельности работы предприятия служит прибыль от реализации продукции, рассмотрим прежде всего методику анализа прибыли от реализации основной продукции.
При анализе динамки (выполнения плана) прибыли сравнивают фактическую прибыль с базовой определяют прирост прибыли и степень влияния отдельных факторов на изменение прибыли.
Анализ финансовых результатов играют важную роль в компании. Так, благодаря вовремя проведенному анализу показателей прибыли можно выявить причины проблем, возникших в организации и своевременно их решить.
Проведем анализ показателей прибыли на примере ПАО «Полюс». Первым этапом будет проведение анализа динамики прибыли организации.
Для этого воспользуемся отчетом о финансовых результатах ПАО «Полюс» и на основании данных отчета о финансовых результатах составим таблицу 1.
Таблица 1 – Динамика прибыли
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бережная Е.В., Бережная О.В., Косьмина О.И. Диагностика финансово-экономического состояния организации // Экономика, управление, финансы: сборник научных трудов / под ред. В.А. Лаптева, В.А. Шевченко, В.Н Шевченко; Национальный институт экономики и управления в строительстве (НИЭУС). – М.: НИЭУС, 2020 – С . 7-14.
2. Бланк И.А., Кирьянова Е., Шевченко А., Шевченко В., Шевченко Н., Шевченко О., Шевченко Т., Шевченко Ю., Шевченко Я., Экономика предприятия: учебник для бакалавров / под ред И А Бланка – М.: Дашков и Ко, 2021 – 512 с.
3. Волков О И , Скляренко В К Экономика предприятия : учебное пособие / О И Волков , В К Скляренко – 2-е изд – М.: ИНФРА-М , 2020 – 264 с
4. Гайдук В И, Шибанихин Е А Экономика фирмы (предприятия) / В И Гайдук , Е А Шибанихин – Краснодар : Кубанский государственный аграрный университет имени И Т Трубилина , 2020 – 161 с
5. Герасимова Е. Б. Анализ деятельности экономических субъектов: учебник. Москва: ИНФРА-М, 2020. 318 с.
6. Давыдянц Д Е , Давыдянц Н А Золотое правило экономики предприятия / Д Е Давыдянц , Н А Давыдянц – М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский Дом МИРАКЛЬ», 2020 – 24 с
7. Савицкая, Г. В. Экономический анализ: учебник. Москва: ИНФРА-М, 2021. 587 с.
8. Девяткин О. В., Акуленко Н. Б., Баурина С. Б. Экономика предприятия (организации, фирмы): учебник. Москва: ИНФРА-М, 2020. 777 с.