Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Российской Федерации признает и гаранти¬рует местное самоуправление, определяет его статус в системе управления государством и обществом, при этом применяя такие понятия как «полномочия местного самоуправления» (ста¬тья 12) и «права местного само¬управления» (статья 133). Это говорит о том, что государство при¬знает за самоуправляющимся территориальным образованием - местным сообществом, совокупность определенных полномо¬чий, которые необходимы для реализации задач и функций по социальной защите населения.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что современное общество нуждается в организации полноценной социальной защиты населения, так как оно в целом и его отдельные социальные группы должны получать социальную поддержку от государства по возникшим неблагоприятным жизненным ситуациям, и особенно в тяжёлые для населения периоды экономических и политических кризисов.
Деятельность системы социального страхования в первую очередь адресована группам занятого на рынке труда населения, которые также остро ощущают на себе неблагоприятную экономическую обстановку, но самые не защищенные слои – это инвалиды, пенсионеры, потерявшие работы группы населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства.
Отсутствие отечественной доктрины в социальной сфере в течение длительного времени фактически поставило под сомнение возможность дальнейшего социального развития российского общества, создавало условия для обеспечения достойного уровня жизни граждан России. Попытки властей кардинально изменить сложившуюся неблагоприятную ситуацию пока не приносят желаемых результатов, так как высокий уровень жизни населения должен базироваться на свободном труде, который бы обеспечивал высокий и гарантированный доход для качественного существования.
Кроме того, значительная часть населения столкнулась с негативными проявлениями социальных рисков и кризисных ситуаций, что свидетельствует о назревшей необходимости реформирования системы социальной защиты населения, так как существующая ее модель в стала совершенно неэффективна и, по сути, не имеет конструктивной модели социального обеспечения, а подходы, которые применяются в системе социальной защитой населения, не учитывают особенностей ее функционирования в новых условиях становления и развития гражданского общества.
Эти условия требуют применения системного подхода к управлению социальной защитой населения, рассмотрения ее как сложной системы в совокупности составляющих, ее свойств, взаимосвязей и структурных функциональных зависимостей.
Необходимость разработки новой модели управления социальной защитой населения с учетом отечественного и зарубежного опыта, а также практическая востребованность такой модели на уровне субъекта Российской Федерации определяют актуальность рассматриваемой темы исследования
Полномочия местного самоуправления определяют пределы самостоятельного решения населением вопросов местного зна¬чения, в том числе и социальной защиты и социального обеспечения граждан в субъектах РФ, в том числе и в г. Красноярске.
Объектом исследования является социальная защита населения и ее организация в г. Красноярске.
Предмет исследования - направления социальной защиты населения г. Красноярска.
Цель работы состоит в рассмотрении роли муниципального образования в управлении социальной защитой населения.
Задачи работы выполнялись следующие:
-дать характеристику понятия социальной защиты населения;
-рассмотреть формы социальной защиты населения в России;
-охарактеризовать организацию социальной защиты населения в г. Красноярске.
Вопросы организации процесса социальной защиты населения рассматривали такие авторы в своих работах, как К.С. Батыгина, И.В. Граф, М.О. Буянова, и другие.
Правовые аспекты организации и функционирования социальной защиты населения России представлены в исследованиях Г.В. Сулейманова, Э.Р. Стебелькова, Ф.М. Трифонова, И.П. Ткачева, В.И. Фадеева, Г.Д. Юстаса и других ученых представлены.
Основными методами исследования послужили следующие, анализ литературных источников, метод наблюдения, метод группировки данных, эмпирические методы исследования.
Структура работы состоит из введения, основной части, которая включает две главы, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Понятие и признаки системы социальной защиты населения
Социальную защиту населения можно представить как обязательства общества по реализации социальных прав граждан, социальных групп и классов, которые закреплены законодательными и нормативными актами, где предусматриваются решения проблем занятости и обеспечения реального прожиточного минимума населения, а также направленность социальной поддержки и достижение оптимального соотношения уровня жизни граждан, социальных групп и классов. Направленность социальной поддержки и достижение оптимального соотношения уровня жизни включает активную часть населения и нетрудоспособных граждан общества .
Социальная защита – это необходимый элемент функционирования каждого развитого государства. Концепция социальной защиты возникла в конце 19 - начале 20 века. Этот термин впервые появился в США в 30-х годах, а затем постепенно получил распространение в западной социологии для характеристики системы мер, которые каждый гражданин должен получить в связи с безработицей, потерей работы или резким падением дохода в результате болезни, рождения ребенка, несчастного случая на производстве или получения профессионального заболевания, инвалидности, старости, и прочих неблагоприятных ситуаций.
Государство обязано предоставить защиту своему населению от негативных ситуаций, экономической и социальной нестабильности. В научной и учебной литературе концепция социальной защиты населения разными авторами сформулирована по-разному в зависимости от того, какие признаки приняты в качестве базовых, основополагающих для данного понятия. Множество интерпретаций понятия социальной защиты и реальности, которую оно обозначает, также можно найти в отечественных исследованиях и публикациях, где система социальной защиты предстает в широком смысле как система правовых, социально-экономических и политических гарантий, которые определяют условия предоставления гражданам Российской Федерации средств социальной помощи и поддержки .
В на¬учной и учебной литературе понятие социальной защиты населения различными автора¬ми формулируется по-разному, в зависимости от того, какие признаки принимаются за базовые, основные для данного понятия.
Множе¬ство трактовок понятия социальной защиты и обозначаемой им реальности также встречается в отечественных исследованиях и публикациях, в которых система социальной защиты в широком смыс¬ле представляется как система правовых, социально-экономических и политических гарантий, определяющих условия для предоставления финансовых средств социальной помощи гражданам РФ .
С одной стороны, социальная защита населения представляет собой функциональную систему, то есть систему направлений, по которым она реализуется, а с другой - институциональную, то есть систему институтов, которые ее обеспечивают, а именно: государство, суд, профсоюзы и другие обще¬ственные организации.
Прошедшие в России глубокие социально-экономические преобразования по развитию рыночной экономики, сделали проблему обеспечения эффективной социальной защиты граждан во¬обще и работников предприятий, в частности, особо актуаль¬ной в последние годы, так как жизненный уровень населения постепенно падает, сокращаются доходы россиян, растет безработица, а число бедных растет в геометрической прогрессии. Средний класс, по сути, исчез, общество раскололось на два класса – богатые и бедные, что и стало основным итогом рыночных преобразований в стране .
С одной стороны, эти преобразования должны бы усиливать социальную защиту граждан, но с другой, они оказались совершенно недостаточными, поэтому требуется предпринимать гораздо боль¬ше усилий по социальной защите в некоторых важных сторонах жизнедеятельности человека: защиты от безработицы, инфляции, матери¬альной необеспеченности значительной части граждан и другие аспекты .
Статья 7 Конституции Российской Федерации называет Российскую Федерацию социальным государством . Однако под социальным государством понимается такое государство, в котором власть ограничена необходимостью подчинения правам человека и гражданина и установленный государственно-правовой порядок должен обеспечивать всеобщую свободу, равенство и господство права для всех слоев населения. На практике же нарушен принцип недопустимости удовлетворения социально-экономических прав одних членов общества в ущерб других групп населения .
Также недопустимо, чтобы вмешательство государства в регулирование экономики наносило ущерб рыночным отношениям, развитию бизнеса, попустительствовало развалу промышленности и экономики в целом. Соблюдение перечисленных требований служит правовым фундаментом, на котором правовое государство может функционировать как социальное, где на первый план ставится его социальная деятельность государства, его предназначение обеспечить общественное благополучие. Противоречия, которые возникают между различными социальными группами (бедные - богатые), должны разрешаться не с помощью государственного принуждения, а путем социальных компромиссов и достижения консенсуса .
Стремление к созданию равных возможностей для всех членов общества соответствует демократическому правовому социальному государству, когда равные возможности для всех исключают регулирование общественных отношений по принципу привилегий, так как социальное государство выступает гарантом и защитником интересов прав и свобод не какой-то одной социальной группы или нескольких групп, а всех членов общества.
Политика социального государства должна быть направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, что закреплено в конституции и в законах, которые должны неукоснительно соблюдаться государственными структурами власти .
Ключевым условием для реализации перечисленных прав и свобод человека и гражданина является проведение государством справедливой социальной политики, где признается право граждан на такой жизненный уровень (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, в трудоспособный период, и в случаях потери работы, болезни, инвалидности, вдовства, старости.
Социальная политика должна быть направлена на то, чтобы трудоспособные граждане собственными усилиями достигали материального достатка для себя и своей семьи, а социальную защиту от государства, общества получали лишь те категории граждан, которые признаются социально уязвимыми (инвалиды, старики, дети и прочие категории) .
В связи с этим возникает необходимость введения научно обоснованного такого понятия, как «социальная защита населения» .
Изучив основные тенденции в становлении систем социальной защиты населения в различных странах, к числу сущностных признаков социальной защиты населения на современном этапе можно отнести следующие:
-во-первых, государственный характер устанавливаемых в обществе организационно-правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социальной защиты;
-во-вто¬рых, законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления тех или иных видов социальной защиты;
-в-третьих, закрепление в нормах права либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих социальной защите;
-в-четвертых, нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления .
Таким образом, социальная защита населения - это важная сфера деятельности любого государства, так как от уровня благополучия его жителей зависит стабильность и дальнейшее развитие страны и общества в целом, зависит общемировой статус нации и рейтинг государства в общемировых внешеполитических и внешнеэкономических связях .
Кроме того, качество жизни граждан и уровень их благополучия отражается на общемировой рейтинге и имидже государства в целом, которое занимает определенную нишу, популярность которой в том, что жители страны живут на порядок выше и имеют социальную защиту во всех аспектах их жизнедеятельности, то есть социально защищены от различных неблагоприятных ситуациях общественного и личного существования.
1.2. Система и организация социальной защиты населения Российской Федерации и ее основные функции
В принятой Концепции социальной защиты различных слоев населения, пенсионеров, ин¬валидов, многодетных семей и других нуждающихся в социальной под¬держке групп населения, Министерство социальной защиты России разрабатывает понятие социальной защиты с участием других заинтересованных министерств, при этом отмечая, что социальная защита представляет собой комплекс дополнительных мер финансовой поддержки наименее защищенных слоев населения (пожилых, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми, молодежи, лиц, не имеющих средств к существованию), а также предотвращения коллапса социальной сферы государства, обеспечения защиты и поддержания социального обслуживания.
Кроме того, социальная сфера направлена на предотвращение раз¬вала системы социальной защиты, сохранению уровня социального обслуживания, что осуществляется как за счет феде¬рального и местных бюджетов, так и за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения» .
При этом подчеркивается, что социальная защита в Российской Федерации необходима в первую очередь для следующих групп населения, которые составляют: пожилые граждане, особенно одинокие и одиноко проживающие, одинокие супружеские пары, инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих; инвалиды, в том числе с детства, и дети-инвалиды; инвалиды из числа воинов-интернационалистов . А также граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах, безработные, беженцы и перемещенные лица. Включаются сюда сироты и дети, оставшиеся без средств к существованию в Чернобыле, безработные, вынужденные беженцы и переселенцы, сироты и дети, те, кто не имея постоянного жилья, остался без попечения родителей. Дети с девиантным поведением; семьи с детьми-инвалидами, сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, алкоголики и наркоманы, семьи с низким доходом, многодетные семьи, матери-одиночки, молодые семьи, студенты, семьи, граждане, инфицированные ВИЧ и уже больные СПИДом, лица с ограниченными возможностями; лица без определенного места жительства (бомжи) и прочие социально незащищенные слои населения
Главными формами социальной защиты населения выступают следующие:
1. Предоставление гражданам денежных выплат по систе¬ме социального обеспечения: пенсии по достижении пенсионного возраста, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии и прочие пенсии согласно действующего законодательства РФ, пособия - по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и другие, компенсации за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы, супругам военнослужащих, студентам за время академического отпуска по ме¬дицинским показаниям, учащимся на питание и другие, а также и субсидии, например, жилищные ;
2. Предоставление гражданам «натуральных» видов социального обеспечения, а именно: благотворительная помощь в виде питания, одежды, медикаментов; социальные услуги и прочее.
В вышеуказанной Концепции сформулирована и основная цель социальной защиты населения, которая звучит следующим образом: «В современной кризисной ситуации социальная защита населения направлена на снижение абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание всемерной материальной помощи населению в сложных экономических условиях, вызванных проводимыми экономическими реформами, помощь и содействие адаптации социально незащищенных групп населения к условиям рыночной экономики» .
Обоснование указанной цели предполагает, что разработчики данной Концепции рассматривают социальную защиту населения как более универсальную, чем социальное обеспечение, систе¬му поддержки населения, которая ориентирована не только на классичес¬кие социальные риски (старость, инвалидность, потеря кормильца, временная нетрудоспособность и другие), но и на риски, которые были привнесены в жизнь общества проводимыми реформами общественно-экономической жизни страны, что свя¬зано с формированием в стране другой экономической системы .
Однако говорить о перерастании системы социального обеспечения России в систему социальной защиты населения еще несколько рано, так как государство постоянно демонстрирует на¬селению свою экономическую несостоятельность и стойкое нежелание улучшать благосостояние общества