Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В наш век научно-технических революций, стремительного развития информационных технологий трудно представить себе жизнь без компьютеров, Интернета, телефона и других электронных устройств. Следствием научно-технической революции стало создание новой социокультурной среды. Таким образом, по мнению В.А. Плешакова, человек сегодня осуществляет свою жизнедеятельность параллельно в двух социализирующих средах: в привычной материальной реальности и в новой информационной реальности киберпространства.
Несомненно, появление компьютеров и Интернета внесло глубокие изменения во все сферы жизни современного человека, произошла смена экзистенциальных, духовных, идеологических, социологических и экономических приоритетов. Согласно опросу Левада-центра, за последние два года количество пользователей Интернета увеличилось с 73% до 81% граждан, большинство из которых составляли дети, подростки и подростки.
Проблема игровой зависимости и ее влияния на социально-психологические аспекты здоровья молодежи приобрела особую актуальность в наши дни, поскольку большинство игроков - подростки и подростки. Современный подросток подвержен риску из-за специфической ситуации развития, которая является чувствительным периодом для формирования моделей поведения, вызывающих привыкание. Альтернативная реальность предоставляет детям свободу и анонимность, позволяя им отвлечься от насущных проблем в наиболее привлекательном альтернативном мире киберпространства.
Проблемам взаимодействия человека и компьютера посвящено множество работ отечественных и зарубежных авторов (А.Е. Войскунский, Е.П. Белинская, С.И. Ворошилин, S.E. Caplan, M.D. Griffiths, K. Young и т.д.), которые дают различные определения, классификации, признаки, стадии и факторы формирования игровой зависимости.
Проблема исследования - выявить условия профилактики игровой зависимости у подростков.
Объектом исследования является процесс профилактики игровой зависимости у подростков.
Предметом исследования являются основы и принципы профилактики игровой зависимости у подростков.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление благоприятных условий для профилактики игровой зависимости у подростков.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть проблему игровой зависимости в трудах отечественных и зарубежных авторов;
- изучить характеристику выборки и методов исследования;
- детально проанализировать опытно – экспериментальную работу по профилактике компьютерной игровой зависимости у подростков;
- проанализировать эффективность реализованной программы профилактики компьютерной игровой зависимости у подростков.
Гипотеза исследования: предполагается, что если в ходе профилактики игровой зависимости у подростков применять специальные методики, уровень игровой зависимости подростков значительно снизится.
База исследования: В исследовании на добровольной основе приняли участие ученики 7А класса средней школы в количестве двадцати восьми человек, из них 19 мальчиков и 9 девочек. Средний возраст испытуемых, составил 13 лет.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по психологии, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
§ 1. Проблема игровой зависимости в трудах отечественных и зарубежных авторов
Изучение проблем аддиктивного поведения имеет довольно долгую историю. Еще в 1818 году была опубликована работа московского врача К.М. Бриль-Краммера, который в своем исследовании подробно описал патологические состояния больных, употребляющих спиртное. В исторических источниках издание «Британского журнала зависимостей», опубликованное в Великобритании в 1884 году, а ненамного позже в США и Австралии, в котором освещались основные проблемы алкоголизма, лудомании и зависимости, является отправной точкой международного исследования аддиктивного поведения. С 90–х годов ХХ века научно-технический прогресс породил новый тип зависимых методов самореализации личности - компьютерную зависимость, которая сегодня включает в себя большое количество проблем с зависимым поведением и контролем влечений как форма девиантного поведения [12].
Первые упоминания о компьютерной зависимости нашли отражение в работах американских ученых начала 80-х годов 20 века (Ш. Текл, М. Шоттон и др.), которые говорили о ее детерминированной необходимости уходить от реальности, личных проблем и черт человеческого характера. Один из пионеров исследований интернет-среды, проф. Дж. Суллер впервые упоминает о возможности изучения кибератаки как зависимости от виртуальной среды, созданной с использованием компьютерных технологий.
Чуть позже, в 1994 году, профессор Питтсбургского университета, основатель Центра онлайн-зависимости, впервые обнаружил, что К. Янг разработал и опубликовал на веб-сайте тестовую анкету, направленную на выявление интернет-зависимости, и опубликовал ее. Получив около 500
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Агибалова Н. И., Данилова М. В. Особенности компьютерной игровой зависимости среди подростков / Н. И. Агибалова, М. В. Данилова // Молодой учёный. – 2014. – № 20 (79). – С. 547 – 549.
2.Асеева А. Д. Социально – психологические аспекты зависимого поведения в межличностных отношениях в юношеском возрасте / А. Д. Асеева – Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Курск – 2014. – 210 с.
3.Баева Л. В. Виртуализация жизненного пространства человека и проблемы интернет – игровой зависимости (IGD) / Л. В. Баева // Виртуальное пространство и жизненные миры человека. – 2016. – № 1 (11). – С. 8 – 19.
4.Блясова И. Ю. Социально – педагогическое предупреждение компьютерной игровой зависимости подростков / И. Ю. Блясова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 3 (52). – С. 26 – 28.
5.Васильева Е. В. Компьютерная зависимость подростка как социально – педагогическая проблема / Е. В. Васильева // Психолого – педагогический журнал ГАУДЕАМУС. – 2016. – Т. 15 (№ 2). – С. 32 – 38.
6.Васильева Ю. Е., Ивашина И. А., Попов П. П., Рыжов И. Г. К вопросу о проблеме интернет – зависимости в современном обществе / Ю. Е. Васильева и др. // Актуальные вопросы психиатрии, наркологии и медицинской психологии. – 2014. – № 16. – С. 48 – 51.
7.Воеводскова Е. Е. Зависимость о компьютерной виртуальной реальности / Е. Е. Воеводскова // Проблемы педагогики. – 2015. – № 27. – С. 1 – 2.
8.Волкова Е. Н., Гришина А. В. Оценка распространенности игровой компьютерной зависимости у младших подростков / Е. Н. Волкова, А. В. Гришина // Вестник Мининского университета. – 2014. – № 3. – С. 24 – 30. 81
9.Вотякова Е. Ю., Яковлева Н. В. Негативное влияние кибераддикции на жизнестойкость подростков / Е. Ю. Вотякова, Н. В. Яковлева // Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие». – 2015. [Электронный ресурс].
10.Гаурилюс А. И. Характеристика игровой зависимости у молодежи / А. И. Гаурилюс // Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие». – 2016. [Электронный ресурс].
11.Гоман В. А., Гефнер О. В. Современная молодежь и компьютерная зависимость / Гоман В. А., Гефнер О. В. // Электронный научно – методический журнал Омского ГАУ. – 2018. – Спецвыпуск № 5. – С. 1 – 4.
12.Горшенина А. Н. Компьютерная зависимость у детей и подростков / А. Н. Горшенина // В сборнике: Наука сегодня, сборник научных трудов по материалам международной научно – практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда – 2014. С. 82 – 83.
13.Гришина А. В., Волкова Е. Н. Структура субъектности с разным уровнем игровой компьютерной зависимости / А. В. Гришина, Е. Н. Волкова // Вестник Мининского университета. – 2018. – Том 6. № 1. – С. 1 – 18. 82
14.Ембергенова А. М. Психопатологические аспекты игровой зависимости / А. М. Ембергенова // Вестник АГИУВ. – 2014. – № 3. – С. 186 – 188.
15.Емельяненко В. Д. Мировоззрение и игровая компьютерная зависимость: поиск взаимосвязи / Емельяненко В. Д. // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. – 2016. – № 1 (11). – С. 45 – 64.
16.Игдырова С. В., Чикляукова Е. В., Мукминов Р. Р. Социальная работа с подростками, склонными к кибераддикции / С. В. Игдырова и др. // Димитровградский инженерно – технологический институт «МИФИ», Россия, г. Димитровград. – 2014. – № 1 (3). – С. 149 – 157.
17.Остапова А. В. Психологические особенности подросткового возраста / А. В. Остапова // Евразийский научный журнал – 2015. – № 7 – С. 189 – 191.
18.Плешаков В. А. Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности человека XXI в. и проблемы образования / В. А. Плешаков // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2014. – № 4 (35). С. 9 – 22.
19.Помелов В. А. Геймер: игроман или креативная личность? / В. А. Помелов // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2014. – № 3 (39). – С. 76 – 81.
20.Романцова И. И. Профилактика интернет – зависимого поведения у подростков посредством формирования навыков межличностного конструктивного общения / И. И. Романцова ГБУ ВО «Центр психолого – педагогической поддержки и развития детей». 2017. – 193 с.
21.Смирнов А. В. Базовые психологические компоненты аддиктивного поведения в структуре интегральной индивидуальности / А. В. Смирнов – Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Екатеринбург. – 2015. – 489 с.
22.Смирнова А. А., Захарова Т. Ю., Синогина Е. С. Киберугрозы безопасности подростков / А. А. Смирнова, Т. Ю. Захарова, Е. С. Синогина // Научно – педагогическое обозрение. – 2017. – № 3 (17). – С.
23.Тазетдинова Ю. М. Теоретические предпосылки исследования особенностей агрессивного поведения у подростков – мальчиков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости / Ю. М. Тазетдинова // Санкт – Петербургский образовательный вестник. – 2018. – № 9. – С. 43 – 48.
24.Титова В. В., Катков А. Л., Чугунов Д. Н. Интернет – зависимость: причины и механизмы формирования, диагностика, подходы к лечению и 86 профилактике / В. В. Титова, А. Л. Катков, Д. Н. Чугунов // Педиатр. – 2014. – Т. 5 № 4. – С. 132 – 139.
25.Фатхутдинова А. А. Феномен геймерства в современном обществе / А. А. Фатхутдинова // Вестник ВЭГУ. – 2017. – № 2 (88). С. 139 – 143.