Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государственное принуждение, являясь по сути единой, сложносо-ставной юридической категорией, объединяющей в себе широкий спектр видов, форм, мер, способов, тактических приемов принудительного воз-действия, реализуемых публично-правовыми субъектами становилось предметом самостоятельных монографических научных исследований, в рамках которых учеными предпринимались вполне обоснованные попыт-ки раскрыть сущность государственного принуждения через его отрасле-вую принадлежность, правовые основания применения, цели применения, содержание и характер принудительного воздействия, т. е. дифференциро-вать государственное принуждение на определенные категории, в целях осуществления системного анализа различных его аспектов.
Реализация мер административного принуждения является актуаль-ной задачей уполномоченных государственных органов, так как эти меры направлены на обеспечение законности, охрану общественного порядка и безопасности, защиту прав и интересов физических и юридических лиц, создание необходимых условий для деятельности аппарата государствен-ной власти. Применение мер административного принуждения связано преимущественно с деятельностью органов внутренних дел по предупре-ждению и пресечению правонарушений, защите законных интересов лич-ности, общества, государства. Являясь специфическим методом правового регулирования, принуждение включает в себя различные формы и меры, посредством которых компетентные органы государства воздействуют на поведение людей.
Объектом исследования является система общественных отношений, складывающихся в сфере деятельности юрисдикционных органов по при-менению административных наказаний.
Предметом исследования являются нормы административного права, регламентирующие административные наказания.
Цель работы – рассмотреть административные наказания в системе мер административного принуждения.
Задачи работы:
1. проанализировать понятие принуждения по административно-му праву;
2. исследовать особенности мер административно-правового при-нуждения, их классификация по различным основаниям;
3. исследовать понятие, признаки и цели наложения администра-тивных наказаний;
4. охарактеризовать систему административных наказаний: поня-тие, признаки и административно-правовое значение.
Методологическую основу методы анализа, синтеза, индукции, де-дукции, аналогии, формально-логический метод, системный анализ, метод формально-юридического анализа, включая положения диалектического метода познания реальной действительности.
1. СИСТЕМА МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
1.1 Административное принуждение: понятие и характерные черты
Государственное принуждение по отношению к юридической ответ-ственности выступает более широким понятием, включая в себя также ме-ры пресечения, меры предупреждения, а также меры защиты.
Вместе тем отдельными авторами государственное принуждение как свойство юридической ответственности ставится под сомнение . Основным аргументом такой позиции выступает отсутствие изначального принужде-ния, носящего государственный характер, в применении дисциплинарной и отдельных мер гражданско-правовой ответственности. Считаем весьма дискуссионным такой подход. Исходя из определения государственного принуждения, под которым принято понимать такой вид социального принуждения, суть которого выражается во внешнем физическом, психи-ческом или ином воздействии уполномоченных государством органов, должностных лиц, общественных организаций на волю, сознание и пове-дение субъектов посредством применения к ним соответствующих небла-гоприятных правовых мер, в целях обеспечения законности и обществен-ного порядка, на наш взгляд, юридическая ответственность в любом своем виде связана с государственным принуждением или как минимум с точки зрения своего нормативного закрепления его подразумевает.
Государственное принуждение - это своего рода реакция органов власти на опасное и незаконное поведение отдельных лиц. Применение принуждения вызывает конфликт между волей, выраженной в законе, и индивидуальной волей тех, кто его нарушает. Другими словами, государ-ственное принуждение применяется к субъектам права, нарушившим пра-вовые нормы.
В российском законодательстве до настоящего времени отсутствует понятие административного принуждения, при этом некоторыми исследо-вателями (что также дискуссионно) «вместо понятия административного принуждения предлагается термин «административно-правовое принуж-дение», так как административное принуждение намного шире админи-стративно-правового. Оно нередко связано с произволом и насилием. В отличие от уголовной ответственности для административного принужде-ния правовая форма еще не стала таким атрибутивным свойством» .
Несмотря на разнообразие теоретических подходов к пониманию термина «административное принуждение», в науке административного права административное принуждение рассматривается как «отраслевая разновидность правового государственного принуждения, регламентиро-ванная нормами административного и административно-процессуального законодательства» .
Полагаем, что административное принуждение можно определить как особый вид государственного принуждения, заключающийся в приме-нении органами исполнительной власти принудительных мер, в строго установленных законом случаях и определенном процессуальном порядке, к субъекту с целью защиты законных интересов других участников управ-ленческих отношений .
1.2 Классификация мер административного принуждения
Классификацией административно-правового принуждения, пред-ставляющей значительный научный интерес, выделяются следующие раз-новидности мер: административного предупреждения; пресечения; адми-нистративно-процессуального обеспечения; административной ответствен-ности. Большинство авторов придерживается именно такой классифика-ции .
В качестве наиболее полной и обоснованной представляется следу-ющая классификация:
- контрольно-предупредительные меры;
- меры административного пресечения;
- меры процессуального обеспечения;
- восстановительные меры;
- меры административной ответственности (административные взыскания).
На наш взгляд наиболее значимыми из этих мер выступают: меры административного предупреждения, меры административного пресечения и меры административной ответственности.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссий-ского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правона-рушениях : Федер. закон от 30 дек. 2001 № 195—ФЗ : принят Гос. Думой 2о декабря 2001 г. : одобрен Советом Федерации 26 декабря г. : [ред. от 28.04.2023] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 [ч. I]. — Ст. 1.
Научная литература
3. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. Общая часть: учебник. М.: Зерцало–М, 2017. 721 с.
4. Арсланбекова А.З. Принуждение как метод государственного управления / А.З. Арсланбекова, М.Э. Абдуллаева // Вестник Дагестанско-го государственного университета. Серия 2: Общественные науки. 2016. № 4. С. 98–104.
5. Борисов А.М., Мирзаев С.А. Проблемы исполнительного про-изводства, связанные с принудительным взысканием административных штрафов // Практика исполнительного производства. 2017. №21. –С. 29.
6. Будасова О.М., Николаева А.Р., Полякова А.А. Цели и функ-ции административных наказаний // В сборнике: Проблемы государствен-но-правового строительства в современной России: анализ, тенденции, перспективы. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. 2022. С. 18-21.
7. Вишнякова А.С., Агапов А.Б. Административное право. Прак-тикум: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / под ред. А.Б. Агапова. М.: Юрайт, 2019. 597 с.
8. Дерюга А.Н., Шаклеин С.Н. Цель административного наказа-ния // Вестник Могилевского института МВД. 2020. № 1. С. 5-13.
9. Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория и практика: монография / Под общ.ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт–Петербургский университет МВД России, 2014. 383 с.
10. Капустина Е.Г. Административно–правовой статус отдельных субъектов административно–правовых отношений в сфере безопасности дорожного движения // Закон и право. 2020. №2. С. 174.
11. Карпов О.В. К вопросу о целях административного наказания // В сборнике: Актуальные проблемы публичного права. Сборник научных трудов III Всероссийской научно-практической конференции с междуна-родным участием . Редколлегия: О.Н. Дядькин (пред.), Т.А. Ткачук, А.И. Неряхин. Владимир, 2022. С. 127-130.
12. Кострюк П. Е. Административное пресечение как мера админи-стративного принуждения: монография. М.: Лаборатория книги, 2010. 277 с.
13. Кудинов В.В. Административные наказания: система, содержа-ние и пути правового развития: монография / В.В. Кудинов, Д.Ю. Манан-ников. Курган: КГСХА им. Т.С. Мальцева, 2019. 292 с.
14. Носик А.В. К вопросу о понятии и целях административных наказаний // NovaUm.Ru. 2022. № 36. С. 38-41.
15. Саидахмедова Г.Р. Понятие и цели административных наказа-ний // Студенческий вестник. 2020. № 26-1 (124). С. 60-61.
16. Сафоненков П.Н. Административное принуждение, применяе-мое таможенными органами, как научная проблема // Административное и муниципальное право. 2016. № 4. С. 295–298.
17. Сидоренко А.И. Научные подходы к рассмотрению целей ад-министративного наказания // E-Scio. 2020. № 9 (48). С. 374-379.
18. Соколов А. Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: монография. М. : Норма : ИНФРА – М, 2015. 263 с.
19. Сорокин В.Д. Административно–процессуальное право: учеб-ник. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. 536 с.
20. Сурина Л.Н. Юридическая ответственность как разновидность государственного принуждения // Россия в XXI веке: стратегия и тактика социально–экономических, политических и правовых реформ. Материалы XIII Всероссийской научно–практической конференции студентов и моло-дых ученых, посвященной 75–й годовщине Победы в Великой Отечествен-ной войне 1941–1945 годов. 2020. С. 431–432.
21. Суслова К.А. Характеристика современной системы админи-стративных наказаний в Российской Федерации // В сборнике: Актуальные проблемы публичного и частного права в контексте современных процес-сов реформирования законодательства. Сборник материалов VII Всерос-сийской научно–практической конференции. Чебоксары, 2021. С. 193–198.
22. Тюрде А.И. Административные наказания и санкции как кате-гории административного права // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 1(171).
23. Чернова И.Н., Шарапа С.А., Собащук Е.Ю. Основы классифи-кации административных наказаний // Наука XXI века: возможности, про-блемы, перспективы. Сборник научных трудов по материалам междуна-родной научно–практической конференции. Москва, 2020. С. 360.
24. Чернова И.Н., Шарапа С.А., Собащук Е.Ю. Основы классифи-кации административных наказаний // Наука XXI века: возможности, про-блемы, перспективы. Сборник научных трудов по материалам междуна-родной научно–практической конференции. Москва, 2020. С. 360.
25. Шаклеин С.Н. Пенологические аспекты эффективности админи-стративного наказания // Научный портал МВД России. 2020. №1 (49). С.112.
26. Шубина Е.В. Административно–предупредительные меры в си-стеме административно–правового принуждения // Административное и муниципальное право. 2014. № 11. С. 1160.
27. Щербакова К. В. Понятие и виды мер административного при-нуждения // Молодой ученый. 2017. № 33 (167). С. 38 – 41.
28. Якимова В.Н. Административное наказание: понятие, цели, и виды // Студенческий форум. 2022. № 19-5 (198). С. 49-51.