Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Планирование хозяйственной деятельности коммерческих предприятий должно способствовать эффективной реализации новой экономической ситуации. Развитие зрелых рынков и приватизация собственности существенно активизируют процесс самоуправления предприятий, что в корне меняет характер планирования. Отказ от традиционного планирования развития торговли, как и развития народного хозяйства, не означает сокращения плановой работы предприятий, фирм и предприятий. Программа является одним из трех основных элементов бизнес-системы управления предприятием, которая также включает в себя управление и контроль организации. С другой стороны, существует необходимость кардинального повышения эффективности деятельности предприятий в рыночных условиях. Сложность поставленной задачи требует всестороннего изучения сущности и понятия содержания торгового предприятия, поскольку как самостоятельный хозяйствующий субъект торговое предприятие становится основным звеном отраслевого рыночного механизма.
Цель работы – анализ принципов прогнозирования и планирования как функции управления.
Для достижения поставленной цели при написании работы определены следующие задачи:
рассмотреть понятие, цели и задачи прогнозирования и планирования;
изучить стратегическое и тактическое планирование и прогнозирование;
привести организационно-экономическую характеристику объекта;
провести анализ существующей функции планирования в деятельности менеджера;
разработать направления совершенствования системы планирования.
Объект исследования – ООО «Центр Технологии развития». Предмет исследования – система факторов, определяющих особенности функции прогнозирования и планирования в деятельности организации.
При написании курсовой работы применялись методы анализа, синтеза, дедукции, индукции.
Теоретической основой при написании работы послужили учебники, учебные пособия и монографии ряда российских ученых, посвященные теме исследования, научные статьи, нормативно-правовые акты. В исследуемой литературе тема работы достаточно изучена.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, посвященных теме исследования и отражающих поставленные при написании работы задачи, заключения и списка литературы. Название глав отображает их содержание.
1. Теоретический аспект функции прогнозирования и планирования
1.1. Понятие, цели и задачи планирования и прогнозирования
Содержание внутреннего планирования и прогнозирования компании как функции управления включает в себя разумное определение основного направления и доли развития производства с учетом источников материалов и спроса на рынке, который оно обеспечивает. Суть планирования и прогнозирования заключается в конкретизации целей развития всей компании и каждого подразделения в течение определенного периода времени; определение экономических задач, средств достижения, времени и последовательности реализации; определение материальных, трудовых и трудовых ресурсов, необходимых для решения задач. Следовательно, цель планирования и прогнозирования как функции управления состоит в том, чтобы стремиться заранее учитывать, по возможности, все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия. Планирование и прогнозирование предусматривает формулирование комплекса мер для определения последовательности достижения конкретных целей с учетом возможности каждого производственного подразделения и всей компании максимально эффективно использовать ресурсы.
Таким образом, план направлен на обеспечение взаимосвязи между различными структурными подразделениями компании, включая всю технологическую цепочку: исследования и разработки, производство и продажи. Основой этой деятельности является определение и прогнозирование потребностей потребителей, анализ и оценка существующих ресурсов и перспектив развития экономических условий. [2, с.188]
Прогнозирование - это предплановая, научная и аналитическая стадии планирования. Он определяет возможности, в которых могут быть поставлены реальные цели и задачи, процесс составления прогнозов называется прогнозированием [5, с. 17]. Этот процесс включает в себя следующие моменты:
научное предвидение будущего на основе определения тенденций и закономерностей развития;
определение динамики экономических явлений;
прогнозы и показывать возможное направление будущего развития организации:
определять с точки зрения конечного состояния системы, переходного состояния и поведения различных ситуаций на пути к заданному оптимальному режиму работы [9]
Планирование понимается как процесс проведения научных или эмпирических исследований целей и приоритетов социально-экономического развития, а также определения путей и средств достижения этих целей и приоритетов.
Таким образом, план представляет собой документ, содержащий ряд показателей и набор различных мер для решения социально-экономических проблем. В нем отражены не только цели и приоритеты, но и ресурсы, источники предоставляемых ресурсов, последовательность и сроки.
В условиях рыночной экономики планирование корпоративной деятельности позволяет решить ряд задач:
определить перспективы изменения внешней среды компании;
сформировать цели и стратегии развития;
определить основные задачи и методы их решения;
спрогнозировать изменения состояния компании. предприятия;
координировать работу различных подразделений компании;
формировать основу для мониторинга и реализации целей и задач. [6, с.78]
Планы производственных предприятий обычно формулируются в виде комплексных планов производственной, хозяйственной и финансовой деятельности. Он состоит из следующих взаимосвязанных частей:
маркетинговый план;
производственный план;
разработка технологий и организация производства;
повышение экономической эффективности производства;
нормы и правила;
капитальные вложения и строительство инфраструктуры;
материально-техническое обеспечение;
рабочая сила и персонал;
себестоимость продукции, прибыль и рентабельность;
фонд экономического стимулирования;
финансовый план;
охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
Суть плана заключается в определении целей и задач деятельности компании, а также сроков, методов и средств достижения этих целей. Одним из составных элементов планирования является процесс прогнозирования, который включает в себя идею создания научной основы для возможного состояния объектов в будущем. Производственная, экономическая и финансовая деятельность являются тремя наиболее важными областями планирования.
1.2. Содержание принципов планирования и прогнозирования
Принципы планирования компания может выбрать сама. Основные принципы планирования включают в себя следующие:
1. Гибкость –адаптивность– - реакция на изменчивость условий, которая проявляется в предоставлении планам возможности менять свою направленность для противодействия возможному или фактическому снижению эффективности экономического объекта - это означает, что у компании есть определенный запас прочности, определенный резерв (деньги, Должна иметь производственную мощность, площадь).
2. Непрерывность предполагает, что планирование должно осуществляться непрерывно в рамках установленного цикла; такое планирование позволяет вовлекать сотрудников компании в процесс разработки плана.
3. Холизм – объединяет два направления координации и интеграции. Принцип координации устанавливает, что деятельность любой части организации не может быть эффективно спланирована, если она делает это независимо от других подразделений на этом уровне. Принцип интеграции предполагает, что в организации существуют различные относительно отдельные подразделения со своими собственными частными планами, но каждая подсистема должна действовать на основе общих стратегий развития предприятия, и ее план должен быть частью плана подразделения более высокого уровня. Следовательно, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее, исходя из принципа холизма, планировать одновременно и взаимозависимо.
4. Оптимальность – выбирают из альтернативных вариантов развития, обеспечивающих максимальную эффективность работы.
5. Сложность – взаимосвязь взаимозависимость всех элементов системы планирования.
6. Целеустремленность – разработка планов для достижения намеченных целей.
7. Точность предполагает, что планы должны быть конкретизированы и детализированы настолько, насколько это необходимо для успешной реализации плана и насколько позволяют внутренние возможности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антипова А.М. Бизнес-план – залог успешной предпринимательской деятельности / А.М. Антипова, А.А. Ахматалиева, С.К. Демченко // Образование и наука в современных условиях: материалы IX Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 8 окт. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 189-190.
2. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Инфра-М, 2017. – 245 с.
3. Богданова В.А. Анализ среды фирмы как важнейший этап стратегического менеджмента / В.А. Богданова, Е.А. Кыштымова // Современные концепции, учета, анализа и аудита в развитии предпринимательства. ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли». – 2016. – С. 79–83
4. Бодряков Р. Анализ оборотных средств и товарных ресурсов // Логистик & система. №3 март 2018. – 276 с.
5. Бороненкова С.А. Экономический анализ в управлении предприятием. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 123 с.
6. Быкардов Л.В., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие. - М. Изд-во ПРИОР, 2019. – 227 с.
7. Внедрение системы управления оборотными активами //Финансовый директор, 2017, № 6, с. 27
8. Волков О.И. Экономика предприятия. Учебник. М.: Инфра-М, 2019. – 340 с.
9. Ворожбит О. Ю., Титова Н. Ю. Предпринимательская среда как фактор взаимодействия предпринимательских структур // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. — 2014. — № 1. — С. 134–139.
10. Киперман Г.Я. Предпосылки безубыточности. // финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2017. - №6. - С.15
11. Куницына, Н.Н. Бизнес-планирование в коммерческом банке: Учебное пособие / Н.Н. Куницына. — М.: Магистр, 2016. — 383 c.
12. Лихачева, О.Н., Щурова С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: учеб. пособие / Под ред. И.Я. Лукасевич. – М.: Вузовский учебник, 2018. – 288 с.
13. Лопарева, А.М. Бизнес-планирование: учебно-методический комплекс / А.М. Лопарева. — М.: Форум, 2016. — 176 c.
14. Лосев, В. Как составить бизнес-план. Как составить бизнес-план: Практическое руководство с примерами готовых бизнес-планов для разных отраслей: Пер. с англ. / В. Лосев. — М.: Вильямс, 2017. — 208 c.
15. Лытнева Н.А. Функции, структура и порядок разработки бизнес-плана в системе управления организацией / Н.А. Лытнева, Н.В. Парушина, Е.А. Степина // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития : материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 8 окт. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 243-248.
16. Маркетинговые исследования рынка: Учебник / О.А. Лебедева, Н.И. Лыгина. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2017. - 192 с.
17. Маркетинговые исследования рынка: учебное пособие / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. - М.: Форум, 2019. - 336 с.
18. Маркетинговые коммуникации: Учебник / А.А. Романов, И.М. Синяева, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. - 384 с.
19. Немети, Л. Стратегии выхода из бизнеса: планирование выхода, опционы, увеличение стоимости бизнеса, управление сделками для владельцев бизнеса / Л. Немети. — М.: Инфотропик Медиа, 2016. — 272 c.
20. Памбухчиянц О. В. Организация торговли: Учебник / О. В. Памбухчиянц. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. -125 с.
21. Памбухчиянц, О. В. Основы коммерческой деятельности: Учебник / О. В. Памбухчиянц. – М.: Дашков и К, 2014. – 284 с.
22. Пласкова Н.С. Стратегический и текущий экономический анализ. – М.: Эксмо, 2009. – 236 с.
23. Принятие управленческих решений. Теория и практика: Учебное пособие / А.Т. Зуб. – М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. – 400 с.
24. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 260 с.
25. Тасуева А. А. Бизнес-планирование как способ укрепления позиции предприятия // Молодой ученый. — 2018. — №6. — С. 103-105.
26. Хабалтуев А. Ю., Авдеева М. А. Бизнес-планирование как инструмент реализации стратегии предприятия // Молодой ученый. — 2017. — №44. — С. 91-93.