Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В жизни каждого школьника однажды наступает переход из младшей школы в среднюю и этот процесс является очень важным, как для самих учащихся, так и для их родителей. В этот период происходит резкая смена социальной ситуации обучения. Школьники выходят за привычные рамки, потому что условия обучения изменяются: основной учитель сменяется классным руководителем, появляются новые преподаватели, каждый из которых теперь ведет свой отдельный предмет, а с ними появляются и новые требования. У потенциальных пятиклассников появятся не только новые учителя и предметы, но и новая обстановка в целом, они посмотрят на школу совсем иначе: новые этажи, кабинеты, раздевалки и довольно часто меняются одноклассники.
Оканчивая начальную школу, дети уже с волнением задумываются о предстоящих переменах, ведь на факт окончания младшей школы, в той или иной степени указывают учителя с родителями, и воспринимают переход в 5 класс, как очень важный шаг в своей жизни.
Важно отметить, что переход в среднюю школу совпадает с концом детства, что является достаточно стабильным периодом развития, поэтому можно считать его благоприятным для адаптации школьника к новым учителям, новым условиям. Известно, что важнейшие новообразования к 10 годам возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Этот возраст оптимален для развития устойчивых познавательных интересов и потребностей, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей. Это период позитивных изменений и преобразований. Однако, не смотря на этот факт, всегда существовали и существуют в настоящем времени дети, которым сложнее удается адаптироваться к новым условиям. Для таких школьников период адаптации в 5 классе будет являться одним из труднейших периодов школьного обучения, и чтобы обеспечить максимально комфортный и безопасный переход из начального в среднее звено, необходимо определить, какие социально-психологические факторы обеспечивают успешную адаптацию к системе обучения в среднем звене, а какие мешают этому. Если в этом возрасте ребёнок не ощутит радость познания, не освоит умение учиться, не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, а также не научится дружить, сделать это в дальнейшем времени будет намного труднее.
Возможных причин вызывающую дезадаптацию пятиклассников может быть много: слабое развитие учебной мотивации, неуверенность в себе, низкая самооценка, повышенная тревожность, нехватка навыков сотрудничества со сверстниками, отсутствие умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, и адаптация у них протекает сложнее и заканчивается позже остальных. У них могут наблюдаться негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. На таких детей чаще всего жалуются учителя, что они "мешают" работать в классе. Эти факторы также говорят о дезадаптации ребенка к школе.
Важно отметить, что наибольшее число исследований феномена школьной дезадаптации относится к начальному периоду обучения. Проблемы школьной дезадаптации этого возрастного периода достаточно глубоко изучены в трудах отечественных и зарубежных психологов (Александровская Э.М.,1987; Божович Л.И., 1968; Венгер А.Л., 1980; Гуткина Н.И., 1985; Давыдов В.В., 1976; Дубровина И.В., 1984; Коробейников И.А., В.М., 1990; Лусканова Н.Г., 1992; Лубовский В.И., 1978; и др.), что, по всей видимости, определяется возможностью более четкого выделения факторов риска, а также вызывающих их причин. К числу проявлений школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте, по мнению данных авторов, относятся затруднения в учебе и нарушение школьных норм поведения.
Сегодня особую актуальность приобретает диагностика социально-психологических факторов, влияющих на адаптацию учеников к средней школе после окончания младших классов. Ведь, именно, она позволяет профилактировать проблемы учащихся на рубеже 4 и 5-х классов, а в некоторых случаях и предупредить сложные школьные проблемы.
Проблема изучения социально-психологической готовности детей к обучению в среднем звене уже была выявлена и сформулирована в психолого-педагогической и научно-методической литературе ранее. Она определяется наличием противоречия: с одной стороны, между предъявляемыми требованиями в обучении учащимся начальной школы и среднего звена, а с другой стороны, недостаточной теоретической и методической разработанностью программы мероприятий по профилактике нарушения приспособления младших школьников к обучению в среднем звене. Это не обязательно…
Необходимость проведения исследования и его практическая значимость заключается в том, чтобы выявить факторы риска в 4 классе и по возможности информировать учителей, школьных психологов и родителей тех детей, у которых данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей. Полученные в исследовании данные могут быть использованы для профилактики возможной дезадаптации у младших школьников на рубеже перехода в среднюю школу.
Объектом исследования являются школьники, оканчивающие начальные классы.
Предметом исследования являются социально-психологические факторы риска, которые влияют на адаптацию младших школьников к обучению в среднем звене школы.
Цель исследования: выявление основных факторов риска, способных повлиять на адаптацию учеников, оканчивающих начальную школу и переходящих в 5-ый класс.
Задачи:
1. Анализ научной литературы по теме исследования.
2. Выдвижение гипотезы.
3. Выбор методик.
4.Формирование выборки. Эмпирическое исследование выбранных характеристик.
5. Анализ и интерпретация результатов. Выявление группы риска.
6. Подтверждение или опровержение гипотезы, подведение итогов.
7. Разработка рекомендаций.
Гипотеза: Высокая тревожность, заниженная самооценка, слабое развитие мотивации являются социально-психологическими факторами риска, влияющими на адаптацию учащихся начальных классов к средней школе, а также могут быть связаны с плохой успеваемостью.
Описание выборки: школа № 204 Центрального района Санкт-Петербурга ученики 4-а класса, 21 человек.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение и психологическое тестирование, качественно-количественный анализ эмпирических данных.
Методики:
1. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
2. «Самооценка уровня притязаний по методике Шварцландера»
1 Обзор литературы по проблеме изучения диагностики социально психологических факторов, влияющих на адаптацию учащихся начальных классов к средней школе.
1.1 Анализ научно-теоретических подходов к рассмотрению проблемы адаптации
Адаптация (латинск. adaptatio – приспособление) – целенаправленная системная реакция организма, обеспечивающая физиологическую и социальную жизнедеятельность. Рассматривается как совокупность приспособительных реакций, адекватно отражающих изменение условий существования или функционирования. Сохранение гомеостаза является проявлением реализации адаптационных механизмов. Адаптация осуществляется за счёт физиологических и функциональных резервов. Адаптация выработана в процессе филогенеза (процесс эволюционного развития живого) и совершенствуется в условиях онтогенеза (индивидуальное развитие особи). Филогенетически предусматривается не заранее сформированная адаптация, а возможность её гибкой реализации, адекватного реагирования и совершенствования под влиянием воздействия окружающей среды. Важным феноменом адаптации является перекрёстная адаптация. При этом адаптация к одному патогенному фактору приводит к повышению устойчивости к некоторым другим патогенным факторам.
Адаптивность – общая характеристика неспецифической способности организма к процессам адаптации. Адаптивность рассматривается как индивидуальная устойчивость или выносливость индивидуума (субъекта), как активное проявление генетически запрограммированной, конституциональной, индивидуальной меры существующих адаптационных резервов и приспособительных возможностей любого живого организма.
Адаптация биологическая (адаптация субъекта) - процесс активного приспособления функциональных систем к экзогенным и эндогенным агрессивным изменениям среды проживания и многочисленным факторам риска дезадаптации и ОНЗ. Процесс адаптации при этом направлен на формирование адекватной адаптивности и сохранения возможного оптимального адаптационного ответа и биологического баланса между субъектом, с одной стороны, и адаптогенными факторами, с другой, с целью сохранения биологической устойчивости функциональных систем, целостности фенотипа и генотипа субъекта.
Адаптация социальная (общественная) – частный аспект биологической адаптации; процесс, посредством которого индивидуумы или их группы (популяции) целевым образом приспосабливаются организационно и поведенчески (как вариант – психологически) к предъявляемым условиям существования. Социальная адаптация необходима прежде всего для того, чтобы выжить в определенном специфическим образом меняющемся или не стабильном социальном окружении, во вновь предлагаемых негативных или деструктивных социальных обстоятельствах жизни и деятельности (вариант примера социальной адаптации – национальные или семейные традиции и ценности, дезадаптирующая культура и т.п.).
Адаптация физиологическая – специализированная многоуровневая биофункциональная система, как правило, поэтапного приспособления организма к динамически меняющимся условиям внешней среды, оказывающим значимое воздействие на физиологические и функциональные системы организма и активизирующим адаптивные системы гомеостаза субъекта. Однако данное определение и понятие физиологической адаптации не рассматривает особенности деятельности систем более высокого у