Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность изучения внимания как одного из основных психических процессов обусловлена его фундаментальностью в процессе подготовки выпускника дошкольного образовательного учреждения согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) [19].
Выпускник детского сада должен быть максимально собран, мотивирован на учебную деятельность, а главное самостоятелен. Он должен уметь добыть необходимую для него информацию, переработать ее и суметь применить. Уважать своих сверстников, взрослых, иметь представления не только о своих правах, но и об обязанностях. К принципам ФГОС ДО современные дети не совсем готовы. Во главе понятия подготовки к школе, родители выпускников скорее ставят знание букв, чисел, решение простых математических задач. Уровню развития психических процессов, а именно внимания дошкольника не уделяется должного внимания, несмотря на то, что именно сформированность психических процессов является показателем готовности к школе и успешного обучения ребенка по школьной программе.
Степень научной разработанности проблемы: проблема развития внимания у детей дошкольного возраста тщательно изучена на высоконаучном уровне, но современным методам и средствам достижения высоких результатов по развитию внимания не уделяется должного внимания на уровне диссертационных исследования, работы глубокого характера по развитию внимания у детей дошкольного возраста средствами информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) не найдены. Материал по изучаемой в данной работе тематике представлен в источниках лишь в виде обобщения педагогического опыта действующих воспитателей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).
Проблема исследования заключается в поиске способов повышения уровня внимания у детей старшего дошкольного возраста средствами ИКТ.
Объектом исследования считаем процесс развития внимания у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является развития внимания у детей дошкольного возраста через применение ИКТ.
Таким образом, целью данной работы является изучение процесса развития внимания у детей старшего дошкольного возраста и проведение экспериментальной работы по повышению уровня внимания через применение ИКТ.
Согласно объекту, предмету и цели исследования ставим перед собой ряд задач:
1) изучить проблему развития внимания в трудах учёных;
2) выявить особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста;
3) определить виды информационно-коммуникационных технологий;
4) выявить методы и приёмы работы с информационно-коммуникационными технологиями для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическую основу исследования представляют положения о развития внимания Божович А.И., Волковой Т.Н., Гальперина П.Я., Комаровой Т.К., Ильина Е.П., Добрынина Н.Ф., Павлова И.П., Вунда В., Рубинштейна С.Л., Мухиной В.С., Выготского Л.С.
Методологическая основа исследования представлена теориями развития внимания как психического процесса П.Я. Гальперина и Л.С. Выготского, исследование устойчивости внимания С.Л. Рубинштейна.
Методы исследования: теоретического характера – анализ научной психолого-педагогической литературы, законодательной базы из области образования; эмпирического характера – констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент, наблюдение, методы описательной математической статистики.
Научная новизна исследования заключается в систематизации методов и приемов работы с информационно-коммуникационными технологиями для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, представленных в источниках достаточно разрозненно.
Практическая значимость исследования предполагает использование представленного цикла занятий по развитию внимания у старших дошкольников средствами ИКТ действующими педагогами ДОУ.
База исследования:
Глава l. Теоретические основы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Изучение проблемы развития внимания в трудах учёных
Проявить внимание - это значит направить и сосредоточить собственное сознания на определенном предмете, явлении или деятельности. Внимание человека служит в качестве ограничителя потока информации, предназначенного для последующего анализа, усиливает восприятие одной информации и способствует игнорированию другой. Направленность сознания определяет выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.
Божович А.И. трактует внимание как активный компонент процесса восприятия [3, С. 119]. Волкова Т.Н. считает его особой характеристикой состояния человека [4, С. 73]. Гальперин П.Я. определяют внимание как отдельный психический процесс наряду с ощущениями, восприятием, памятью [6, С. 110]. Комарова Т.К., Ильин Е.П. считают внимание сквозным процессом, существующим на всех психических уровнях, поскольку внимание связано с избирательностью психики, сознания [12, С. 56].
Процесс внимания обеспечивает правильное ориентирование субъекта в окружающем мире и самое полное и отчетливое отражение его в психике.
Гальперин П.Я. выделяет несколько видов внимания [6, С. 115].
1) Непроизвольное внимание – внимание, возникающее само собой, без каких-либо волевых усилий, но и без намерения видеть или слышать что-то конкретное. Этот вид внимания называют непреднамеренным. Условием появления непроизвольного внимания служит наличие ряда качеств внешних раздражителей и особенностей внутреннего состояния человека: потребностей, интересов.
2) Произвольное внимание – внимание, возникающее вследствие появления у человека цели, намерения что-то воспринимать или делать. Этот
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1) Ажищева Т.А. Информационно-коммуникативные технологии в ДОУ. – 2018. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://conseducenter.ru/index.php/chtenya/156-ajisheva
2) Алферова Е.А. Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста. – 2013. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-razvitija-vnimanija-u-detei-starshego-doshkolnogo-vohrasta.html
3) Божович А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Академия. - 2005. - 290 с.
4) Волкова Т.Н. Развитие памяти и внимания. - Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС». - 2005. - 240 с.
5) Вундт В. Введение в психологию. – М.: КомКнига. - 2007. – 168 с.
6) Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия. - 2002. - 400 с.
7) Гатанова Н.В. Развиваю внимание. - СПб.: Питер. - 2000. - 198 с.
8) Дормашов Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: - 2002. - 339 с.
9) Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Советская педагогика. - 1938. - № 8. – С. 12-19.
10) Дружинин В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов. - СПб.: Питер. - 2007. – 309 с.
11) Ильин Е.П. Психология. – СПб: Питер. - 2010. - 545 с.
12) Комарова Т.К. Психология внимания. - Гродно: ГрГУ. - 2002. - 124 с.
13) Кошелева С.В. Педагогическая психология. - М.: Академия. - 2005. – 263 с.
14) Петровский А.В, Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. - М.: - 2010. – 170 с.
15) Поздняков С.В. Тестирование в психологической диагностике. - М.: Просвещение. - 2009. - 125 с.
16) Рогова Е.И. Настольная книга практического психолога. - М., 2008. - с. 325.
17) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие для вузов. - СПб.: Питер. - 2007. - 712 с.
18) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
19) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://iroipk.ykt.ru/fgosdo/fgos_do.pdf