Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время российское образование ориентировано на формирование развитой личности, которая должна мыслить творчески и применять собственные знания на практике.
Математическое образование играет очень важную роль в развитии такой личности. Но значительное увеличение объема информации и сни-жение нагрузки на учащихся не позволяют выполнить такую задачу на уроке математики. В этом случае необходимо использовать потенциал до-полнительного математического образования.
Рассмотрение проблем дополнительного математического образова-ния является очень своевременным. Чтобы определить актуальность иссле-дования, необходимо выделить следующие аспекты:
1. Занятия в системе дополнительного математического образования учащихся требуют теоретического обобщения;
2. Многие публикации, описывающие содержание уроков дополни-тельного математического образования, направлены на стимулирование интереса детей к математике, но в то же время они не могут гарантировать, что учащиеся смогут в полной мере реализовать свои развивающие спо-собности;
3. Недостаточная подготовка будущих педагогов в период обучения в педагогическом вузе или колледже для организации дополнительного тематического образования, в том числе кружкового.
Перечисленные выше аспекты позволили нам выявить проблему ис-следования: возможности дополнительного математического образования в развитии и обучении учащихся недостаточно реализованы в образова-тельном процессе.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать получен-ные данные.
Проблема исследования - выявить условия решения уравнений и неравенств второй степени в различных формах дополнительного образо-вания.
Объектом исследования является процесс обучения решению урав-нений и неравенств второй степени в различных формах дополнительного образования.
Предметом исследования являются основы и принципы решения уравнений и неравенств второй степени в различных формах дополни-тельного образования.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление благоприятных условий для решения уравнений и нера-венств второй степени в различных формах дополнительного образования.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие, сущность и специфику дополнительного об-разования детей в современной системе образования Российской Федера-ции;
- изучить основные формы организации дополнительного математи-ческого образования в средней школе;
- детально проанализировать методику изучения систем уравнений и неравенств в системе дополнительного образования;
- проанализировать рекомендации педагогу дополнительного обра-зования по математике по организации занятий с решением неравенств второй степени (кружковое занятие с проведением математического КВН).
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по математике, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие, сущность и специфика дополнительного образования де-тей в современной системе образования Российской Федерации
Развитие практически любой из основных отраслей экономики не-возможно без решения кадрового вопроса и разработки и внедрения ин-новационных технологий, основанных на новых знаниях, что требует со-здания адекватных условий для развития творческой индивидуальности человека, раскрытия его способностей, формирования инициативной лич-ности, способной творчески мыслить и принимать разумные решения, го-товой жить в высокотехнологичном, конкурентном мире, способной само-стоятельно ставить и достигать серьезных целей, выбирая свой профессио-нальный путь, готовой учиться на протяжении всей жизни, умело реагиро-вать на различные жизненные ситуации.
Все эти качества и способности развиваются с детства, поэтому в ре-шении поставленных задач дополнительное образование детей может иг-рать особую роль как наиболее эффективная форма развития склонностей, способностей и интересов детей и подростков; как мотивированное обра-зование, которое человек получает в дополнение к «базовому» образова-нию и которое может способствовать развитию у детей и подростков спо-собности к самообразованию.
В связи с этим возникает необходимость более детального изучения дополнительного образования для детей, которое было законодательно введено в педагогическую практику в 1992 году и признано важной со-ставляющей образовательного пространства, сформировавшегося в со-временном российском обществе. Дополнительное образование детей вос-требовано обществом, способствует сохранению детского пространства, дает ребенку возможность свободно выбирать занятия в различных направлениях, сочетает здоровый образ жизни, раскрывает творческий потенциал личности, способствует достижению социально значимых ре-зультатов, способствует развитию гражданских и моральных качеств. Об-ладая открытостью, мобильностью, гибкостью и способностью быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества и государства, дополнительное образование детей является предметом постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как один из решающих факторов развития склонностей, спо-собностей и интересов, а также для социального и профессионального са-моопределения детей и молодежи.
Термин «дополнительное образование для детей» обычно характе-ризует сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) образования, связанного с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которую он сам (или с помощью значимого взрослого) выбирает в соответствии со своими желаниями и потребностями. Его обучение, воспитание и личност-ное развитие происходят в нем одновременно. Дополнительное образова-ние встроено в структуру любой деятельности, в которую вовлекается ре-бенок, создает «мосты» для перехода человека от одного образования к другому, оно может предшествовать и следовать стандартизированным видам деятельности, создавая для человека возможность перехода [19].
Структурно дополнительное образование вписывается, сближает и дополняет систему общего и профессионального образования, а также до-суга: общие, профессиональные и досуговые дисциплины пересекаются (например, математика или физкультура могут проводиться в разных пла-нах).
Дополнительное образование может дополнять три указанные обла-сти различными способами: оно может расширять профессиональные зна-ния, добавлять новые компоненты; оно может повышать «вооруженность» личности, оснащать человека новыми средствами познания, работы и об-щения; оно может повышать мотивацию образовательной деятельности, пробуждая потребность, что индивид должен полностью выражать себя. В силу своего «положения» в системе образования, это вся сфера образова-тельной деятельности, которая находится за пределами государственного образовательного стандарта, включая изучение тех областей культуры и науки, которые не представлены в школьных программах.
Хотя термин «дополнительное образование» используется уже два-дцать лет, сегодня в научной и практической среде можно зафиксировать иное отношение как к самому понятию, так и к содержанию дополнитель-ного образования для детей. Некоторые авторы считают, что в 1992 году произошло формальное изменение терминов «внешкольное образование» на «дополнительное образование», и основой дополнительного образова-ния по-прежнему является традиционная кружковая работа с детьми [23].
Система дополнительного образования является самостоятельной и ценной частью общего образования, имеет свою специфику, которая свя-зана не только со спецификой психолого-педагогического взаимодействия учителей и их учеников, но и с тем, что современное дополнительное обра-зование детей представлено двумя основными блоками: учебно-досуговым и культурно-досуговым, в рамках которого осуществляется основная пе-дагогическая деятельность педагогов и творческая и познавательная дея-тельность детей. Однако в настоящее время в соответствии с Законом Рос-сийской Федерации «Об образовании» основное внимание уделяется педа-гогической деятельности, связанной с удовлетворением познавательных интересов и потребностей детей и подростков в сферах, которые не всегда могут быть реализованы в рамках школьного образования.
Содержание отдельных статей закона, по мнению М.О. Чехова, поз-воляет определить три позиции, которые занимает дополнительное обра-зование детей в современной российской системе образования: по класси-фикации образовательных программ, по видам образовательных учре-ждений и по месту реализации дополнительных образовательных про-грамм. Однако правовая концепция не разделяет дополнительное образо-вание детей и взрослых и в большей степени ориентирована на последнее. Как показывает анализ научных исследований в области дополнительного образования, иногда каждый ученый вкладывает в понятие дополнитель-ного образования собственное понимание, от этого понятие, на наш взгляд, только выигрывает.
Дополнительное образование детей рассматривается как:
- процесс овладения свободно выбранными ребенком знаниями, спо-собами деятельности и ценностными ориентациями, направленный на удо-влетворение интересов личности, ее предпочтений, склонностей и способ-ностей, помогающий ее самореализации и культурной (в том числе соци-альной) адаптации;
- специфическая органическая часть системы общего образования, которая является процессом и результатом формирования личности ре-бенка в развивающей среде, предоставляющей детям интеллектуальные, психологические, педагогические, образовательные и развивающие услу-ги, основанные на свободном выборе и самоопределении;
- процесс развития деятельности и сферы знаний, добровольно вы-бранных ребенком, помимо обязательного (общего, начального, профес-сионального) образования, направленных на удовлетворение его интере-сов, склонностей, способностей;
- процесс добровольного выбора ребенком сферы деятельности и знаний, выходящий за рамки обязательного (общего, начального, профес-сионального) образования, направленный на удовлетворение его интере-сов, склонностей, способностей и помогающий саморазвитию, самообра-зованию, самореализации и самоопределению личности;
- неотъемлемая часть системы непрерывного образования: непре-рывная, вариативная, многоуровневая, выходящая за рамки базового компонента образования, реализуемого индивидом в свободное время и предназначенная для предоставления ребенку дополнительных возможно-стей для умственного, интеллектуального и физического развития, удовле-творения его творческих и педагогических потребностей;
- особое образовательное пространство, в котором объективно уста-навливаются многие отношения, где не только разрабатываются специаль-ные познавательные игры и формируется опыт исполнительских способно-стей учащихся, творчества и эмоционально ценных отношений, но и рас-ширяются возможности для самоопределения в жизни детей и подростков [18];
- деятельность детей и взрослых вне образовательного процесса ре-гулируется государственным минимумом (под этим мы подразумеваем не только зону досуга (досуга): занятия детей в школьных кружках и клубах во внеклассное время, во внеклассных учреждениях, в лагерях и походах во время каникул запрещены). В некотором смысле они несвободны: они регулируются временем и формами жизни, но руководящим принципом является добровольность и заинтересованность детей, что в принципе ме-няет подход к образовательной деятельности.
Многообразие в определении дополнительного образования объяс-няется многомерностью этого педагогического явления, но парадокс в том, что термин «дополнительное образование» до сих пор не имеет научного определения, он не нашел своего места в новой «Российской педагогиче-ской энциклопедии», в то время как термин «дополнительное образова-ние» до сих пор не получил научного определения. В педагогическом эн-циклопедическом словаре говорится: «Дополнительное образование детей является неотъемлемой частью образовательного процесса и система обра-зования детей, молодежи и студентов, ориентированная на свободный вы-бор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ.
В этом определении вообще не упоминается основная цель этого об-разования, оно никоим образом не соответствует стандартному положе-нию об образовательном учреждении дополнительного образования детей, согласно которому цель дополнительного образования заключается в предоставлении дополнительного образования учащимся, а не в предо-ставлении дополнительного образования учащимся» и в воспитании у де-тей мотивации к познанию и творчеству, внедрение дополнительных обра-зовательных программ и услуг в интересах личности, общества
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алгебра. 7 класс: В двух частях. Ч. 1: Учебник для общеобра-зоват. учреждений / А.Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2010.
2. Алгебра. 7 класс: Учеб.для общеобразовательных учеб. заве-дений / К.С. Муравин, Г.К. Муравин, Г.В. Дорофеев. - М.: Дрофа, 2010.
3. Алгебра. 7 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений / С.М. Никольский, М.К. Потапов и др. - М.: Просвещение, 2011.
4. Алгебра. 8 класс: В двух частях. Ч. 1: Учебник для общеобра-зоват. учреждений / А.Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2011.
5. Алгебра. 8 класс: Учеб.для общеобразовательных учеб. заве-дений / К.С. Муравин, Г.К. Муравин, Г.В. Дорофеев. - М.: Дрофа, 2012.
6. Алгебра. 8 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений / С.М. Никольский, М.К. Потапов и др. - М.: Просвещение, 2011.
7. Алгебра. 9 класс: В двух частях. Ч. 1: Учебник для общеобра-зоват. учреждений / А.Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2013.
8. Алгебра. 9 класс: Учеб.для общеобразовательных учеб. заве-дений / К.С. Муравин, Г.К. Муравин, Г.В. Дорофеев. - М.: Дрофа, 2013.
9. Алгебра. 9 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений / С.М. Никольский, М.К. Потапов и др. - М.: Просвещение, 2011.
10. Алгебра. Учеб.для 7 класса средней школы / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. Теляковского. - М.: Просвещение, 2011.
11. Алгебра. Учеб.для 7 класса средней школы /Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и др. - М.: Просвещение, 2012.
12. Алгебра. Учеб.для 9 класса средней школы / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.
13. Алгебра. Учеб.для 9 класса средней школы /Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и др. - М.: Просвещение, 2001.
14. Алгебра: учебник для 7-х классов общеобразовательный учре-ждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под. ред. С.А. Теляковского.– М.: Просвещение, 2018. – 240 с.
15. Бантова М.А. Методическое пособие к учебнику математи-ки/М.А. Бантова, Т.В. Бельтюкова, С.В. Степанова. - М.: Просвещение, 2017 - 64 с.
16. Беляева Э.С. Математика. Уравнение и неравенство с парамет-рами в 2 ч.: Учебное пособие/ Беляева Э.С., Потапов А.С., Титоренко С.А. - , - М.:,2009.
17. Василенко Ю.К. Тождества, уравнения, неравенства: Пособие для повышения квалификации учителей математики. - Белаидит. Белгород, 2018.
18. Горев П. М. Математический лагерь в школе: история станов-ления и технологические находки // Концепт. – Май 2012, ART 1253. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1253.htm.
19. Горев П. М. Уроки развивающей математики в 5–6-х классах средней школы // Концепт. – 2012. – № 10. – ART 12132. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12132.htm.
20. Козко А.И. Задачи с параметрами и другие сложные задачи: Учебное пособие для вузов/Козко А. И.,Чирский В. Г. - М.:,МЦНМО,2007.
21. Крамор В.С. Задачи с параметром и методы их решения : Учебное пособие /- М.: Оникс; Мир и Образование,2007
22. Мирошин В.В. Решение задач с параметрами. Теория и прак-тика: Учебное пособие /. - М.: Экзамен,2009.
23. Петраков И. С. Математические кружки в 8–10 классах. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.
24. Прокофьев А.А. Задачи с параметрами: Учебное пособие. - М.: МИЭТ, 2004.
25. Севрюков П.Ф. Школа решения задач с параметрами: Учебное пособие /Севрюков П.Ф., Смоляков А. Н.-2-е изд.- М.: 2009.