Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную как принцип конституционного строя. Исполнительная власть является одним из независимых и независимых органов власти и представляет собой совокупность полномочий по ведению общественных дел. Исполнительная власть является важным элементом политической системы современных государств и во многом определяет характер политического взаимодействия государственной власти, элит и общества внутри страны, а также модель поведения государства на внешнеполитической арене. Исполнительная власть еще более важна в меняющихся обществах, где старые политические институты, взгляды и ценности разрушаются, а новые создаются. К таким государствам, конечно же, относится и Российская Федерация. Достижение важнейших целей государственного управления напрямую зависит от эффективной деятельности исполнительной системы и, прежде всего, федеральных органов исполнительной власти.
Актуальность исследования обусловлена тем, что исполнительная власть является важным элементом системы управления современных государств и во многом определяет характер взаимодействия государственной власти и общества внутри страны и модель поведения государства. Исполнительная власть является независимым и независимым органом и представляет собой набор полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия по подчинению, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различных административных мер контроля, а также законодательные полномочия и система государственных органов. Достижение важнейших целей государственного управления напрямую зависит от эффективной деятельности исполнительной системы и, прежде всего, федеральных органов исполнительной власти.
Исполнительная система осуществляет исполнительную и административную деятельность. Этой системе государственной власти поручено осуществлять организационную и административную, исполнительную и административную деятельность, осуществляемую определенными государственными органами и должностными лицами на основе и в соответствии с законами, обеспечивающими повседневное (текущее) функционирование государства и его аппарата. Правительству, федеральным министерствам и другим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду отдельных должностных лиц предоставляются полномочия и возможности по осуществлению исполнительной власти. Взаимодействие органов власти различного уровня по любым направления деятельности всегда является актуальнейшей темой, так как эффективность такого взаимодействия напрямую влияет на всю систему государственного управления Российской Федерации.
Одно из важных направлений рассматриваемого взаимодействия - обеспечение правопорядка при проведении публичных и массовых мероприятий.
Целью данной работы является изучение правового статуса, структуры и эффективности деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти.
Для достижения этой цели нам необходимо решить несколько последовательных задач:
изучить понятие и систему органов исполнительной власти
определить направления взаимодействия органов исполнительной власти;
рассмотреть содержание правового статуса центральных органов исполнительной власти;
проанализировать эффективность деятельности центральных органов исполнительной власти.
Объект исследования : центральные органы исполнительной власти, предмет исследования: нормы права, определяющие особенности правового статуса центральных органов исполнительной власти.
Теоретическую основу работы составляют работы отечественных ученых, занимающихся исследованием рассматриваемой темы.
Методы исследования: анализ, синтез, идукция.
Структура работы состоит из введения, двух глав, посвященных исследованию, и отражает задачи, которые были поставлены при написании курсовой работы, заключение и библиографический список. Название главы определяет их содержание.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬГНОЙ ВЛАСТИ
1.1. Понятие исполнительной власти
Термин «исполнительная власть» официально появился в российском законодательстве только в 90-х годах ХХ века. Хотя на самом деле эта ветвь сформировалась параллельно с возникновением первых государств.
В настоящее время ученые-юристы приводят следующие синонимы для обозначения исполнительной власти:
административный;
министерский;
исполнительный.
Если первые два слова указывают на субъективный слог, то последние – суть понятия. Исполнительная власть – это система властных структур, которые управляют обществом и государственной собственностью и контролируют выполнение положений Конституции, законов и других нормативных правовых актов. В рамках юрисдикции органы государственной власти и должностные лица осуществляют административные полномочия. Это означает, они имеют право давать указания другим субъектам, которые являются обязательными для выполнения. Такие структуры в своей деятельности наиболее тесно взаимодействуют с законодательной ветвью власти, особенно в части нормотворчества [13].
Знание функций исполнительной власти может помочь лучше понять, чем занимаются государственные учреждения. Ученые выделяют следующие 5 направлений:
1. регулирующая и управленческая функция. Органы исполнительной власти Российской Федерации реализуют политику государства в различных сферах общественной жизни. Например, правительство управляет федеральной собственностью, а Министерство культуры обеспечивает использование и сохранение объектов культурного наследия.
2. Охрана общественного порядка. Исполнительная власть в Российской Федерации обеспечивает соблюдение гражданами и организациями законодательства и недопущение нарушения прав друг друга. Например, сотрудники МВД РФ должны быть готовы в любой момент прийти на помощь тем, кто стал жертвой преступления.
3. Обеспечение прав и свобод граждан. Исполнительные и административные органы обязаны создавать условия, при которых люди могут осуществлять свои конституционные права. Например, человек хочет открыть магазин. Он направляется в территориальный орган ФНС и регистрирует ИП.
4. Функция, устанавливающая стандарты. Бельский К. С. называет эту функцию вспомогательной, то есть она направлена на поддержку основных функций. Органы исполнительной власти Российской Федерации не только имеют право законодательной инициативы, но и могут издавать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции. Например, правительство часто издает решительные постановления. Это правда, что такие документы имеют меньшую юридическую силу, чем Конституция, законы, акты президента.
5. Оперативно-исполнительная функция. Служащие органов исполнительной власти должны быть готовы быстро решать проблемы, возникающие в ходе осуществления их деятельности. Угрозы бывают внешними (международные конфликты, терроризм) и внутренними (стихийные бедствия, неблагоприятные демографические условия, экономический кризис).
Таким образом, если законодательную власть можно назвать двигателем государства, то исполнительную – механизмом. Последнее зависит от того, какими темпами будут развиваться страны.
Субъекты власти – те, кто является ее носителем, кто осуществляет ее. Для государственной власти мы можем выделить следующих носителей: государство в целом и его органы, являющиеся основными носителями государственной власти, а также политические партии и политические лидеры.
Объекты власти - это те, на кого она может распространяться, к кому она может быть применена. Объектом государственной власти может быть отдельное лицо (например, в случае судебного решения, принятого государственным органом, судом, относительно жизни конкретного человека). Отдельная социальная группа может быть объектом власти (например, при проведении государственной политики в отношении социальной группы людей с ограниченными возможностями и т.п.). Наконец, все общество может стать объектом государственной власти (например, при проведении реформ, затрагивающих большинство граждан, при принятии общеобязательных законов и т.д.).
Ресурсы власти-это потенциальные источники власти, то есть средства, которые могут быть использованы для достижения ее целей, но в то же время могут быть использованы для достижения ее целей, ограничивать свободу действий или определять объем полномочий [9].
Только государственная власть обладает монополией принуждать всех членов общества с помощью специального аппарата. Государственная власть также может опираться на мифы и убеждения, которые сильны в обществе, для достижения своих целей. Например, убеждение общества в наличии «внешнего врага» долгое время рассматривалось как мощный инструмент в руках власти для проведения агрессивной политики. Важнейшим ресурсом власти и важнейшим ресурсом в демократическом государстве является право. Государство опирается на правовую систему общества, на его законы, чтобы узаконить свою политику. Не менее важным является финансовый ресурс власти, который также можно охарактеризовать как ограничение ее решений.
Функции власти-это роль, которую государственная власть играет в обществе, сущность и смысл ее существования. Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями общества в образовании и развитии. Поэтому, конечно, власть выполняет исключительно важные специальные функции. Это центральное, организационное и регулирующее начало политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства.
Исполнительная власть направлена на регулирование связей с общественностью. Это инструмент, важнейшее средство управления всеми сферами общественной жизни, выполняющее классические управленческие функции (прогнозирование, планирование, учет, регулирование, контроль). Власть также реализует присущие ей функции: доминирование (общество организационно и психологически нуждается в наличии властного субъекта, подчинение ему), порядок и, конечно же, самосохранение [17].
Из всех трех ветвей власти в государстве исполнительная власть имеет наиболее разветвленную систему. Это связано с необходимостью разграничения сфер ответственности между силовыми структурами по отраслям и соблюдения строгой иерархии. Во главе системы стоит российское правительство. Этот орган контролируется Государственной Думой и подотчетен президенту.
Включает следующих лиц:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс] Дата обновления: 20.01.2012. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс»
2. Аврамчикова, Н. Т. Государственные и муниципальные финансы : учебник и практикум для вузов / Н. Т. Аврамчикова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 174 с.
3. Агапов А. Б. Административное право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2-х томах. Том 1. Общая часть. — М.: Юрайт, 2019. - 472 с.
4. Агапов А. Б. Административное право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2-х томах. Том 2. Публичные процедуры. Особенная часть. — М.: Юрайт, 2019. - 424 с.
5. Административное право Российской Федерации. Практикум. / под ред. Алехин А. П. — М.: Зерцало, 2020. - 256 с.
6. Административное право Российской Федерации. Учебник. — М.: Юстиция, 2016. - 624 с.
7. Административное право Российской Федерации. Учебник. / под ред. Соколов А. Ю. — М.: Инфра-М, Норма, 2016. - 352 с.
8. Административное право. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. / под ред. Конин Н. М., Маторина Е. И. — М.: Юрайт, 2019. - 356 с.
9. Административное право. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры. / под ред. Зубач А. В. — М.: Юрайт, 2019. - 530 с.
10. Алексеев И. А., Станкевич Г. В., Цапко М. И., Свистунов А. А., Белявский Д. С., Хабибулина О. В. Административное право. Учебник. — М.: Проспект, 2020. - 320 с.
11. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы : учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
12. Борисов А.Н., Лагвилава Р.П. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2018. - 544 с.
13. Борщевский, Г. А. Государственно-частное партнерство : учебник и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 412 с.
14. Борщевский, Г. А. Институт государственной службы в политической системе российского общества : монография / Г. А. Борщевский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 293 с.
15. Васильева, В. М. Государственная политика и управление : учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
16. Волков А. М. Административное право России. Учебник. — М.: Проспект, 2019. - 328 с.
17. Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором : учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под общей редакцией Н. А. Восколович. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 324 с.
18. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Гимазова ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
19. Государственная и муниципальная служба : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 409 с.
20. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы : учебник для вузов / Л. В. Сморгунов [и др.] ; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 395 с.
21. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт : учебник для вузов / А. П. Альгин [и др.] ; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 484 с.
22. Государственное антикризисное управление : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 371 с.
23. Государственное и муниципальное управление : учебник / под ред. Н. И. Захарова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
24. Государственное и муниципальное управление : учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев [и др.] ; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 608 с.
25. Гречина Л. А. Административное право РФ. Курс лекций. — М.: РГ-Пресс, 2018. - 112 с.
26. Деменкова Н. Г., Стариков И. Ю., Игнатова М. С. Административное право в схемах и таблицах. Учебник. — М.: Проспект, 2019. - 112 с.
27. Зубач А. В. Административное право. Учебник для СПО. — М.: Юрайт, 2019. - 530 с.
28. Иванов Д. В. Административное право Российской Федерации. — М.: Издательский дом Университета "Синергия", 2020. - 320 с.