Фрагмент для ознакомления
2
Овладение речью на современном этапе выступает в качестве одной из важнейших задач дошкольного образования. Речевое развитие является одной из образовательных областей, в рамках которой проводится работа по формированию фонематического восприятия, играющего важную роль в правильном звукопроизношении.
У детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) отмечается несформированность всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической, лексико-грамматической, связной речи. В структуре речевого нарушения выделяется нарушение фонематического восприятия, которое необходимо для дифференциации звуков.
В логопедическую работу с детьми дошкольного возраста с ТНР входит диагностика состояния фонематических процессов, отбор эффективных методов и приемов коррекции нарушений фонематического восприятия. В связи с этим возникает необходимость исследования фонематического восприятия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи фонематического восприятия. В связи с этим рассмотрение темы «Изучение особенностей развития фонетического восприятия у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи» является актуальным.
Цель работы: разработать практические рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы по развитию фонетического восприятия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: фонетическое восприятие дошкольников.
Предмет исследования: особенности и способы развития фонетического восприятия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи работы:
1. Проанализировать научную педагогическую, справочную и методическую литературу с целью выявления понятия и значения фонетического восприятия.
2. Выявить особенности проявления тяжелого нарушения речи.
3.Изучить фонетическое восприятие у детей с тяжелыми нарушениями речи.
4. Диагностическим путем определить проблемы фонетического восприятия у дошкольников 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи.
5. Разработать рекомендации по содержанию коррекционной работы по развитию фонетического восприятия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза исследования. Дошкольникам с тяжелыми нарушениями речи, в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием, испытывают заметные сложности в плане фонетического восприятия. Для их преодоления важны специальные коррекционные занятия, а также специальные игры и игровые упражнения.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы по теме курсовой работы, синтез, моделирование.
Эмпирические: диагностические методики, направленные на изучение состояния фонетического восприятия (построенные на основе методических рекомендаций Н.М. Трубниковой), наблюдение.
Практическая значимость исследования заключатся в разработке практических рекомендаций по содержанию коррекционной работы по развитию фонетического восприятия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, которые могут быть полезны логопедам и воспитателям.
База исследования: МДОУ № 463 комбинированного вида.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей развития фонетического восприятия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
1.1 Понятие и сущность фонетического восприятия
Фонематическое восприятие представляет собой способность индивида воспринимать звуковой состав слова. При этом именно фонематическое восприятие помогает понять, сколько в слове слогов, сколько в слове звуков, где какой звук находится. Кроме этого, сформированное фонематическое восприятие – это залог правильной слоговой структуры слов, четкого произнесения звуков, основа легкости овладения грамматическим строем языка. Также сформировавшееся фонематическое восприятие лежит в основе «четкого произношения, грамотной слоговой структуры слов, правильного проговаривания звуков, выступает в качестве начала легкого усвоения ребенком грамматического строя языка» [3, c. 41].
Фонема – это единица языка, выполняющая ряд важных функций в речи. Среди данных функций выделяются опознавательная (перцептивная) функция – опознание фонем, различительная (сигнификативная) функция – дифференциация фонем, разграничительная (делимитивная) функция – разграничение фонем и противопоставление по ряду признаков. К таким признакам относятся акустические и артикуляционные. В соответствии с этим фонемы включают в себя акустические и артикуляционные признаки, которые позволяют отграничить их от других, что важно для правильного звукопроизношения [1].
Фонематическая система – это совокупность фонем языка, в которой каждый звук отличается определенными «смыслоразличительными признаками» [19, c. 21]. Среди таких признаков выделяются глухость и звонкость, мягкость и твердость согласных звуков, способ и место образования звуков, участие нёбной занавески [7, c. 31]. Если у звуков присутствует несколько различительных признаков, то они являются не близкими, далекими, не схожими между собой, что в свою очередь не приводит к нарушению их дифференциации. И наоборот, если звуки обладают сходными акустическими и артикуляционными признаками, то в речи они могут нарушаться, смешиваться, заменяться другими звуками, оппозиционно близкими.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника: сб. науч. ст. // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. – М.: Ин-т нац. проблем образования МОРФ, 2017. – С.56-59.
2. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Обследование слоговой структуры слова и предпосылок ее развития у младших дошкольников с общим недоразвитием речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. – № 4. – С. 12-23.
3. Варенцова, Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.:2017. – 160 с.
4. Горчакова А.М. Пути преодоления фонематического недоразвития у дошкольников// Практическая психология и логопедия. – 2016. – № 5. – С. 5-12.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи /А. Н. Гвоздев. – М., 2016. – 98 с.
6. Двуреченская О.Н., Жулина Е.В. К вопросу о фонематическом недоразвитии речи // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – Вып. 3.- С. 29-38.
7. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки: метод. пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 130 с.
8. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М.: ACT: Астрель, 2017. – 318 с.
9. Копачевская Л.А. Формирование интонационной выразительности речи у детей с речевыми нарушениями: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.03. – М., 2000. – 179 с.
10. Левина Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями. – М.: Наука, 2016. – 308 с.
11. Логопедия: учеб. для студентов / под. ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Просвещение: Владос, 2018. – 680 с.
12. Лопатина Л.В. Формирование восприятия устной речи у дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб.: Питер, 2014. – 52 с.
13. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Логопедия. Методическое наследие / под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2013. – C. 76-84.
14. Переслени Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей. – М.: Просвещение, 2019. – 160 с.
15. Сергеева Г.Ф. Особенности восприятия звуков речи при общем недоразвитии речи // Дефектология. – 2002. – № 4. – С. 67-71
16. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: МОДЭК, 2017. – 264 с.
17. Ухина Н.А. Характеристика слухового восприятия детей младшего и среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Сборник трудов молодых ученых Владимирского государственного педагогического университета. Вып. 5. – Владимир, 2005. – С. 140 - 142.
18. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: 2016 – 67с.
19. Филичeва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург, 2018. – 90 с.
20. Хватцев М.Е. Логопедия. Кн. 1. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 378 с.
21. Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция): учеб. пособие. – М.: АРКТИ, 2017. – 192 с.
22. Чиркина ㅤГ.В. Методы ㅤобследованияㅤ речи детей: Пособие ㅤпо ㅤдиагностике речевых нарушений. – М.: АРКТИ, 2016. – 240 c.ㅤ
23. Шайтор В.М. Отдаленные последствия перинатального повреждения нервной системы у детей: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. – СПб., 2008. – 46 с.
24. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. – М.: Просвещение, 2018. – 132 с.