Фрагмент для ознакомления
2
Несмотря на множество международных и национальных законодательных актов, направленных на защиту прав детей, все еще существует значительное количество детей, лишенных заботы и поддержки своих биологических родителей. Отсутствие родительского попечения оказывает серьезное влияние на психологическое и социальное развитие этих детей.
В связи с этим, проблема детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из наиболее актуальных и сложных социальных проблем современного общества. Миллионы детей по всему миру сталкиваются с ситуацией, когда они лишены заботы, поддержки и стабильности семейной жизни. Такая ситуация оказывает серьезное воздействие на их психологическое и социальное благополучие, а также на их возможности для адаптации и развития. Дети без попечения родителей являются уязвимой категорией населения. Они испытывают потребность в особой поддержке и заботе, чтобы преодолеть эмоциональные и психологические травмы, связанные с потерей близких и изменением жизненного контекста. Психосоциальная работа может помочь им развить навыки самоуправления, социальной адаптации и повысить их самооценку.
Разработка эффективных методов психосоциальной поддержки и работы с этой категорией детей является важной задачей для специалистов, работающих в сфере социального обслуживания, психологии и педагогики. Исследование позволит выявить наиболее эффективные подходы и методы работы с детьми без попечения родителей, что будет способствовать улучшению качества жизни этих детей и их успешной интеграции в общество .
Проблема психосоциальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, является предметом длительного и обширного исследования. За последние десятилетия проведено значительное количество исследований, направленных на понимание психологических и социальных последствий, с которыми сталкиваются эти дети, а также на разработку и оценку эффективности различных методов и подходов психосоциальной поддержки.
Теоретической основой нашего исследования явились работы российских и зарубежных педагогов, исследовавших различные аспекты проблем детей, оставшихся без попечения родителей. Среди них можно назвать комплексный и личностно-ориентированный подходы к ребенку (М. А. Гулина, Л. М. Шипилина), подготовку детей-сирот к жизненному и профессиональному самоопределению (Л. С. Кочкина), социально-психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей (Т. М. Панченко, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых).
Однако, несмотря на значительное количество исследований, проблема все еще остается сложной и требует дальнейших исследований и разработки эффективных методов работы. В частности, требуется более глубокое понимание индивидуальных потребностей и особенностей детей, оставшихся без попечения родителей, а также разработка и адаптация программ и подходов, учитывающих их специфические потребности и контекст .
Объект исследования – дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования – психосоциальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ методов и подходов психосоциальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей на примере ГОБУСОН «Центр социальной помощи семье и детям» города Мурманска.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:
1) Выявить социально-психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей;
2) Определить понятие «психосоциальная работа» и ее особенности с детьми, оставшимися без попечения родителей;
3) Рассмотреть основные методы и подходы к психосоциальной работе с детьми, оставшимися без попечения родителей;
4) Изучить опыт психосоциальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, ГОБУСОН «Центр социальной помощи семье и детям».
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ научных трудов и исследований по проблеме психосоциальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Реализован комплексный исследовательский подход к изучению материала по теме работы.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав и 4 параграфов, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КАК ОБЪЕКТ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1. Социально-психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей
Дети, оставшиеся без попечения родителей – дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящиеся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке.
На данный момент наблюдается очевидное различие в психическом развитии детей, которые выросли без попечения родителей, по сравнению с их сверстниками из семейного окружения. Развитие этих детей происходит с замедленным темпом и сопровождается рядом качественных отрицательных особенностей, которые присутствуют на каждом этапе их детства – от младенчества до подросткового возраста и дальше. Эти особенности проявляются по-разному и в различных степенях на каждом возрастном этапе, но все они оказывают серьезное влияние на формирование личности растущего человека .
Исследования показывают, что лишение детей материнской заботы и психическая депривация, которые часто наблюдаются в сиротских учреждениях, имеют катастрофический эффект на их социальное, психическое и физическое здоровье.
Большинство этих детей страдает от недостатка личного внимания и эмоциональной стимуляции, которые необходимы для их нормального развития. У таких детей часто наблюдаются серьезные повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития. Исследователи предполагают, что эмоциональная депривация делает особенно значимым момент отторжения, который оказывает травмирующий эффект на протяжении всей жизни ребенка. Дети, изолированные от матери с рождения до шести месяцев, остаются менее разговорчивыми по сравнению со сверстниками из семейного окружения. Изоляция от матери в возрасте от 1 до 3 лет часто приводит к серьезным последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются коррекции. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также имеет печальные последствия, которые трудно исправить, хотя интеллектуальное развитие может нормализоваться.
Путем сравнения адаптационных реакций детей, поступающих в детские дошкольные учреждения и дошкольные детские дома, можно отметить, что неблагоприятное течение адаптации характерно для 55% детей, находящихся в детских домах, в то время как в детских садах этот показатель составляет 3,4% . Неблагоприятное течение адаптации проявляется в значительных изменениях в психоэмоциональной сфере, вегетативной регуляции, формировании серьезных нервно-психологических расстройств, нарастании отрицательных эмоций, ограничении функциональных возможностей и нарушении регуляторных механизмов.
На каждом этапе детского развития выделяется ведущий тип деятельности, который оказывает наибольшее влияние на формирование психологических новообразований, определяющих уровень развития отдельных психических процессов и личности ребенка в целом. Также он влияет на формирование других видов деятельности, определяющих перспективу развития на следующих возрастных этапах. Общение с взрослыми играет ключевую роль в усвоении детьми общественно-исторического опыта, который является основой их психического развития. Важным аспектом общения является его участие в механизме перехода ребенка от одного вида ведущей деятельности к другому.
Потребность в общении не остается неизменной, она развивается и проявляется в различных формах общения. В течение первых семи лет жизни содержание потребности ребенка в общении расширяется от потребности в доброжелательном внимании взрослого до потребности в сотрудничестве с ним, затем в уважении и, наконец, в сопереживании и взаимопонимании .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдрашитова, И. И., Паточкина, Н. А. Проблемы социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – 2015. – 213 с. – Текст : непосредственный.
2. Барабанов, Р. Е., Мисоченко, М. С. Социальная адаптация воспитанников детских домов как социально-психологическая проблема современности // Pedagogy & Psychology. Theory and practice. – 2017. – №2(10). – С. 73-75. – Текст : непосредственный.
3. Барабанов, Р. Е. Организация и направления социально-психологической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2017. – №2. – С. 65-72. – Текст : непосредственный.
4. Беззубик, К. В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы. – Москва: Издательство: «Инфра-М», 2009. – 168 с. – Текст : непосредственный.
5. Боенкина, Е. А. Причины социально-психологических проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е. А. Боенкина // Психология экстремальных ситуаций: человек в меняющемся мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Барнаул, 28–29 ноября 2013 года. – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2014. – С. 32-37. – Текст : непосредственный.
6. Букова, А. И. Социально-психологические характеристики детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России / А. И. Букова // Теория и практика социальной работы: история и современность: сборник научных трудов. – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2016. – С. 49-53. – Текст : непосредственный.
7. Гераськина, М. Г. Роль психосоциальной работы в социальной работе / М. Г. Гераськина // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: Материалы ХI Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры психологии РГУ имени С. А. Есенина, Рязань, 10–12 октября 2019 года / отв. ред. Л. А. Байкова. – Рязань: Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина, 2019. – С. 115-119. – Текст : непосредственный.
8. ГОБУСОН «Мурманский центр социальной помощи семье и детям» – Текст: электронный / [Электронный ресурс] // https://mcspsd.ru / (дата обращения 24.06.2023).
9. Донина, О. И., Вагина, Е. Е. Характеристика современных технологий социальнопсихологической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей // Russian Journal of Education and Psychology. – 2011. – №4. – С. 38. – Текст : непосредственный.
10. Курочкина, А. И. Социально-психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А. И. Курочкина // Трибуна ученого. – 2021. – № 2. – С. 53-57. – Текст : непосредственный.
11. Магомедова, А. Н. Психологические особенности детей-сирот // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 3. – С. 27-29. – Текст : непосредственный.
12. Некрасова, А. С. Социально-психологические особенности адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теоретический анализ / А. С. Некрасова // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (Социальный инженер-2019): Сборник материалов Всероссийской конференции молодых исследователей с международным участием, Москва, 10–13 декабря 2019 года. Том Часть 1. – Москва: ФГБОУ ВО "Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)", 2019. – С. 260-263. – Текст : непосредственный.
13. Посная, Г. В. Модель организации деятельности социально-психологической службы сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г. В. Посная, Т. А. Посная // Академия профессионального образования. – 2019. – № 7(86). – С. 33-42. – Текст : непосредственный.
14. Сафонова, Л. В. Содержание и методика психосоциальной работы – Москва: Издательство «Академия», 2006. – 224 с. – Текст : непосредственный.
15. Станибула, С. А. Коррекция социально-психологической дезадаптации у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / С. А. Станибула // Профессиональное образование. – 2017. – № 2(28). – С. 29-32. – Текст : непосредственный.
16. Станибула, С. А. Социально-психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / С. А. Станибула // VIII Машеровские чтения: Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Витебск, 16–17 октября 2014 года / Главный редактор И. М. Прищепа. – Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2014. – С. 240-241. – Текст : непосредственный.
17. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Учеб. -метод. пособ. / Под ред. Г.И. Климантовой. – Москва: Издательство РГСУ, 2008. – 192 с. – Текст : непосредственный.
18. Тисельская, Е. В. Особенности психологического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е. В. Тисельская // Студенческий вестник. – 2020. – № 36-1(134). – С. 44-46. – Текст : непосредственный.
19. Фирсов, М. В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с. – Текст : непосредственный.
20. Чернецкая, А. А. Технология социальной работы – Ростов-на-Дону: Издательство: Феникс, 2006. – 400 с. – Текст : непосредственный.
21. Ярычев, Н. У. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: Учебно-методическое пособие: комплекс тестовых заданий / Н. У. Ярычев. – Грозный: Чеченский институт повышения квалификации работников образования, 2010. – 126 с. – Текст : непосредственный.