Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня проблема здорового образа жизни детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных, потому что в современном мире глобализации эпоха гаджетов и интернета диктует для родителей и педагогов новые проблемы. Одна из них – малоподвижность детей. В России актуальность проблемы формирования представлений о ЗОЖ рассматривается на государственном уровне. Данная проблема находит отражение в педагогической теории и практике.
Значимость в настоящее время физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в современном социуме определено его стержневой ролью в самом целостном развитии здорового, а также активного ребенка, который в полной мере владеет различными двигательными действиями, который способен к самоконтролю личностной двигательной активности и подготовленного к будущему обучению в начальных классах, готовым к разносторонней творческой деятельности.
Итак, особенную физкультурно-оздоровительной работы приобретает в дошкольный период жизнедеятельности детей. Совершенствование системы формирования у детей дошкольного возраста здорового образа жизни во многом определяется уровнем научно-методической подготовленности работников ДОУ, их владением соответствующими методиками, согласованностью своей деятельности с родителями дошкольников.
Проблемой физкультурно-оздоровительной работы в учреждениях, обеспечивающих дошкольное образование, занимались различные исследователи.
Так, например, В.М. Баршай и С.Н. Кривсун отмечают, что современная физическая культура – это одна из наиболее важных сфер деятельности, т.к. сегодня пришло понимание того, что физическое воспитание оказывает существенную роль в процессе воспитания подрастающего поколения и является основой будущего эффективного развития общества и, в частности, России.
М.М. Борисова, Н.Н. Кожухова Н.Н. и Л.А. Рыжкова обозначают, что с учетом того, что должностные обязанности воспитателя в современном дошкольном учреждении расширены, в его функционал включается проведение физкультурно-оздоровительной работы. Современный педагог должен уметь правильно строить педагогический процесс, обеспечивать безопасность при проведении физкультурно-оздоровительной работы; проводить разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы, профилактические мероприятия; осуществлять взаимодействие с родителями по проблемам обучения, воспитания и развития дошкольников в сфере физической культуры.
При этом анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования выявил, что недостаточно раскрыты возможности образовательных технологий физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста и недостаточно раскрытыми для этого возможностями образовательных технологий.
Проблема исследования: каковы возможности образовательных технологий физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ДОО.
Цель исследования: теоретическое обоснование физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ДОО.
Объект исследования: физическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: возможности физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ДОО.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенность морфофункционального развития детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть основные понятия физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
3. Рассмотреть здоровьесберегающие технологии в ДОО по ФГОС.
4. Проанализировать организацию физкультурно-оздоровительной работы в ДОО.
5. Изучить организацию и проведение спортивно-массовых мероприятий в ДОО.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении сущности понятия физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ДОО; определении особенностей развития детей дошкольного возраста; выявлении возможностей образовательных технологий физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ДОО.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1.Особенности морфофункционального развития детей дошкольного возраста
Дети дошкольного возраста интенсивно развиваются. Касается это развития как анатомо-физиологических, так и психологических особенностей.
Анатомо-физиологическое развитие заключается в постепенном совершенствовании всех органов и их систем, формировании более адекватных типов их взаимодействия, регулирования. В частности, активные преобразования происходят в строении опорно-двигательного аппарата. Так, к 6-ти годам отмечается усложнение в строении суставных капсул, увеличение числа ворсинок, складок синовиальной мембраны, формирование ее сосудистой сети и нервных окончаний. В фиброзной мембране суставной капсулы увеличивается количество коллагеновых волокон, они утолщаются, обеспечивая суставам дополнительную прочность. Продолжают формироваться изгибы позвоночника, но увеличение его линейных параметров замедляется. Замедляется и рост грудной клетки. В 7 лет сильнее всего растет средняя ее часть. Череп также продолжает расти. Процесс этот равномерный, медленный. В целом существенный рост черепа не происходит, поскольку черепные кости уже полностью срослись, а развитие головного мозга происходит по пути совершенствования, усложнения его структур. В костях постепенно протекают процессы окостенения, они увеличиваются в длину и толщину .
В системе кроветворных органов имеют существенное значение лимфатические узлы, в которых образуются лимфоциты, осуществляющие барьерную функцию. Лимфатические узлы окончательно оформляются как кроветворные органы уже к 12 годам .
Адаптация сердечнососудистой системы к физическим нагрузкам совершается у дошкольников по-иному, чем у взрослого человека. Скажем, при естественных условия тренировки гипертрофия сердечной мышцы у детей дошкольного возраста не достигает той степени, которая часто может наблюдаться у взрослых спортсменов. Приспособление к циклической длительности и трудной работе на выносливость проходит со значительными трудностями, которые зачастую зависят от небольшой способности сердечной мышцы детей к снабжению подобной нагрузки.
Значительное увеличение частоты сердцебиений у детей происходит при интенсивной мышечной работе — нередко до 200 в 1 мин., а иногда и более. Особенно высокая частота сердцебиений бывает при эмоциональном напряжении, соревновательных нагрузках.
Вариативность величины ЖЕЛ по отношению к должной у детей весьма велика. Существует зависимость величины ЖЕЛ от роста ребенка. Дети значительного роста, которые занимаются упражнениями, требующими выносливости (плавание, бег, лыжные гонки и др.), часто имеют ЖЕЛ более 3—4 л, т. е. до 130—150% от нужных показателей.
С возрастом уменьшается частота дыхательных движений в покое, а дыхательный объем начинает увеличиваться со 130- 220 мл в 6-8 лет до 340-450 в 16 лет, Как показали проведенные в последние годы исследования механики дыхания, у детей растяжимость ткани легкого меньше, чем у взрослого. Высокая упругость легочной ткани плода уменьшается после рождения и с возрастом становится все меньше. Растяжимость легочной ткани, выраженную количеством миллилитров, па которое изменяется объем легких при изменении плеврального давления на 1 см. водн. ст., относят обычно к определенной величине легочной вентиляции. Это связано с тем, что с увеличением вентиляции легких уменьшается и растяжимость легочной ткани. С возрастом она значительно увеличивается, однако и в 14 лет ее показатели намного меньше, чем у взрослых .
Для роста и формирования всех систем организма надо превышение поступление в организм белка над его выведением, У дошкольников суточная доза белка 2,2-2,5 г на I кг веса может лишь поддерживать азотистое равновесие. Для удовлетворения надобностей подрастающего организма эта доза должна быть не меньше 2,8- 3 г на 1 кг веса. При этом поступающие с пищей белки должны иметь соответственный аминокислотный состав - с содержанием всех незаменимых аминокислот. Но если вводится с пищей избыточное количество белка, то организм усваивает из него не более 5-6 г. на 1 кг веса
В 5-6 лет значительно улучшается двигательная реакция и координация, легче образовываются новые нервно-мышечные связи, происходит совершенствование двигательной памяти.
Если в 5-6 лет доминирует образ¬ное мышление и детям легче прыгать, как «зайчик», махать руками, как «птица», то в 7 лет появляется способность к логическому мышле¬нию. Моторная память лучше формируется при помощи объяснений, ана¬лиза, сравнений с чем-либо, выставления оценок . В старшем дошкольном возрасте дети овладевают так именуемыми орудийными движениями, т.е. движениями, где нужный результат может достигаться с помощью орудия, инструмента (учится пользоваться ножницами, пишущими инструментами, молотком и т.п.).
Формируется навык бега, в частности, возникает фаза полета, попеременные движения рук при ходьбе и беге (к семи годам данные движения можно наблюдать уже у 95% детей).
К 4-4,5 годам навыки владения своим телом делаются более точным. Детям доступными становятся прыжки, перепрыгивания через маленькие препятствия, они лучше справляются с бросанием и ловлей мяча. Труднее всего они выполняют метание на дальность, в особенности особенно в цель, так как нужен хороший глазомер и сила мышц, что еще слабо у них развито.
Мышечно-связочный аппарат в 5-6 лет еще очень эластичен и податлив. Изменяется структура сухожилий, мышечная ткань становит¬ся более адаптивной. Этот возраст благоприятен для естественного раз¬вития гибкости. Правда, следует соблюдать осторожность в движениях с предельными или околопредельными амплитудами.
Смысловая ориентировка в собственных действиях делается существенной стороной собственной жизни. Также она исключает непосредственность и импульсивность в поведении. Благодаря механизму детская непосредственность исчезает. Ребенок начинает думать о своих действиях, а не просто совершать их. Внешний и внутренний ребенок начинают различаться. Несмотря на это, старший дошкольный возраст еще содержит в себе элементы открытости, стремления выплеснуть эмоции и делать то, что очень хочется .
Кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни является определенная самостоятельность и независимость, манерность, кривляние, искусственная натянутость поведения, настойчивость, целеустремленность и, в связи с этим, повышенная познавательная активность. Развитию подвергаются механизмы обеспечения специфической речевой деятельности. Формируется графическая форма речи, в чем большое значение имеет организация зрительно-пространственной деятельности, тонкая моторика, зрительно-моторная интеграция. Процессу мешает отсутствие четкой полушарной специализации. Формирование речи становится основой для формирования мышления. Для 7-8-летнего ребенка характерно образное мышление, основанное на восприятии, достигшем определенной зрелости .
Отличительными особенностями характеризуется и развитие личности ребенка. В частности, в 6-7 лет развивается мотивационно-потребностная сфера, самосознание детей, у них появляется стремление к самоутверждению, стремление получить одобрение со стороны родителей, ровесников.
Активно развивается самопознаний и личностная рефлексия, внутренний план действий, произвольность, самоконтроль. Постепенно нормы поведения проявляются в виде внутренних требований к себе, развиваются высшие чувства такие как мораль, нравственность, эстетика .
Таким образом, дошкольный возраст характеризуется бурным развитием организма. Происходит развитие всех физических и психологических качеств ребенка. Физиологические особенности детей дошкольного возраста должны обязательно учитываться при организации физического воспитания, выборе спортивной деятельности и дозировании тренировочных нагрузок.
1.2.Основные понятия физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО
Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности, успешности при выполнении нормативов ВФСК ГТО. Физические качества и их проявления в процессе активной двигательной деятельности широко описаны в работах Л.П. Матвеева [15], Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова и других авторов в области теории и методики физического воспитания и спорта .
Одним из решений является внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в систему физического развития детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» (далее ВФСК ГТО), комплекс начал свое действие на территории нашей страны и предусматривает подготовку и непосредственное выполнение установленных нормативов населением различных возрастных групп от 6 до 70 лет и старше .
Концепция физического воспитания выделяет 5 главных физических качеств: силу, быстроту, гибкость, выносливость, ловкость.
Каждому качеству присущи собственные особенности, которые определяют двигательные возможности человека [21, с.18].
Быстрота формируется в ходе обучения человека основным движениям. С целью формирования скоростных качеств Назаренко Д.С. [34, с.90] делает отличное предложение применять упражнения в стремительном и медленном беге: смена бега в наибольше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анисимова, М.С. Двигательная деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста /М.С. Анисимова, В. Хабарова, Т – СПб.: Детство-Пресс, 2014. С. 65.
2. Баршай, В.М., Кривсун, С.Н. Физическое воспитание дошкольников как основа здоровья современного общества /В.М. Баршай, С.Н. Кривсун// Таврический научный обозреватель. 2016. №11-3 (16). C. 6.
3. Борисова, М.М. Воспитатель в дошкольных образовательных организациях. Физическое воспитание дошкольников /М.М. Борисова [и др.]. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2016. С. 3.
4. Вавилова, Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1981. 96 с., ил.
5. Ваганова, И.Ю. Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в систему образования: к вопросу об изменении государственных образовательных стандартов/ И.Ю. Ваганова, А.Е. Терентьев // Педагогическое образование в России.- 2015.
6. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.
7. Задворнов, К.Ю. Проявление социальной стратификации в сфере новых олимпийских видов спорта / К. Ю Задворнов, К. К Кожемякин. // II Международный форум «Молодеж – Наука – Олимпизм».15-16 июня, Москва. XI Конференция «Олимпийское движение и социальные процессы»: Материалы. – М.: Советский спорт. 2002. С. 87 – 91.
8. Ларина, О.В., Плугарева И.М., Гоманюк О.Ю. Физкультурные праздники и досуги как эффективный метод реализации двигательных потребностей детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2017. №47.1. С. 112-113.
9. Лукина, Г.Г., Потапчук, А.А. Анатомо-физиологические особенности двигательной деятельности дошкольников // Теория и методика физической культуры дошкольников: Учебное пособие / Под ред. СО. Филипповой, Г.Н. Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2004. С. 53-57.
10. Манжелей, И.В. Педагогические модели физического воспитания: Учебное пособие. – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. 185 с.
11. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры/ Л.П.Матвеев. - М.: Физкультура и спорт. 2008. 347 с.
12. Методические рекомендации по проведению спортивно-массовых мероприятий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://globuss24.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-po-provedeniyu-sportivno-massovih-meropriyatiy. Дата доступа: 25.06.2023.
13. Популо, Г.М., Назаренко Н.Н. Социальная значимость и роль подвижных игр на занятиях физической культурой в начальной школе //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). – С. 156.
14. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // СПС «Консультант Плюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/. Дата доступа:24.06.2023.
15. Развитие и воспитание дошкольников [Электронный ресурс]. –– Режим доступа:http://parohod.kg/fisic_vospitanie/885-obuchenie-detejj-pryzhkam.html. – Дата доступа:24.06.2023.
16. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gto-normy.ru/ukaz-prezidenta-rf-putina-o-gto/. Дата лФизиология человека: учеб. Пособие /А.А. Семенович [и др]; под ред. А.А. Семеновича. – Мн.: Выш.шк., 2017. – 544 с.
17. Филиппова, С. О. Физическая культура в системе образования дошкольников [Текст]: дисс. док. пед. наук 13.00.04 / С. О. Филиппова. – Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 518 с.
18. Шилкова, И.К. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5 – 6 лет. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 336 с.
19. Шпак, В.Г. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. ВГУ им. П.М. Машерова, 2018. – 120 с.