Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы развития социокультурной компетенции школьников на уроках иностранного языка посредством ИКТ
1.1. Анализ понятия социокультурная компетенция школьников
Преобразование под влиянием обучения и воспитания психических функций субъекта, присвоение социально - нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения – всё это в совокупности является социализирующими сторонами современного образовательного пространства. Социокультурную компетенцию рассматривают как интегративную характеристику личности, которая проявляется в наличии знаний в области разных видов социальной культуры. Речь может идти о правовой культуре, конфессиональной, нравственно – этической и др.
В основе этих процессов лежит социализация личности. Человек готов к взаимодействию с людьми в различных жизненных ситуациях и готов к межличностному общению в соответствующей социальной, или социально - образовательной среде. Можно говорить о том, что социализация – это процесс и результат присвоения субъектом социального опыта по мере его психологического, интеллектуального и личностного развития. Современное социальное пространство в условиях развития информационного общества претерпевает постоянные изменения социокультурной среды и изменение условий социализации людей. Все социальные процессы образовательного пространства не могут не влиять на развитие личности ученика, не зависимо от того, где он учится. Можно говорить о том, что содержание процесса социализации и формирование социокультурной компетенции субъекта определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и личным социальным опытом – с другой стороны [12].
Формирование самостоятельной и ответственной личности сегодня является одной из главных задач в современной образовательной среде. Воплощение инноваций в жизнь диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей каждого субъекта образования. К процессам социализации в современной образовательной среде, с целью развития социокультурной компетенции сегодня можно отнести достаточно много воспитывающих, развивающих и обучающих аспектов. Социализация – это процесс интегрированный. Он предусматривает формирование у субъекта достаточно много факторов. В частности, если рассматривать нормативно правовые аспекты процесса социализации, то в целом можно говорить об устойчивой системе базовых национальных ценностей (патриотизм, социальная солидарность, семья, здоровье, труд и творчество, традиционные религии России и др.). Чтобы осуществить такой заказ общества, необходимо формировать у каждого ученика социально значимые качества, начиная с младшей школы.
К сформированным социальным качествам субъекта сегодня относят патриотизм, семейные ценности, общественные ценности, коммуникативность, творчество, доброжелательность и др. Эти требования прописаны в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), которые должны быть в полном объёме реализованы на каждой из образовательной ступени в процессе обучения. ФГОС на любой образовательной ступени регламентирует внедрение в образовательно – воспитательный процесс каждой образовательной организации новые образовательные технологии и принципы обучения и воспитания детей. Это дает педагогам большие возможности для создания различных инновационных педагогических проектов, которые позволяют развивать у школьников коммуникативные навыки, познавательный интерес и многие другие, социально значимые качества каждого субъекта образования.
Путём организации воспитательно – развивающего процесса, педагог имеет возможность сочетания теоретических и практических занятий. Это позволяет формировать и развивать у воспитанников необходимые личностно значимые свойства и качества. В процессе любой творческой деятельности у ученика такие качества формируются в первую очередь.
В основе ФГОС лежит системно – деятельностный и личностно ориентированный подход. В отличие от традиционной образовательной модели, где требованием образовательного результата являлись сформированные знания, умения и навыки (ЗУН), в системно – деятельностном подходе существует три группы конечного образовательного результата, которые подлежат контролю и диагностике, в частности:
1. Предметные.
2. Метапредметные.
3. Личностные.
Формирование ЗУН можно отнести непосредственно к предметному результату по любой учебной дисциплине, хотя очевидно, что все эти три группы образовательных результатов взаимосвязаны между собой. К метапредметным результатам относят сформированные универсальные учебные действия (УУД) трёх групп:
1. Регулятивные.
2. Познавательные.
3. Коммуникативные.
Под личностными образовательными результатами понимают ценностно-смысловую и социальную ориентацию школьников, где речь идёт о знании моральных норм, умениях соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения и др. Личностный образовательный результат включает в себя формирование социально значимых качеств каждого субъекта образования. Личностные образовательные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений школьников к себе и другим участникам образовательного процесса. Это отношение субъекта к самому образовательному процессу и его результатам, которое проявляется в личностной позиции, личностных смыслах и личностных установках.
В различных методиках можно часто увидеть формулировку личностных УУД, что в целом не противоречит общему содержанию образования. Любые УУД - это базовые элементы умения учиться и личностно развиваться. Это совокупность способов личных действий ученика и навыков его учебной работы, которые обеспечивают субъекту возможность самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни. Если речь идёт о личностных УУД, чаще всего здесь подразумевают вопросы личностного самоопределения и личного индивидуального смыслообразования.
Формирование личностных образовательных результатов позволяет сделать учение школьников осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями [12]. Личностные действия субъекта направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей. Это позволяет школьнику ориентироваться в нравственных нормах и правилах, вырабатывать свою жизненную позицию в отношении общества и социума. В целом можно говорить о том, что личностные образовательные результаты представляют собой готовность и способность школьников к саморазвитию и личностному самоопределению. Речь при этом также идёт об устойчивой учебной мотивации и целенаправленной познавательной деятельности. Личностные, предметные и метапредметные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга. Они представляют собой триединую задачу современной образовательной среды. Основной акцент в учебно – воспитательном процессе лежит сегодня на развитии всевозможных коммуникаций и социокультурной компетенции субъекта.
Сегодня в школе детей учат не только содержательным аспектам различных учебных дисциплин. Их учат общаться со сверстниками, умению анализировать свои слова и поступки, развивать логику и умение грамотно выражать свои мысли. Всё это непосредственно можно отнести к социализирующим сторонам образовательного пространства. Это чаще относится к формированию УУД, но при этом всегда учитываются личностные возможности и ресурсы каждого субъекта. В широком значении понятие УУД означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Каждый педагог практик имеет свой арсенал техник, методик и приёмов формирования универсальных учебных действий, которые имеют непосредственное отношение к процессу социализации школьников. Чтобы провести анализ формируемых личностных образовательных результатов, необходимо проводить анализ того, или иного УМК, на основе которого реализуется обучение. Для этого необходимо оценивать все типовые задания с точки зрения их направленности на формирование личностного образовательного результата. Для усиления личностного результата учитель может разрабатывать комплексы самых разнообразных упражнений. Это имеет непосредственное отношение ко всем предметам без исключения на каждом образовательном этапе, начиная с начальной школы.
Формирование способности и готовности школьников реализовывать УУД позволяет повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в школе. Над концепцией развития УУД, которая была разработана на основе системно - деятельностного подхода, работали исследователи А.Н. Леонтьев, П.Я Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и А.Г. Асмолов [23].
Любые сформированные УУД в совокупности с личностным образовательным результатом как любые обобщенные действия открывают школьникам возможность широкой ориентации в различных предметных областях и в выстраивании самой учебной деятельности. В данном случае можно говорить о совокупности действий ученика, которые позволяют ему самостоятельно усваивать новые знания и формировать все необходимые умения и навыки.
Личностные образовательные результаты, к которым относится и социокультурная компетенция школьника, дают возможность ученикам самостоятельно осуществлять собственную учебную деятельность, ставить необходимые учебные цели и искать необходимые средства для их достижения. Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, которые определяют становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер субъекта.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ариян, М.А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе, проектирование и реализация [текст] / М.А. Ариян. – М.: 2010. – 382 с.
2. Ахметгалиев, А.К. Мотивация деятельности на уроках английского языка [Текст] / А.К. Ахметгалиев. - Английский язык в школе. - 2006. - No 2. - С. 56 – 60.
3. Ариян, М. А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования [Текст] / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. – 2016. – №6. – С. 14 – 18.
4. Айснер, Л.Ю. К вопросу об инновационных технологиях обучения иностранным языкам [текст] // Наука: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2013. – С. 9-12.
5. Ахраменко, Е. В. Коммуникативные игры и ИКТ на уроке иностранного языка / Е. В. Ахраменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 548-550. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69988/ (дата обращения: 22.06.2023).
6. Будакова, О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О. В. Будакова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2161/ (дата обращения: 22.06.2023).
7. Бим, И.Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам [текст]/ И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2007. С.2–6.
8. Борзова, Е В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе [текст]/ Е. В. Борзова. – Петрозаводск: ГОУ РК «ИПКРО», 2007. – 60 с.
9. Влияние когнитивных стилей учащихся на успешность обучения иностранному языку через применение индивидуализированных методов и приемов в процессе его усвоения[электронный ресурс]/ https://organic-english.ru/2017/08/26/kognitivnye-poznavatelnye-stili-i-ih-vliyanie-na-izuchenie-inostrannogo-yazyka/ (дата обращения: 22.06.2023).
10. Горлова, Н.А. Личностно - деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие [текст]/ Н. А. Горлова. – М.: МГПУ, 2010. – 248 с.
11. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Д.Гальскова. - М.: Просвещение, 2005. – 284 с.
12. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках английского языка [Текст] / Л.И. Егорова. - Английский язык в школе. - 2006. - No 6. - С. 3 – 5.
13. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку [Текст] / Я.М. Колкер. - М., 2000. - 105 с.
14. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку [Текст] / А.В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 304 с.
15. Кондрашова, О.А. Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности иностранных обучаемых посредством игровых технологий / О. А. Кондрашова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5775/(дата обращения: 22.06.2023).
16. Михайлова, М. В. Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: // URL: http://sosh47.ru/images/files/mixajlova_mv_3.pdf (дата обращения: 22.06.2023).
17. Мухортова, И.И. Образцовый урок иностранного языка. Миф или реальность / И. И. Мухортова, Ю. А. Шевченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 975-980. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9329/ (дата обращения: 22.06.2023).
18. Мусницкая, Е. В. Методика преподавания иностранных языков [текст] / Е. В. Мусницкая. – М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 2013. – 58 с.
19. Нелунова, Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе [Текст] / Е.Д. Нелунова. – Иностранные языки в школе. – 2006. - No 7. – С. 62-65.
20. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе [текст]/ подред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. – М.: Просвещение, 2010. – 425 с.
21. Пассов, Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. [текст] – М.: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
22. Рець, М. С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС / М. С. Рець. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33516 (дата обращения: 22.06.2023).
23. Хужаниязова, Г.Ю. Говорение как цель обучения английскому языку [Текст] / Г.Ю. Хужаниязова. - Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С.15-18.
24. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика [Текст] / А.Н. Щукин. – М.: Фломатис, 2006. – 480 с.
25. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам [Текст] / А.Н. Щукин. - учеб. пособие: 2-е изд./ А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. – 188с.