Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1.Понятие государственного управления: административный правовой аспект
Современное государственное управление (регулирование) играет определенную роль в стратегии устойчивого развития страны.
Государственное управление направлено на скрепление общественных отношений, путем проведения организационных мероприятий. При этом государственное управление так же направляет и организует поведение населения, устанавливает правила осуществления совместной производственной деятельности, а так же организует участие граждан в делах государства.
Государственное управление в качестве основы применяет принцип разделения властей, в качестве постановки задач и целей деятельности. Нормативную основу деятельности государственного управления составляют нормы международного права, направленные на уважение прав и законных интересов личности и охрану частной собственности.
На формирование роли государственного управления в обществе всегда оказывали влияние способы создания и реализации правовых норм, методы осуществление власти.
В последнее время роль государственного управления в регулировании общественных отношений неуклонно возрастает. Управление призвано решать острые социальные и экономические проблемы в обществе. Основная цель государственного управления в современных условиях заключается в повышении качества жизни населения, направлено на повышение правопорядка и укреплении законности.
Особенно важно решать социально-экономические проблемы в настоящее время, когда против нашего государства введены беспрецедентные экономические санкции, происходит, ослабление рубля и идут военные действия. В это сложное время на государственное управление возлагается задача упорядочить социальные, экономические отношения и внушить населению уверенность в будущем.
Государственное управление – это одна из разновидностей социального управления, которое возникает в обществе для регулирования общественных отношений в целях развития и совершенствования путем организации и упорядочивания.
Кроме этого, управление в свою очередь, может рассматриваться в виде деятельности органов государственной власти. В узком смысле управление представляет собой деятельность органов исполнительной власти .
Государственное управление - это организованная деятельность по управлению экономической, административно-политической и социально-культурной сферами общества, которую осуществляют специально уполномоченные государственные органы. Основной задачей государственного управления является целенаправленное воздействие на объект своего управления. Эта деятельность проводится в соответствии с поставленными перед ней целями и исполняется на базе принципа разделения властей в РФ. Государственное управление создано в интересах человека, общества и государства и осуществляется в соответствии действующими законами, издаваемыми как федеральными, так и региональными органами власти.
Управление осуществляется государственными органами, органы местного самоуправления, а также общественные организации, наделенные соответствующей компетенцией. Динамизм управленческой деятельности является гарантией того, что общество получает наилучшие решения своих проблем.
Г.В. Атаманчук обращает внимание на то, что "Государственное управление - это практическое, организационное и координирующее воздействие государства на общественную жизнь народа, опирающееся на его авторитет для ее упорядочения, поддержания и преобразования".
Б.М. Лазарев обращал внимание на ярко выраженный организационный и исполнительно-распорядительный характер государственного управления.
И.Л. Бачиро утверждал, что государственное управление "представляет собой целенаправленное и организационное воздействие государственных институтов на развитие различных сфер общественной жизни с учетом экономических, политических и социальных особенностей государства на определенных этапах его исторического развития".
Для осуществления государственной власти внутри органов управления создаются соответствующие структуры, и органы государственной власти, которые получили название государственный аппарат. Таким образом, государственный аппарат выступает в качестве способа реализации государственного управления. .
Для исследования особенностей государственного управления создана наука административное право, которой изучает особенности, формы и методы осуществления государственного управления .
Таким образом, государственное управление представляет собой направленную деятельность субъектов управления, связанную с организацией управления, регулирование властных полномочий, выполнение возложенных задач при управлении сообществом.
Государственное управление оказывает влияние на широкий круг общественных отношений, организует связи между властью и обществом, реализует задачи и функции, в целях развития общественных институтов, повышение благосостояния общества укрепление законности и повышения эффективности государственного управления.
Государственное управление так же вырабатывает планы и стратегии дальнейшего развития общества, формулирует методы задачи и цели, связанные с повышением, как качества управления, так и улучшение результатов данного управления.
Для государственного управления применяются разнообразные ресурсы, в том числе финансовые, информационные и иные. В последнее время наблюдается усиление институтов государственного управления местного самоуправления и укрепления законности.
Признаки государственного управления:
-при осуществлении государственного управления органы издают нормативные акты и контролируют их исполнение.
-государственное управление охватывает широкий круг общественных отношений, в том числе частно правовые отношения.
- государственное управление в своей деятельности. В случае невыполнения правовых предписаний применяет методы государственного принуждения, в том числе меры административной ответственности и административного пресечения.
Далее рассмотрим основные формы государственного управления, называемые правовыми, включают административные и легальные принципы, влекущие за собой создание изменение и прекращение государственно управленческих общественных отношений
Формы государственного управления довольно обширны по своему содержания и признакам. Рассмотрим основные классификации формы управления.
По содержанию: правотворческая форма, правоприменительная форма, договорная форма.
-правотворческая форма представляет собой создание предписаний обязательного характера органами государственной власти.
-правоприменительная форма предусматривает реализацию на практике предписаний нормативных актов и иных актов государственного управления, совершение юридически значимых действий.
Субъект государственного управления публикует изданные постановления, приказы и распоряжения, а так же иные нормативные предписания в порядке, предусмотренном законами.
-договорная форма предусматривает заключение соглашения межу субъектами государственного управления и иными лицами, на основе равноправия между сторонами, с учетом интересов каждого участника. К таким договорам следует отнести соглашения о государственно-частном партнёрстве а так же служебные контракты с государственными служащими.
По выражению можно выделить вербальные и окончательные.
1.Вербальные формы подразделяются на письменные и устные
Письменная форма является основной и применяется в составлении документооборота, в подготовке нормативных актов, а так же при подготовке отчетов и ответов на обращение граждан.
Устная форма применяет реже, в основном между субъектами государственного управления, должностными лицами и направлена на решение дисциплинарных задач, дача приказов и распоряжений, а так же проведение консультирования граждан по вопросом реализации государственного управления.
2.Окончательные формы – представляют собой результат управленческой деятельности. К данной форме относятся акты нормативного регулирования, а так же приказы и распоряжения органов государственного управления.
Окончательные формы реализуют основную цель государственного управления, которая заключается в достижении установленного результата – регулирование общественных отношений. В связи с этим целью государственного управления выступает регулирование общественных отношений, направленное на достижение результата в виде регулирования отношений и достижение цели в области социальной или экономической деятельности, повышение эффективности и достижение поставленных результатов.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Нормативно-правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - 2020. - 4 июля. - № 144.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 13.06.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
3. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 27.03.2023) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 11. - Ст. 945
2.Учебная и научная литература:
4. Административное право и процесс: Учебник / Коллектив авторов; Под редакцией М.А. Лапиной, Г.Ф. Ручкиной. Москва: Юстиция, 2019. 578 с.
5. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. — 3-е изд., пересмотр. и доп. — М., Норма, 2018. — С. 189-191.
6. Бондалетов В.В., Афанасьева И.А. Эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ / В.В. Бондалетов, И.А. Афанасьева // Материалы Ивановских чтений. 2017. № 1 (10). С. 78-81.
7. Волков А.М. Актуальные проблемы административного права: Учебное пособие / А.М. Волков. Москва: Проспект, 2019. 128 с.
8. Григорьева С.В. Современный подход к понятию «исполнительная власть» в РФ / С.В. Григорьева // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2019. № 22. С. 282-287.
9. Запольский С.В. О социальной ценности административного права // Административное право и процесс. 2023. № 5. С. 4.
10. Осинцев, Д. В. Административное право : учебник для вузов / Д. В. Осинцев. - 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 617 с.
11. Попов Л.Л. Административное право РФ: Учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев; Ответственный редактор Л.Л. Попов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: РГ-Пресс, 2020. 544 с.
12. Попова, Н.Ф. Административное право : учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Попова. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. 333 с.
13. Серков П.П. Правоотношение (Теория и практика современного правового регулирования): Монография. В 3 частях. Части 2 и 3 / П.П. Серков. Москва: Норма, 2018. 1088 с.
14. Юдина, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Юдина ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. 453 с.
Электронные ресурсы:
15. СПС Консультант плюс // http://www.consultant.ru.