Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дискредитация, от которой либерализм страдает в наше время во многих странах, является удивительным и ужасающим явлением. На самом деле эта дискредитация основана на карикатурах на либерализм, самодовольно распространяемых теми, кто заинтересован в борьбе с ним. Таким образом, утверждается, что либерализм поддерживает богатых людей против бедных, что он ставит перед людьми единственную цель - поиск материальных благ, что он пропагандирует эгоизм и т.д. Ничто не может быть дальше от истины, чем это утверждение, и именно поэтому все те, кто любит правду, должны быть заинтересованы в том, чтобы узнать больше о либерализме [1].
К сожалению, у людей очень редко есть возможность провести этот интеллектуальный пересмотр, и меня поражает, например, тот факт, что все молодые люди, которые случайно находят правильное объяснение того, что такое либерализм, поражаются его интеллектуальной согласованности и прочности его этической основы.
Цель – выявить особенности этических оснований либерализма. Задачи:
провести теоретическое исследование основ этических оснований либерализма;
изучить государство и либерализм;
проанализировать свободу как основной этический принцип либерализма;
исследовать либерализм, этику, праву личности и политику перераспределения;
проанализировать трансформацию современной этики либерализма.
Объект – либерализм.
Предмет этические основания либерализма.
Наш современный мир находится в условиях глобализации общественных процессов, которые затрагивают политическую, экономическую и социокультурную сферы. Государственные и правовые институты вынуждены трансформироваться в таких условиях. Мы сейчас уже наблюдаем, как изменяются нравственные устои, демократические принципы, правосознание. На сегодняшний момент стало понятно, что западная теория правового государства не является универсальной моделью для всех государств.
Каждое государство имеет свой путь развития, свой пласт культуры и национальные ценности, поэтому идея правового государства нуждается в трансформации с учетом этих особенностей. Современный мир быстро меняется, меняются и казавшиеся незыблемыми принципы демократии в условиях глобализации. Многие, даже западные авторы высказывают мнение о вырождении института демократии, хотя об этом говорилось и в XVIII веке, в период распространения теории правового государства в Европе. «Демократия вот-вот выродится в анархию; такую анархию, что каждый будет делать лишь то, что правильно в его собственных глазах, и ни жизнь, ни имущество, ни репутации, ни свобода других не будет в безопасности, и каждое из вышеперечисленного вскоре войдет в систему полной субординации моральных добродетелей и интеллектуальных способностей, всех сил богатства, красоты, ума и науки, служа бессмысленному удовольствию, капризной воле и отвратительной жестокости одного или немногих» [1].
Несомненно, современное общество невозможно представить без либеральных ценностей, так как без свободы личность не сможет в полной мере реализовать свои способности, без рыночной экономики, удовлетворять потребности, а без развитого гражданского общества невозможно влиять на власть и построить действительно правовое государство. Но, несомненным остается и тот факт, что использовать эти либеральные ценности необходимо с учетом исторически сложившихся традиций и культурных особенностей каждой страны. Копирование чужого опыта хорошо, если он служит на благо обществу, развитию нации. При правовом регулировании, бесспорно, нужно сохранять уникальное и особенное, которое присуще именно данной системе. Но учитывая, что государство и общество – это открытые системы, мы понимаем, что они также подвержены влияниям внешнего мира, и позитивным, и негативным. Поэтому в нынешнюю эпоху глобализации задача нашего общества трансформироваться в демократические мировые процессы, не теряя своей уникальности.
1. Теоретические основы этических оснований либерализма
1.1. Государство и либерализм
Теория правового государства, возникшая в XVIII веке, дополнялась с ходом развития человеческого общества, но основные принципы этой теории, остаются до сих пор ориентиром для многих государств. Впервые в России о необходимости развития теории правового государства с учетом особенностей политико-правового развития России выступили выдающиеся правоведы конца XIX начала XX веков: Б.Н.Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, С.А. Котляревский, В.М. Гессен, И.А. Ильин и др., разработав либерально-консервативную теорию правового государства, как модель государственного развития для нашей страны.
Обобщив западноевропейский опыт развития правового государства, они выработали постулаты правового государства, приемлемые для России. Во второй половине XIX – начале ХХ века предлагались различные варианты соотношения свободы и власти. «Либеральные меры и сильная власть» – лозунг для многих российских мыслителей того времени. Идея о сочетании либеральных мер и сильной власти была выдвинута выдающимся мыслителем и государствоведом конца XIX века Б.Н.Чичериным, который пояснял, что «либеральные меры, предоставляющие обществу самостоятельную деятельность, обеспечивающие права и личность граждан» и «сильная власть, блюстительница государственного единства, связующая и сдерживающая общество, охраняющая порядок, строго надзирающая за исполнением законов... разумная сила, которая сумеет отстоять общественные интересы против напора анархических стихий и против воплей реакционных партий» [8].
Определяя сущность либерального консерватизма, Чичерин подчеркивал, что он «состоит в примирении начала свободы с началом власти и закона» [7]. Именно такой тип политических отношений наиболее соответствует традиционной российской ментальности. Такая модель государственного реформирования была поддержана многими российскими мыслителями конца XIX начала XX века, что дало начало созданию либерально консервативной политико-правовой теории правового государства.
Почему такая модель приживется на российской почве, еще в период реформ 90-х годов, высказалась С.Я.Матвеева «.. наше общество в целом не либерально, поэтому в нашем обществе может утвердиться только либеральный консерватизм»[5,8]. Политические реформы 90-х годов XX века в России не были завершены, и использование теоретического опыта бесценно до проведения таких реформ.
На современном этапе необходимо выработать стратегию дальнейшего развития нашего общества, с учетом особенностей исторического развития страны. Основные постулаты такой стратегии: сформировать свободное и открытое общество на основе строжайшей конституционной законности и с помощью сильной, дееспособной власти.
Для
Фрагмент для ознакомления
3
1. Левашов В.К. Российское государство и общество в период либеральных реформ / Сер. 28 Актуальные монографии. (2-е издание, переработанное и дополненное) Москва, 2019.
2. Динаева З.Д. Трансформация либерально-консервативной теории правового государства в условиях глобализации // Нацразвитие. Наука и образование. 2022. № 1 (4). С. 15-17.
3. Динаева З.Д. Формирование либерально-консервативной модели правового государства в политико-правовой мысли России (конец XIX - начало XX вв.) // Право и практика. 2022. № 3. С. 14-18.
4. Грязнова Т.Е. Полиция в механизме государства: взгляд российских либеральных юристов конца XIX - начала XX вв. // Научный вестник Омской академии МВД России. 2019. № 2 (73). С. 54-57.
5. Левашов В.К. Российское государство и общество в период либеральных реформ // Монография / Сер. 28 Актуальные монографии. (2-е изд., пер. и доп) Москва, 2018.
6. Гуськов Н.А. Причины перехода от либеральной модернизации к консервативной в российском государстве конца XIX века // Молодой ученый. 2021. № 26 (368). С. 256-257.
7. Комаров С.А. Концепция правового государства в либеральных государственно-правовых учениях России второй половины XIX - начала ХХ века // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2022. Т. 12. № 1. С. 41-50.
8. Золотарева Т.Н. Проблема адаптации либеральной идеологии в развитие демократии в государстве // поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2019. № 1 (72). С. 12-20.
9. Сущность либеральной олигархии как проекта эффективного политического устройства государства / Мясников Д.С., Манапов С.Ш., Симакова В.К. // Вопросы политологии. 2022. Т. 12. № 10 (86). С. 3554-3560.
10. Теткин Д.В., Мамина О.И. Либерально-демократическая правовая система современного российского общества и государства: функционально-ценностная характеристика и интегративный аспект // Право: история и современность. 2020. № 1. С. 33-39.
11. Левашов В.К. Российское государство и общество в период либеральных реформ / Сер. 28 Актуальные монографии. (2-е издание, переработанное и дополненное) Москва, 2018.
12. Крюкова Е.В. Либеральная образовательная политика российского государства во второй половине XIX века: противоречия и результаты // В сборнике: Россия в XVIII–XX веках. Историко-культурные аспекты. Сборник научных трудов. Под редакцией С.П. Кострикова. Москва, 2018. С. 15-19.
13. Дегтярёв А.К., Низовцев В.В. Либеральная интерпретация социального государства: социально-правовой аспект / В книге: Актуальные проблемы социальной истории, философии и социальной работы. Тезисы докладов и сообщений Двадцатых всероссийских научных чтений научно-теоретической конференции. Редколлегия: С.С. Таран, И.В. Гурина, Б.А. Долгалёв [и др.]. 2019. С. 14-17.
14. Воейков М.И., Джабборов Д.Б. Либеральная концепция государства и современная экономика // Теоретическая экономика. 2019. № 11 (59). С. 12-19.
15. Грачев Н.И. Происхождение концепции прав человека и идея либерального государства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 1 (126). С. 15-28.
16. Крушение либеральной модели западного государства (культурологический аспект) / Набилкина Л.Н., Михайлов А.А., Червова А.А. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2021. № 3 (39). С. 102-106.
17. Мысляева И.Н. Роль либеральной идеологии в трансформации социальных функций государства в условиях глобализации // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 1. № 11 (119). С. 15-20.
18. Громова Д.С. Роль либеральной концепции гражданского общества в теории демократического правового государства // В сборнике: Организация Объединенных Наций и глобальные проблемы человечества в ХХI веке. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Р.В. Нигматуллин