Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Научные представления о тревожности и ее причины
В рамках психологической науки существуют различные определения тревожности. Тревожность в контексте современной мировой науке изучена с разных точек зрения научными течениями, учеными. Закономерно, что эта проблема предполагала значительный объем исследований, не только в психологии и психиатрии, но и в биохимии, физиологии, философии, социологии. Целесообразно привести дефиниции данному эмоциональному состоянию.
Согласно словарю практического психолога и большому психологическому словарю, под тревожностью понимается склонность индивида к переживанию тревоги, которой присущ низкий порог возникновения реакции тревоги. Он расценивается как один из главных параметров индивидуальных реакций [5].
А.М. Прихожан рассматривает тревожность как устойчивое личностное образование, которое сохраняется в течение достаточно длительного периода времени. Ей свойственна своя побудительная сила, считает А.М. Прихожан, и неизменные формы реализации поведения, с превалированием в последних компенсаторных и защитных реагирований. На уровне любого комплексного психологического образования, тревожность определяется сложным строением, которое включает в себя когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты, при преобладании эмоционального [20, c. 270].
Отметим, что тревожность может проявиться уже в новорожденном периоде. Главной составляющей тревожности является страх. «Страх – это эмоция, которая возникает в ситуациях опасности биологическому или социальному существованию индивида и ориентированная на источник реальной или представляемой опасности».
Прежде чем рассматривать тревожность, разграничим понятия тревоги и страха. На первый взгляд, по мысли В.М. Астапов, разница очевидна: страх представляет собой реакцию на конкретно существующую угрозу; тревога – это состояние неприятного предчувствия без объективной причины [3, с. 18]. Но в научных источниках авторы не всегда придерживаются этого разделения. Например, З. Фрейд анализирует тревогу с позиции аффекта, пренебрегая объектом, который становится ее причиной. А тревога определяется им как «естественное и рациональное» явление, как реакция на восприятие внешней угрозы (по Фрейду объективная тревога). Другими авторами это состояние детерминируется как страх. Отметим, что он использовал термин «Angst», то есть боязнь. По мысли З. Фрейда, тревога, на контрасте со страхом, определяется чувством беспомощности перед нависающей угрозой. Беспомощность может быть вызвана внешними факторами, как, например, в ситуации землетрясения, или внутренними, к которым относятся слабость, трусость, безынициативность. [23, c. 180].
Таким образом, одна и та же ситуация может вызывать либо страх, либо тревогу, в зависимости от способности или готовности человека преодолевать опасность. Термин «тревожность» применяют для наименования относительно стабильных индивидуальных отличий в склонности индивида испытывать это чувство. В данной ситуации тревожность воспринимается как черта личности. Тревожность как черта или личностная тревожность, не обнаруживается прямо в поведении. Но ее уровень определяется на основе того, как часто и как усиленно индивид переживает состояние тревоги. Человек с выраженной тревожностью, например, страдая от невротизма, склонен смотреть на окружающий мир как на заключающий в себе угрозу и опасность в существенно большей степени, чем человек с низкой степенью тревожности. В числе эмоциональных расстройств тревожность, по причине ее биологической важности и распространенности, отведено первое место. Она является своего рода индикатором душевного благополучия и равновесия личности, а также во многих аспектах влияет на ее поведение.
Тревожности присуща ярко выраженная возрастная специфика, которая обнаруживается в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Каждому возрастному периоду свойственны определенные области, объекты действительности, которые обуславливают повышенную тревогу большинства детей и которые не зависят от существования реальной угрозы или тревожности как стабильного образования. Эти «возрастные пики тревожности» представляют собой следствия наиболее серьезных социогенных надобностей. [16]
В рамках исследования целесообразно рассмотреть внешние и внутриличностные причины тревожности в подростковом возрасте. К внешним причинам тревожности относятся:
1.Семейное воспитание. Аспекты семейного воспитания, в первую очередь, взаимоотношения «мать-ребенок», рассматриваются сегодня в качестве «базовой» причины тревожности практически всеми исследователями данного вопроса, почти независимо от того, к какому психологическому направлению они тяготеют. Такое представление принимает форму конкретизации по отношению к тревожности общего положения о значимости детско-родительских отношений в ходе личностного становления ребенка, и в частности – в проявлении эмоциональных срывов и неврозов. Родители тревожных подростков в большей степени подвержены страхам и опасениям и ощущают их более интенсивно, чем родители эмоционально благополучных. Примечательно то, что родители тревожных школьников гораздо чаще, чем родители эмоционально благополучных, определяют свое состояние как раздраженное. Последнее, как представляется, очень важно: в процессе коммуникации с раздраженным взрослым подросток ощущает острый дискомфорт, который базируется на чувстве вины. Причина этой вины подростком остается не понята. Согласно многочисленным литературным источникам, подобное переживание может стать результатом глубинной, «безобъектной» тревожности [9]. В детях проявляется тревожное состояние в тех семьях, в которых один из взрослых претерпевает эмоциональное неблагополучие. Подростки с чувством тревожности ощущают себя в семье значительно менее уверенно, чем их эмоционально стабильные сверстники. Семьям с тревожными детьми свойственны непредсказуемость поведения родителей, которая создает ощущение нестабильности, с одной стороны, и их авторитарная, доминантная точка зрения, с другой. В переживаниях тревожных подростков, которые связаны с семьей, ярко выражены чувства собственной зависимости и вины, а невыраженным – чувство защищенности. [4].
Таким образом, семья не дает тревожному ребенку и подростку переживания межличностной надежности, защищенности. Исходя из этого, можно сделать следующие выводы о значимости семьи в формировании тревожности у подростков: 1. Принятие родителями подростка положительно связано с его эмоциональным благополучием. 2. Эмоциональное отношение подростка к своей семье влияет на эмоциональное благополучие подростка. При этом подростки, более положительно воспринимающие свою семью, демонстрируют большее эмоциональное благополучие, чем подростки, менее положительно воспринимающие свою семью. 3. Принятие и уважение родителями, воспринимаемое подростком, влияет на его мотивацию достижения: у подростков, более позитивно оценивающих степень принятия и уважения их родителями, уровень настойчивости и самоэффективности выше, чем у подростков, которые оценивают своих родителей по параметрам менее позитивно. 4. У подростков, положительно эмоционально относящиеся к своей семье, отмечается большее благополучие в межличностных отношениях и меньшую агрессивность, чем подростки, отрицательно эмоционально относящиеся к своей семье. 5. На уровень депрессивности и агрессивности подростков воздействуют все анализируемые параметры восприятия подростком своей семьи. У тех подростков, которые воспринимают родителей как принимающих и уважающих и сами позитивно относятся к своей семье, отмечается меньшая степень депрессивности и агрессии, чем подростки, которые оценивают своих родителей как менее принимающих и уважающих и сами негативно относятся к своей семье [4].
2. Школьная успешность. Воздействие тревожности на школьную успешность проявляет общие закономерности воздействия тревожности на эффективность деятельности. Отметим, что устойчивая тревожность предполагает успешность в сравнительно простой для человека делах и препятствует в сложных. Однако, связь между тревожностью и успеваемостью, фиксируемой по текущим отметкам, не прослеживается. Она определяется, однако, в процессе анализа субъективного восприятия школьником его успеваемости. Эмоционально благополучным школьникам свойственно то, что удовлетворенность или неудовлетворенность успеваемостью является следствием от полученной отметки. Тревожные школьники чаще испытывают неудовлетворенность своей успеваемостью, что не зависит от оценок. Неудовлетворенность своими отметками тревожными школьниками объясняется различными причинами – от «несправедливости» учителя до «случайности» хорошей оценки. К главным причинам относится прогнозируемое отношение к этой оценке родителей и восприятие оценки как отношения к себе учителя. [4].
3. Взаимоотношения с родителями. Отметим, что страх разочаровать родителей представляет собой один из распространенных страхов подростка. Родители тревожных школьников выражают опасения, которые связаны с собственной неумелостью, малограмотностью, страхом показать их при ребенке или передать их ему. Данные аспекты подтверждают значимость успеваемости как фактора, который влияет на сохранение и рост тревоги, но который влияет не прямо, а опосредованно. Следует обратить внимание на то, что инфантилизм проявляется во взглядах тревожных школьников по отношению к учителям. И младшие школьники, и подростки из данной категории относятся к отметке, в первую очередь, как выражение отношения педагога. Указанная инфантильная позиция фиксируется у тревожных школьников на длительный период. Эмоционально благополучные школьники также дают схожие обоснования отметок, однако их было меньше, и они являлись отражением реальной ситуации. Очевидно, что отношение к успеваемости отражает преимущественно внешнюю ориентацию тревожных школьников, которая обусловлена неимением собственных внутренних критериев. [4].
4. Взаимоотношения с учителями. Проблема успеваемости обусловлена тем, каким образом происходит формирование отношений учеников с педагогами. Неблагоприятные отношения, конфликты, грубость и нетактичное поведение учителей по отношению к учащимся, как правило, оцениваются как одна из значимых причин тревожности. Непрофессионализм в поведении педагога оказывает влияние на общий уровень тревожности всего класса, ощутимо усиливая его. Бестактность учителя, задевающая всех школьников, представляет из себя более губительную силу для тех, у кого уже отмечается тревожность или пребывает в состоянии «тревожной готовности», то есть ощущает себя беспомощным, без защиты, не имея возможностей сопротивляться. В этом случае основополагающая роль отведена обстановке в семье. В старшем подростковом – раннем юношеском возрасте отмечается эмансипация учащихся от школы несмотря на то, что влияние педагогов на их эмоциональное самочувствие прослеживается и здесь, хотя и в более слабой степени. Такая поведенческая стратегия педагога представляет из себя пусковой механизм, «триггер» состояния тревожности и актуализации тревожности как личностного образования. Сложности подросткового периода обусловлены повышенной возбудимостью, ипохондрическими реакциями, эффективностью, яркой реакцией на обиду, повышенной критичностью по отношению к старшим. Если данные особенности не брать во внимание, то у подростков проявятся константные отклонения в нравственном аспекте развития и поведении. И в данном случае особое место отведено отношениям между родителями и ребенком. Так как подростковый возраст – это переходный период от детства к взрослости, отмечаются разнообразные конфликты, негативно влияющие на становление эмоциональной и когнитивной сферы. Главным новшеством подросткового возраста можно считать самосознание, которое представляет собой следствие расширения общения, усложненных взаимосвязей подростка с обществом, со взрослыми, со сверстниками. Состояние тревожности представляет собой следствие подросткового кризиса, который протекает у каждого индивидуально и разрушительно воздействует на личность подростка, всесторонне воздействуя на его жизнь. [4].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдулова Т. П. Агрессивность в подростковом возрасте: практическое пособие / Т. П. Авдулова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 126 с.
2. Аверин В.А. Психология личности / В.А. Аверин. – Санкт-Петербург : Издательство Михайлова В.А., 1999. – 89 с.
3. Астапов В. М. Тревожность у детей / В. М. Астапов. – Санкт-Петербург : PerSe, 2001. – 159 с.
4. Богомолова А.О. Тревожность как фактор возможного агрессивного поведения в старшем подростковом возрасте // Форум молодых ученых. 2017. №3 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnost-kak-faktor-vozmozhnogo-agressivnogo-povedeniya-v-starshem-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 08.07.2023).
5. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2005 – 672 с.
6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – Москва : Просвещение, 1979 – 287 с.
7. Выготский Л. С. Проблема возраста // Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. – С. 244-268.
8. Галкова К. М. Специфика агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста в семьях с различными типами детско-родительских отношений // Вестник психофизиологии. 2015. № 3. –С. 64-70.
9. Долгова В. И. Психологические особенности агрессивного поведения подростков / В. И. Долгова, Н. И. Аркаева, А. И. Банщикова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – Челябинск : АТОСКО, 2015. – С. 11–15.
10. Дубровина И. В. Возрастные особенности психического развития детей / И. В. Дубровина, М. И. Лисина. – Москва : Издательство, 2012 –170 с.
11. Капитанец Е. Г. Влияние тревожности на агрессивное поведение подростков / Е. Г. Капитанец, К. М. Девятова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – Челябинск : АТОСКО, 2016. – С. 61–65.
12. Козырева, М. А. Подростковая тревожность: проблема и пути решения / М. А. Козырева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – № 33 (428). – С. 117-119. – URL: https://moluch.ru/archive/428/94460/ (дата обращения: 10.07.2023).
13. Кривощекова О. В. Профилактика агрессивного поведения младших подростков как актуальное направление социально-педагогической деятельности // Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт: Материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. – С. 138-140.
14. Малютина О. П. Особенности самооценки подростка / О.П. Малютина // Тезисы научно-практической конференции «Наш проблемный подростковый возраст» – Воронеж, 1998. – С. 11–15
15. Малютина О. П. Особенности применения коэффициента линейной корреляции Пирсона в психологических, педагогических и акмеологических исследованиях / О.П. Малютина // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.Проблемы высшего образования. – Вып 1. – С.79–81.
16. Мишурова А.А. Связь агрессивности школьников с уровнем личностной тревожности / А.А. Мишурова, А.С. Титова, О.П. Малютина // Международный научно-исследовательский журнал.- 2022. - №2 (116). - URL: https://research-journal.org/archive/2-116-2022-february/svyaz-agressivnosti-shkolnikov-s-urovnem-lichnostnoj-trevozhnosti (дата обращения: 08.07.2023). - doi: 10.23670/IRJ.2022.116.2.064
17. Несси Р. Хорошие плохие чувства: Почему эволюция допускает тревожность, депрессию и другие психические расстройства / Р. Несси; Пер. с англ . – Москва : Альпина нон-фикшн, 2021. – 540 с.
18. Нургалимова Л. М., Парфилова Г. Г. Профилактика и преодоление агрессивности у подростков // Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. Казань: Отечество, 2015. – С. 236-239.
19. Петровский В. А. Принцип ведущей деятельности и проблема личностно-образующих видов деятельности при переходе от детства к взрослости // Психологические условия и механизмы воспитания подростков. М., 1983. – С. 20-33.
20. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика /А. М. Прихожан. – Москва; Воронеж, 2000. – 303 с.
21. Прошкина З.А., Звездина Г.П. Особенности агрессивности младших подростков с разным уровнем личностной тревожности // Северо-Кавказский психологический вестник. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-agressivnosti-mladshih-podrostkov-s-raznym-urovnem-lichnostnoy-trevozhnosti (дата обращения: 08.07.2023).
22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: - 2-е изд., - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998. – 320 с.
23. Титова, А.С. Связь агрессивности школьников с тревожностью / А.С. Титова //Исследования в области психологии и педагогики в условиях современного общества: сб. статей /Стерлитамак, АМИ. – Омск, 9 января 2021 г. – С. 114
24. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение,1990. – 448 с.
25. Шматова Ю. Е. Психическое здоровье населения в период пандемии covid-19: тенденции, последствия, факторы и группы риска / Ю. Е. Шматова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз №2, 2021. – С. 201 – 224.
26. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. – С. 6-20.
27. Эриксон Э. Г. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. –592 с.
28. Яковлева О. В. Коррекция ситуативной и личностной тревожности у подростков / О. В. Яковлева // Альманах современной науки и образования № 11, 2011. – С. 133 – 135.