Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Происходящий в настоящее время процесс трансформации российского общества закономерно сопровождается изменением всех его институтов, в том числе и института социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем обеспечение детского благополучия является одной из наиболее важных задач социальной политики любого государства. Это особенно касается детей, которые остались без попечения родителей, и в силу этого нуждаются в особой защите и помощи со стороны государства и общества. Актуальность данной темы исследования заключается в быстром увеличении темпа роста детей, оставшихся сиротами и детей, оставшихся без попечения родителей. В Российской Федерации сложилась такая политическая и социально-экономическая ситуация, которая напрямую влияет на возникновение проблем, связанных с детьми в возрасте до 18 лет. Российские институты семьи продолжают работать по устаревшим стандартам, следовательно, они не ориентированы на осуществлении реальной поддержки прав и интересов детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сегодня в России около 950 тысяч детей-сирот, 750 тысяч из которых живут в приемных семьях, остальные в детских домах. Ежегодно в России выявляется около 100-130 тысяч детей-сирот. Всего в стране до 1500 и более детских домов, в которые помимо государства большую помощь вносят фонды и НКО, часто вредят этим и действуют не эффективно, развращая сирот своими подношениями. Сколько на самом детей-сирот не знает никто, так как ежедневно сиротами в России становятся около 300 детей, которых выявляют и направляют в приюты и дома ребенка.
В России отсутствует система поддержки и сопровождения семей. 30-40 % воспитанников детских домов можно вернуть обратно в семьи, детский дом для этого ничего не делает. Около десяти тысяч детей-сирот ежегодно возвращаются обратно в детские дома из семей. Ежегодно из стен детского дома выходит от 13 до 15 тысяч выпускников сиротских учреждений. После выпуска из стен детского в общество встраивается только 7-10 % выпускников. Период выпускника детдома длится от 10 до 30 лет, нередко пожизненно. В вузы поступает не более 5-7 %, 70 % поступает в ПТУ, 15-26 % нигде не учатся. Около 85 тысяч детей-сирот не имеют закрепленного жилья; 12-15 % граждан желают взять сирот в свои семьи.
Защита прав ребенка - актуальная проблема в современном мире, начало ее происходит от неблагополучия несовершеннолетних в общественной среде и семье. Вопросы адаптации выпускников ставит в тупик не только государство, но и благотворительные фонды.
На детское неблагополучие оказывают влияние достаточно много факторов, что говорит о большой уязвимости вопроса, связанного с защитой прав и интересов детей, в возрасте до 18 лет. Наиболее существенным фактором является увеличение численности разводов и, следовательно, неполных семей, недостаточно хорошие условия содержания детей, довольно высокое распространение имеет жестокое обращение с малолетними детьми. Все больше семья теряет авторитет в нынешнем времени. Рост численности безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей в основе своей базируется на кризисе семьи, потере нравственных и культурных ценностей. В связи с экономическим кризисом тенденцию приобрело явление отказа от ребенка, что основывается на невозможности его достаточного содержания. Также кризисные явления напрямую влияют на уровень преступности, алкоголизма, наркомании, что также оказывает достаточное влияние на неблагополучие несовершеннолетних детей.
В связи с постоянными изменениями российского законодательства возникает необходимость соответствующего реформирования института опеки и попечительства. Ситуация, связанная с рассматриваемым контингентом, требует усиления контроля за информацией о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Интересен тот факт, что информацию по таким детям зачастую первыми получают медицинские учреждения, органы внутренних дел, учреждения дошкольного и школьного образования, органы миграционных служб, а не органы опеки и попечительства.
Несмотря на то, что органы опеки и попечительства постоянно применяют меры по устройству и воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также борются с проблемой увеличения численности таких детей, эта проблема все равно имеет тенденцию к росту. Большинство детей-сирот воспитывается в детских школах - интернатах, либо в условиях, не соответствующих семейной атмосфере, это также влияет на адаптацию детей в социальной среде. Многим из них в дальнейшем тяжело жить самостоятельной жизнью, большинство сталкивается с проблемой создания благополучной семьи, зачастую дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, начинают вести асоциальный образ жизни. В настоящее время на снижение уровня сиротства и его устранения направлены многие федеральные законы и целевые программы.
Цель исследования - выявление перспективных направлений развития института социальной поддержки детей - социальных сирот и разработка эффективных мероприятий государственной социальной политики в отношении детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы исследования института социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
выявить причины социального сиротства и охарактеризовать положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Рязанской области;
выявить особенности социальной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Рязанской области;
проанализировать процесс устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
провести анализ и мониторинг проблем сиротства (в том числе социального) в России и в Рязанской области,;
исследовать статистические данные по формам устройства детей- сирот, в т.ч. семейного устройства;
выявить основные факторы социального сиротства в России;
провести анализ региональной дифференциации численности социальных сирот в России; определить группы регионов с разным уровнем развития данной проблемы;
предложить шкалу оценивания и критерии, показатели оценки уровня социального благополучия семьи;
провести исследование реализуемых мер социальной защиты и поддержки детей-сирот, а также перспективные направления решения анализируемой проблемы.
Предмет исследования - направления развития института профилактики социального сиротства и социальной поддержки детей-сирот, эффективные механизмы реализации государственной социальной политики в отношении детей, оставшихся без попечения родителей.
Гипотеза: социальные факторы являются ведущими в числе причин, по которым современные дети оказываются в трудной жизненной ситуации. Главными факторами роста численности детей, оставшихся без попечения родителей (при живых родителях), являются падение социального престижа семьи, финансовые и жилищные трудности, рост внебрачной рождаемости, большой процент родителей, которые ведут асоциальный образ жизни.
Глава 1. Органы социальной опеки и попечительства в Рязанской области
Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, лишившиеся обоих родителей по установленным законом причинам. Дети, оставшиеся без попечения родителей - дети, которые по установленным законом причинам остались без попечения единственного родителя или обоих родителей. Такие причины оговорены в пункте 1 статьи 121 Семейного Кодекса Российской Федерации. Рассматриваемая группа детей, как отдельного социального слоя нуждается в особой поддержке и защите со стороны государства. Согласно пункту 1 статьи 20 Конвенции о правах ребенка «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством». Таким образом, защита прав и интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей важнейшая задача социальной политики государства [3].
В качестве опекунов и попечителей могут выступать как физические лица, так и органы опеки и попечительства. Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, попечительство - в возрасте от 14 до 18 лет. Обязанности опекунов и попечителей закреплены законодательно в Семейном Кодексе Российской Федерации. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы, а также заботиться об их
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] : одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989. Вступила в силу для СССР 15.09.1990. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru
2. О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] : федер. закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ ред. от 01.05.2017. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru
3. Об основах системы профилактики безнадзорностии правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс] : федер. закон от 24.06.1999№ 120-ФЗ ред. от 01.01.2017. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru
4. О внесении изменений в закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статью 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] : федер. закон от 01.05.2017 № 89-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru
5. Абельбейсов, В. А. Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теоретико-методологические основы / В. А. Абельбейсов // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 9. С. - 142-143.
6. Асланова, С. X. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования / С. X. Асланова // Молодой ученый. - 2015. - № 9. - С. 511-514.
7. Бозиев, Т. О. Анализ законодательной базы по правам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Т. О. Бозиев, М. А. Кривошеева // Журнал правовых и экономических исследований. - 2012. - № 3. - С. 45.
8. Бакалдина, Е. С. Государственная социальная политика Российской Федерации: выбор приоритетов / Е. С. Бакалдина // Вестник КемГУ, 2015. - № 4. - С. 104-107.
9. Барябина, Е. Н. Проблемы социализации выпускников детских домов и интернатов / Е. Н. Барябина // Социальное неравенство и образование: проблемы, исследования, действия. - Саратов, 2011. - С. 360.
10. Бондаренко, О. А. Международные документы о правах ребенка: научи. практич. пособие / О. А. Бондаренко - Волгоград: Волгоградского инстит. экономики, социологии и права, 2011. - 9 с.
11. Васильева, А. С. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей: вопросы регионального правоприменения / А. С. Васильева // Социальное и пенсионное право. - 2011. - № 4. - С. 2.
12. Горева, О. М. Проблема социального сиротства в современной России / О. М. Горева, Л. Б. Осипова, Е. А. Сербина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - С. 69.
13. Давлятова, С. В. Профессиональная замещающая семья как форма заботы о детях, лишенных родительского попечения. Азов. [Электронный ресурс] / С. В. Давлятова // Научные труды SWorld. - 2013. Т. 17, № 1. - Режим доступа: http: //www.sworld.com.ua/ko№fer30/1032.pdf
14. Дмитриева, А. С. Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А. С. Дмитриева // Юридические науки: проблемы и перспективы. - Казань: Бук, 2015. - С. 81-84.
15. Егорова, М. С. Социальная политика России / М. С. Егорова, А. А. Смирнова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 5. - С. 302-304.
16. Жарова, О. Н. Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / О. Н. Жарова // Молодой ученый. - 2016. - №8. - С. 745-747.
17. Зарецкий, В. К. Пути решения проблем сиротства в России / В. К. Зарецкий, М. О. Дубровская, В. Н. Ослон, А. Б. Холмогорова // Вопросы психологии: Москва,2012. - С. 35.
18. Изгияева, М. Д. Социальная политика в современной России / М. Д. Изгияева // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2016. - Т.6, № 10А. - С. 74¬82.
19. Константинова, Н. Н. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как фактор роста величины человеческого капитала / Н. Н. Константинова // Вестник торгово-технологического института. - 2011. - № 1. - С. 216.
20. Кудрявцев, А. А. Социально-правовая защита детей-сирот в современной России / А. А. Кудрявцева // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2013. - № 17. - С. 97-98.
21. Малярова, Н. В. Социальная защита детства: концептуальный подход. Социологическое исследование / Н.В. Малярова, М. И. Несмеянова. - М.: ИНФРА-М., 2012. - 247 с.
22. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: 70000 слов /С.И. Ожегов; под общ. ред. Н. Ю. Шведовой. - Изд. 21-е, перераб. и доп. - Москва : Русский язык, 1989. - 924 с.
23. Орлова, К. Ю. Содержание и сущность деятельности по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / К. Ю. Орлова // Журнал личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. - 2013. - № 1. - С.154-155.
24. Павлюкова, О. В. Механизм построения социальной политики в современной России / О. В. Павлюкова, И. Г. Ходжаева, И. П. Дорошина // Науковедение. - 2014. - № 3. - С. 56.
25. Плюхина,А.А. Социальная политикасовременной России:
26. проблемы и тенденции развития / А. А. Плюхина // Экономический журнал. - 2015. - № 4. С. 36-42.
27. Самойлов,В. В. Государственно-правовое регулирование
28. социально-экономических и политических процессов: учебник / В. В. Самойлов. - М.: Юнити, 2013. - 272 с.
29. Семья, Г.В.Формирование российскоймодели преодоления
30. социального сиротства /Г.В.Семья,О.Г.Зайцев,Н.Г.Зайцев //
31. Психологическая наука и образование. - Москва, 2016. - Т. 21. - № 1. - C. 67¬82.
32. Семья,Г.В. Психологическиеаспекты политики
33. деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России: востребованность научных идей В. С. Мухиной / Г.В. Семья // Развитие личности. - Москва, 2015. - № 1. - С. 24-42.
34. Санданова, Л. В. Семейное устройство в России / Л.В. Санданова // Москва : РПФ НИК, 2014. - С. 262.
35. Гулина, М. А. Словарь-справочник социального работника [Электронный ресурс] / М. А. Г улина // Электрон. библиотека - Режим доступа: http: //www.u№iversali№ter№etlibrary .ru/bo ok/56501/chitat_k№igu.shtml
36. Сусликов, В. H. О правовом статусе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / В. Н. Сусликов, Н. Л. Шкилева // Гражданское право. - 2011. - № 4. - С. 6-21.
37. Рейн, В. А. Социальная защита детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений. / В. А. Рейн // Самара. - 2013. - 78 с.