Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. АРХЕТИП: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Понятие архетипа и его разновидности
Термин «архетип» был введен в психологическую науку Карлом Юнгом. Согласно концепции Юнга, личность включает в себя три взаимодействующие элемента: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Личное бессознательное предполагает связь с жизненным опытом конкретного индивидуума. Коллективное бессознательное включает в себя архетипы [24, с. 134].
В рамках психологической науки и в литературе в понятие «архетип» вкладывают часто воспроизводящийся тип (модель поведения), которому свойственен древний характер. Слово «архетип» означает согласно переводу с древнегреческого, «древний образ». Такие преступные явления как каннибализм, инцест, убийства детей, бесчисленные тоталитарные деспотии и другие уголовные явления современности свидетельствуют о том, что коллективный, общечеловеческий негативный опыт обладает склонностью к повторительному действию. В обществе архетипы передают в ходе социализации индивидуума, в процессе усвоения мирового человеческого наследия. Архетипы представляют собой обобщенные образы бессчетных типовых опытов нескольких поколений, то, что способствует усреднению миллионов субъективных опытов [24, с. 139].
Под архетипами, с точки зрения психологии, понимаются коллективного характера паттерны (модели), или мотивы, обладающие универсальностью и появляющиеся из коллективного бессознательного и представляющие собой основу содержательного наполнения религиозных, мифологических текстов, а также легенд и сказочных сюжетов, авторских текстов. Универсальность архетипы содержит в себе обобщенные биологические, психологические, социальные или профессиональные функции. Целесообразно выделить архетипы, которые истекают из мифических и сказочных образов, а также расплывчатое многообразие архетипов, которые соотносятся с ситуацией. Архетипам свойственна неизменность с древнейших эпох, преимущественно, трансформируя не только свою конфигурацию, но и его суть. Архетипу свойственна устойчивость в соответствии со временем. Архетипы можно рассматривать не только как отпечатки константно непериодических характерных опытов, но и в одно время с этим они эмпирическим путем функционируют в качестве силы или тенденции к воспроизведению одних и тех же материалов. [4, с. 98].
Так, под архетипом понимаются универсальные, изначальные, врождённые психические структуры, которые составляют содержательный аспект совместного бессознательного, которые идентифицируются в нашем опыте и являются, преимущественно, в образах и мотивах снов [7]. Аналогичные структурные компоненты составляют базу общечеловеческой символической системы в религии, мифах, легендах и сказках.
Согласно Юнгу, коллективное бессознательное идентично себе, поэтому оно содержится в каждом человеке в роли сверхличностной, прирожденной духовной основы. Специфические черты сути коллективного бессознательного заложены в его отнесенности к типу, который несет в себе качества всего человечества как определенного единства. Психическую содержательную составляющую коллективного бессознательного, или «архаические остатки», Юнг номинировал архетипами, прибегая к выражению Блаженного Августина. [23, с. 213].
1.2. Разновидности архетипа
К. Юнг определил главенствующие архетипы, которые принимают участие в течение индивидуации: Самость, Персона, Тень, Анима/Анимус, Мудрый Старец (Маг), Великая Мать. Однако Юнг высказал мысль, что «архетипов столько, сколько есть оттенков психического переживания и сколько есть типичных жизненных ситуаций» [22]. Это обусловило появление в его трудах обширное количество различных архетипических субъектов.
Так, Самость представляет собой архетип, который ведет от первичного полярного положения к союзу сознания и бессознательного посредством общности их ядра. Примечательно, что достижение Самости, а именно, достижение постижения, кем мы являемся на самом деле, и представляется главной задачей жизненного пути [22, с. 212].
Персона (маска) представляет собой архетип, который в большей степени прямо довлеет над сознанием индивидуума и в то же время в большей мере неглубокий и подразумевает адекватную оценку, и причисляется к социальному облику персоны. Название Юнг позаимствовал из античного театра, где актёры номинировали персоной приложенную к лицу маску. Изображение маски воспринимается нами, когда мы смотрим на свое отражение в зеркале или другой отражающей поверхности [22, с. 214].
Архетип тени подразумевает то, на что в себе в меньшей степени хочется смотреть; то, что является препятствием для Самости. Однако в обход к Самости не подойти, что обусловило, что на пути к своему подлинному «Я» столкновение с Тенью неминуемо. Данный архетипический образ у первобытных народов принимал вид различных олицетворений. [24, с. 215].
Образ души (Анимус и Анима). Упомянутую фигуру в психике женского пола Юнг заменял термином «Анимус», а в психике мужчины использовал понятие «Анима». Анимус и Анима тесно взаимосвязаны с Тенью. Архетипическая по происхождению фигура Образа души традиционно символизирует комплементарный, который относится к противоположному полу, элемент психики и воспроизводит наш взгляд на этот аспект души, и переживание всего, что связано с противоположным полом [24, с. 216].
Архетип Мудрого Старца являет собой олицетворение духовной основы. Его можно встретить в различных интерпретациях: в облике старого мудрого человека или не менее мудрого зверя, в образе царя или отшельника, злого колдуна или доброго помощника, целителя или советчика. Традиционно он обладает определенной чудесной властью, которая превосходит человеческие возможности. Данный архетип мотивирует индивидуума приподниматься над своим потенциалом: решать трудные ситуации, находить неизвестные силы и справляться с непредвиденными препятствиями.
Рассмотрим архетип отца, который предполагает варианты наименований, к которым относятся образы: руководителя, короля, вождя, капитана, генерала, президента. Перечисленные номинации предполагают ответственность отцовского типа за лиц, которые у них в подчинении. [24, с. 217].
Архетипу матери свойственны материнские качества: проявление чуткости и сострадания; чудотворный престиж женственности; мудрость и духовный взлёт, который выходит за границы формального логического строя; всякий здоровый инстинкт или импульс; всё, что является проявлением доброты; всё, что обеспечивает заботу и поддержку, благоприятствует процессу развития. Мать воспринимается как место магического видоизменения и воссоздания совместно со сверхъестественным пространством и его жителями, которые обретают покровительство Матери. Из отрицательных сторон материнского архетипа следует отметить совокупность тайного, скрытого, тёмного; некую бездну; пространство мертвецов; всё, что сопровождает ужас и представляется неизбежным, судьбоносным. [24, с. 218].
Кроме главных архетипов выделяют множество других, которые получили имена божеств, явлений природы и философских явлений. Такое разнообразие архетипических образов обусловило всевозможные инстинкты, типы мышления и реакции, специфику восприятия, ценностные установки и ориентиры, предписания, а также душевное положение, цикловые этапы жизни. В рамках данного исследования актуально отметить криминальные явления, такие как каннибализм, инцест, убийства, тоталитарные явления, которые передаются в процессе социализации индивидуума. Большинство архетипов, как уже было сказано ранее, имеют древнее происхождение.
Согласно статье Ильюк Е.В. «Архетип криминального и виктимного поведения», архетип инцеста родом из Древнего Египта и индейских цивилизаций Доколумбовской Америки. Архетип похищения человека и рабства берет истоки из истории, периода расцвета работорговли. Торговля детьми и женщинами, рабство сексуального плана существовало продолжительное время, и даже сегодня отмечается в некоторых районах. Об историях сексуального рабства сообщается редко, известия появляются случайно при обнаружении или вызволении жертв. Отдельно следует сказать об архетипе виктимного поведения. Исторически существовали побои крепостных, в частности, в России. Пороли крестьян за небольшие провинности, что культивировало рабскую психологию. Обычным делом были поклоны в пол, благодарности за порки и наказания. Продолжительное крепостное право в России наложило отпечаток на формировании архетипа виктимного поведения [10].
Жертва отличается тем, что у нее формируются виктимные качества. Виктимная личность не способна отказывать, отстаивать свою позицию, ей чуждо самоутверждение. Виктимная личность представляет собой личность зависимую. Жертва способна воспитать только жертву. Для превращения человека в жертву, требуется время.
В ситуациях, когда агрессор и жертва обитают в одной семье, их поступки деструктивны, они постоянно унижают, оскорбляют — это повторяется на регулярной основе. Каждый день один член семьи осуществляет жесткий контроль над другим, управляя его существованием, издевается над ним. Виктимная линия поведения передается из поколения в поколение. Семья способствует сохранению жертвенных алгоритмов. Так, например, инцест редко ограничивается единственной жертвой. В данном поколении, в следующем или через поколения семья воссоздаст дилогию «жертва — тиран» [10]. Полностью укрытые от внешних глаз инцестные связи в последствии может быть воспроизведена детьми в новых отношениях, потому что она представляется им нормой.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андронникова, О. О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков : дис. … канд. псих. наук : 19.00.01 / Андронникова Ольга Олеговна. – Новосибирск, 2005. – 213 с.
2. Анисимов, А. И., Матусевич М. С.,Шатровой О. В. Виктимная психология. Системно–деятельностный подход к обнаружению аверсивного стимула. Монография — СПб.: «Издательство РГПУ им. А. И. Герцена», 2013.
3. Антонян, Ю.М. Понятие архетипа. //Юридическая психология, 2006, № 4; Антонян Ю.М. Архетип трикстера и его криминологическое значение //Юридическая психология, 2008, № 3. СПС КонсультантПлюс.
4. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Москва : АСТ, 2008. – 868 с.
5. Бубнова, И. С. Особенности Я–образа у подростков и его формирование в условиях семейного воспитания : дис. ... канд. псих. наук : 19.00.07 / Бубнова Ирина Сергеевна. – Иркутск, 2004. – 157 с.
6. Варчук, Т. В. Виктимология / Т. В. Варчук. – Москва : ЮНИТИ–ДАНА, 2015. – 192 с.
7. Виктимология: учеб. пособие для студентов Варчук Т. В. М.: ЮНИТИ–ДАНА: Закон и право, 2008. –191 с
8. Долговых, М. П. Психологическая детерминация проявления виктимного поведения личности подростка : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Долговых Маргарита Петровна. – Тольятти, 2009. – 189 с.
9. Дубовицкая, М. Г. Общечеловеческие ценности в структуре личностного потенциала подростков, склонных к виктимному поведению / М. Г. Дубовицкая // Актуальные проблемы психологии глазами студента : материалы VIII всероссийской студенческой научной конф. – Тамбов, 2018. – С. 27–32.
10. Ильюк, Е.В. Архетип криминального и виктимного поведения // Виктимология. 2017. №2 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhetip–kriminalnogo–i–viktimnogo–povedeniya (дата обращения: 25.07.2023).
11. Калабин, А. А. Позиционирование личности на основе архетипов // – Бизнес–ключ. – 2006. – №6. – Режим доступа: http://www.bkworld.ru/archive/y2006/n06–2006/n06–2006_139.html
12. Карпышева, Ю. О. Виктимологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых в отношении лиц пожилого возраста : монография / Ю. О. Карпышева. – Москва : Юрлитинформ, 2018. – 184 с.
13. Кузнецова, Л. Э. Психологические особенности проявления виктимного поведения у современной молодежи / Л. Э. Кузнецова, А. Н. Ерошенко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2018 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2018. — С. 73–75. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3404/ (дата обращения: 21.07.2023).
14. Матусевич, А. М. Психологические аспекты виктимности / А. М. Матусевич, Л. В. Кубышко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 924–927. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11321/ (дата обращения: 25.07.2023).
15. Мудрик, A. B. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. – Москва : Академия, 2007. – 365 с.
16. Полубинский, В. И. Криминальная виктимология и виктимность / В. И. Полубинский // Научный портал МВД России. – 2010. – № 2. – С. 56–65.
17. Ривман, Д. В. Криминальная виктимология : учебное пособие / Д. В. Ривман. – Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2002. – 304 с.
18. Фатеев, А. Н. Основы виктимологии / А. Н. Фатеев. – Ростов–на–Дону, 2017. – 63 с.
19. Холичева, О. В. Пассивность как системная характеристика виктимной личности / О. В. Холичева // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – № 10 (1). – С. 104–110.
20. Христенко, В. Е. Психология поведения жертвы / В. Е. Христенко. – Ростов–на–Дону : Феникс, 2004. – 416 с.
21. Юнг, К. Г. Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991. – 298 с.
22. Юнг, К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. – М.: АСТ– ЛТД; Львов: Инициатива, 1998. – 480 с.
23. Юнг, К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. – К.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. – 384 с.
24. Юнг, К. Г. Психологические типы. – СПб.: Ювента, 1995. – 716 с.
25. Юнг, К. Г. Психология бессознательного. – М.: «Канон», 1994. – 320 с.
26. Юнг, К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. – М.: Наука. – 1996. – 221 с.
27. Якоби, И. Психологическое учение Карла Густава Юнга // Юнг К. Г. Дух и жизнь. – М.: Практика, 1996. С. 385 – 534.