Фрагмент для ознакомления
2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ОПТИМИЗАЦИИ
1.1. Нормативно-правовое регулирование налогообложения предприятий в РФ
Российское законодательство о налогах и сборах включает Налоговый кодекс, а вместе с тем принятые согласно нему федеральные законы о налогах и (или) сборах. Кодексом закладывается устройство налогов, которые вносятся в бюджет государства, помимо этого общие принципы налогообложения в РФ:
- формулируются типы налогов и сборов, которые вносят субъекты экономики в РФ;
- учреждаются начало возникновения (изменения, прекращения) и последовательность исполнения обязательств по уплате налогов и (или) сборов субъектами экономики;
- формулируются важнейшие принципы процесса формирования налогов и сборов субъектов РФ и местного налогообложения;
- формулируются права и обязанности субъектов-налогоплательщиков, налоговых органов и иного рода участников таких отношений, которые регулирует законодательство о налогах и сборах;
- определяются формы и методы проводимого налогового контроля;
- формируется ответственность за учинение правонарушений налогового характера;
- образуется порядок осуществления обжалования действий (либо бездействий) налоговых органов и их должностных лиц.
В качестве важнейших принципов законодательства о налогах и сборах выступают такие:
- всякое лицо несет обязанность уплаты установленных законом налогов и сборов. Установленные законы о налогах и сборах действуют на базе признания всеобщности и равенства налогообложения;
- налоги и сборы не должны нести черты дискриминации и по-разному устанавливаться, базируясь на отличий среди налогоплательщиков политического, идеологического, этнического, профессионального и иного характера. Нельзя осуществлять формирование дифференцированных ставок налогов и сборов, а вместе с тем налоговых льгот на базе сведений о гражданстве физических лиц или источника капитала;
- налоги и сборы в РФ обязаны содержать экономическое обоснование, и не могут быть произвольными;
- не могут определяться налоги и сборы, которыми будет нарушено цельное экономическое пространство России, включая и прямым или косвенным образом ограничение свободного перемещения по территории РФ товаров (работ, услуг) либо денежных средств;
- формирование федеральных налогов и сборов, изменение или отмена производится Налоговым кодексом РФ . Налоги и сборы субъектов РФ, муниципальных образований формируют, изменяют либо отменяют, базируясь на законах субъектов РФ о налогах и (или) сборах и нормативных актах представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах согласно НК РФ;
- акты законодательства о налогах и сборах формулируют таким образом, чтобы всякий, несомненным образом знал, какого рода налоги, когда и в каком размере он обязан уплатить.
На основе НК РФ налог или сбор считают установленным, если определены такого рода элементы налогообложения :
- для налога: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые льготы, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога;
- для сбора: плательщики сборов, объект сбора, база сбора, льготы по сборам, период взимания, размер сбора, порядок исчисления сбора, порядок и сроки уплаты сбора.
Пополняют нормативно-законодательную базу российского налогового законодательства федеральные и региональные законы об отдельно взятых видах налогов (к примеру, налоге на имущество), инструкции Федеральной налоговой службы (ФНС России), циркулярные письма, указания, телеграммы ФНС России.
1.2. Режимы налогообложения предприятий в РФ
Предприятия - субъекты предпринимательства в РФ могут осуществлять деятельность на разного рода условиях, которые и будут устанавливать состав его отчётности перед налоговыми органами. К данного рода условиям относят род деятельности, наличие или отсутствие наёмных работников, режим налогообложения.
ОСНО (или ОСН) представляет собой единственную систему налогообложения, которая подходит абсолютно всем налогоплательщикам: вести деятельность на ней могут как малый бизнес, так и крупные компании. У нее отсутствуют ограничения по численности, по видам деятельности, по размеру полученных доходов. А еще данный режим - с самой высокой налоговой нагрузкой.
При ОСНО уплачивают такие налоги :
- налог на прибыль организаций – в общем случае ставка 20% (все нюансы в ст. 284 НК РФ);
- налог на добавленную стоимость (НДС) - начисляют НДС на размер стоимости реализованных ИП товаров, услуг и работ. У налога 3 ставки - 0%, 10% и 20% (гл. 21 НК РФ). Сумма НДС за квартал делится на 3 части и уплачивается равными долями каждый месяц не позднее 25 числа. В текущем квартале оплачивают НДС за предыдущий;
- налог на имущество организаций - организации на ОСНО платят налог, если у нее есть недвижимое имущество. Ставка налога находится в зависимости от региона, но чаще всего она равна 2,2% (гл. 30 НК РФ);
- налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в общем случае ставка 13% (в гл. 23 НК РФ есть налоговые вычеты, иные ставки налога);
- страховые взносы с начисленных сумм оплаты труда работников - по общим правилам ставка страховых взносов (без учета взносов на травматизм) - 30% (гл. 34 НК РФ).
Добровольно применяют ОСНО в основе своей крупные компании, у которых большой штат и разветвленная структура. Однако в определенного рода случаях данный налоговый режим является выгодным для субъектов малого предпринимательства :
- чьи контрагенты применяют ОСНО и заинтересованы во «входном» НДС;
- которые импортируют товары на территорию РФ, потому что уплачиваемый при ввозе товаров НДС можно заявить к вычету;
- которые осуществляют оптовую торговлю;
- которые имеют льготы по налогу на прибыль, к примеру, образовательные организации.
Есть ситуации, когда ООО или ИП могут применять только ОСНО: при регистрации бизнеса не было подано заявление по вопросу перехода на специальный налоговый режим. В таком случае налоговая инспекция по умолчанию зарегистрирует на ОСНО. Не всем компаниям это является выгодным, в связи с чем выбрать режим налогообложения сразу нужно правильным образом.
Предприниматели совместно с ОСНО могут применять только патент, и то по отдельно взятым видам деятельности (НК РФ, ст. 346.43, 346.44). По каждому отдельному патенту ИП должен вести учетную книгу доходов, раздельный учет обязательств, имущества и операций по 2-м системам налогообложения .
Компании не могут специальные режимы совмещать с ОСНО. Раньше могли использовать ЕНВД с общим режимом налогообложения, но с 2021 года он отменен.
Универсального решения по поводу выбора режима при переходе с ЕНВД просто нет. Каждый бизнес является индивидуальным и находится в зависимости от большинства показателей - вида деятельности компании, ее оборотов и численности персонала. Кому-то более выгодным является переход на общую систему, кому-то - на УСН либо выбрать патент. При всем этом, налоговые платежи на разных системах налогообложения могут отличаться в несколько раз. Чтобы выбрать оптимальный режим, современной организации или ИП, нужно знать основные параметры каждой системы. В РФ действует пять важнейших систем расчета налогов: общая и упрощенная системы налогообложения, единый сельхозналог, патент, налог на профессиональную деятельность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. -04.08.2014. - №31. Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 24.07.2023) // «Российская газета». - №238-239. - 08.12.1994.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. от 10.07.2023) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. от 04.08.2023) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/.
5. Алиева Э. Б., Ибрагимова З. Ш. Налоговое стимулирование предпринимательской активности // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. – Т.11. - №12. - С.2827-2836.
6. Дроздова Е.С., Лукьянец Л.И. Налоговые режимы предприятий малого бизнеса // Региональная экономика: проблемы и перспективы развития в современных условиях: сборник материалов Междун. науч.-практ. конференции. – Ставрополь: Ставрополь-сервис-школа, 2023. – С.151-157.
7. Мамбетова А. А., Евлахова А. А. Результативность налоговой политики Российской Федерации в современных условиях // Научный вектор. - 2022. - №4. - С.74-77.
8. Пещкова Е.П., Трубилин К.Г., Гречкина И.Н. Влияние налогов на функционирование предприятий: теоретический аспект // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2023. - №1. – С.140-145.
9. Полинская М.В., Аракелян А.А., Квасова А.А. Оптимизация налоговых платежей и минимизация налоговых рисков в условиях цифровизации экономики // Вестник Академии знаний. – 2022. - №51. – С.429-434.
10. Пьянова М.В. Налоговое регулирование малого и среднего предпринимательства: опыт применения упрощенной системы налогообложения // Налоги. – 2022. - №4. – С.14-19.
11. Трощенко К.Д. Выбор оптимального режима налогообложения в зависимости от экономических особенностей предприятия // Обществознание и социальная психология. – 2023. - №9-3. – С.126-128.
12. Фасхутдинова М.И., Дыганова Р.Р. Анализ налогообложения предприятия и пути снижения налоговой нагрузки // Менеджмент в социальных и экономических системах: сборник статей XIV Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: ПГАУ, 2022. – С.404-407.
13. Филиппова А.В., Филиппов А.В., Табатадзе Г.С. Налоговая культура и система налогообложения // Вестник Евразийской академии административных наук. – 2022. - №3. – С.66-70.
14. Фирстова А.А. Основные проблемы налоговой оптимизации российских организаций // Трансформация национальной социально-экономической системы России: материалы IV Междун. науч.-практ. конференции. – М.: РГУП, 2022. – С.109-113.
15. Ясменко Г.Н., Сорока З.Н., Яврумян И.В. Налоговый режим как фактор стимулирования деятельности экономического субъекта // Естественно-гуманитарные исследования. – 2023. - №1. – С.373-377.