Фрагмент для ознакомления
2
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы субъек-тивного одиночества среди подростков
1.1. Понятие одиночества как психологического феномена
Одиночество - это особое психическое состояние человека, возника-ющее в результате неудовлетворения его потребности в общении с други-ми людьми, в том числе конфиденциальном. Одиночество характеризуется наличием индивидуальных переживаний различной интенсивности, имею-щих преимущественно негативную эмоциональную окраску [9].
В зарубежной научной литературе выделяют несколько теоретиче-ских подходов к феномену одиночества: психоаналитический, феноменоло-гический, экзистенциальный, социологический, интеракционный, когни-тивный, интимный, системный. Но степень их разработанности имеет раз-ный уровень.
Одной из самых первых школ психологии, заинтересовавшихся кон-цепцией одиночества, является направление психоанализа З. Фрейда. Оди-ночество рассматривается как следствие приобретенных или врожденных черт личности, таких как нарциссизм, мания величия и агрессия. Эти чер-ты личности склонны «накапливаться» в одиночестве [30].
З. Фрейд исследовал истоки одиночества и пришел к выводу, что они зародились в детстве. Если ребенок с младенчества окружен безграничной любовью семьи и восхищением окружающих, ему не избежать в будущем мании величия, вынуждающей его быть в центре внимания и всегда быть объектом любви. Эта потребность часто не удовлетворяется в полной мере взрослым, что приводит к одиночеству и враждебности по отношению к другим людям [30].
К. Хорни характеризует эти типы невротических личностей как агрессивные, послушные и отчужденные. Причиной формирования таких личностей является различие между реальным образом «Я», идеальным «Я» и «Я» в глазах других людей. Родители часто не понимают потребно-стей ребенка, заставляя ребенка чувствовать, что они его не понимают, что приводит к беспокойству. И тревога запускает механизм отчуждения [31].
Исследуя возрастную динамику потребности в близости, Г.С. Салли-ван пришел к выводу, что в раннем детстве у ребенка проявляется потреб-ность в общении со взрослыми, а затем и со сверстниками, в подростковом возрасте потребность в однополом друге, то есть в ком-то, с кем можно разделить самый секретный. Если подросток не удовлетворяет свою по-требность в близости, это приводит к глубокому одиночеству не только в этом возрасте, но и на протяжении всей дальнейшей жизни [17].
Одиночество Г.С. Салливан описывал как удручающее и крайне не-удобное чувство. Одиночество связано с дефицитом или потерей или стра-хом потери отношений и имеет раннее происхождение [17].
Ф. Фромм-Райхманн изучала одиночество в группе больных шизо-френией. Одиночество губительно для человека, так как парализует его эмоционально и психически, делает беспомощным, а иногда приводит к психическим отклонениям. Одиночество происходит из-за преждевремен-ного отвыкания от материнского влечения. Одиночество может быть настолько болезненным и пугающим, что люди делают все возможное, чтобы избежать его [26].
Э. Фромм, писал об огромном значении первичных связей человека с миром: человек, у которого нет такой связи, является, по определению, душевнобольным, он нуждается в том, чтобы преодолеть чувство устра-шающего одиночества [26].
Позитивное переживание одиночества в рамках психоанализа не рас-сматривается. В некоторых случаях данный факт упоминается лишь как один из видов защиты.
Более полный анализ феномена одиночества описан в рамках ин-теракционизма. Одиночество порождается взаимодействием двух факто-ров: жизненной ситуацией и определенными индивидуальными свойства-ми. В данном случае это явление также рассматривается в негативном ключе в виде тяжелого психического состояния, обусловленного социаль-ной или эмоциональной изоляцией [18].
Р.С. Вайс отметил, что на самом деле есть два эмоциональных состо-яния, которые люди, пережившие их, склонны расценивать как одиноче-ство. Упомянутые автором условия можно назвать эмоциональной и соци-альной изоляцией. Первое, по-видимому, является следствием отсутствия чувства близости с каким-либо человеком, второе - недостатка социально-го общения. При эмоциональном варианте изоляции человек ощущает внутреннюю пустоту, оцепенение, апатию, в случае социальной изоляции – грусть, ощущение бесцельности жизни [цит. по 19].
Существует также мнение, что причиной одиночества являются осо-бенности современного общества. Д. Рисмен назвал общество «одинокой толпой», в которой существует постоянная ориентация на окружающих и зависимость от их внимания. Одиночество как данность бытия рассматри-вается психологами экзистенциального направления. Именно конфликт принятия одинокого существования является причиной переживания оди-ночества [цит. по 22].
У.А. Сэдлер и Т.Б. Джонсон говорят, что в отличие от состояния изоляции, которое является объективным, внешне обусловленным, одино-чество - это субъективное внутреннее переживание. В случае одиночества человек испытывает большое количество различных эмоций. Даже если эти переживания имеют только негативный оттенок, они представлены по-разному: уныние, печаль, обида, раздражение, тоска, тревога, самоуничи-жение и так далее. Однако отдельной эмоции или чувства под названием "одиночество" не существует. Из этого следует, что невозможно опреде-лить одиночество как психическое состояние или переживание, в первую очередь исходя из его психологической неспецифичности [цит. по 22].
В рамках когнитивной теории считается, что одиночество для чело-века наступает в тот момент, когда индивид воспринимает разницу между желаемой и существующей ситуацией с точки зрения межличностного об-щения. Одиночество - это отсутствие или воображаемое отсутствие удовле-творительных социальных отношений [кол].
Роль когнитивных компонентов признается и сторонниками других теоретических моделей. Например, сторонник экзистенциальной модели и теории Б. Миюскович считает, что одиночество - это феномен, характер-ный прежде всего для сознания, это "самосознательное осознание" изоля-ции [цит. по 9]. Вряд ли возможно представить, что человек, который не осознает своего одиночества, может испытывать его. Однако сторонники когнитивной модели теоретически упрощают очень многогранный и слож-ный феномен одиночества. Несмотря на достоверный факт, что у живот-ных есть потребность в принадлежности, ситуацию, когда эта потребность не удовлетворена, очень трудно вынести. Другим аргументом является сходство чувств и поведения в ситуации одиночества у людей и животных при сенсорной депривации.
Люди, выполняющие когнитивные операции, постоянно сравнивают их с принятыми в обществе нормами и эталонами, они также сравнивают уровень своих межличностных отношений. Исходя из когнитивной ориен-тации, одиночество приобретает значение относительного, чисто культур-ного феномена, и наличие биопсихических экзистенциальных корней не принимается во внимание. Это означает, что люди, которые считают себя одинокими, по сути, одиноки, а все остальные - нет. Люди, которые гово-рят о своем одиночестве как о чем-то, что доставляет им дискомфорт, счи-тают одиночество проблемой и вообще воспринимают его как что-то пло-хое - они одиноки; люди, которые не говорят об этом таким образом, не будут одиноки, даже если они лишены общества других людей в социаль-ном плане [13].
Важным замечанием в рамках когнитивной модели является то, что несоответствие между желаемым и фактическим уровнем межличностного общения также может возникать при превышении последнего. В этом слу-чае ситуацию следует рассматривать как ту, в которой человек испытывает недостаток одиночества.
Отличную позицию можно проследить в гуманистической психоло-гии. Представители этого подхода позаимствовали фундаментальное по-ложение антропологической философии XX века о свободе человека, сво-боде выбирать самого себя и смысл своей жизни. Если у человека нет воз-можности реализовать себя, может возникнуть переживание отчаяния, по-тери смысла жизни, острого негативного одиночества. Однако есть не-сколько способов преодолеть трудное состояние с помощью общения, ра-боты и любви.
В основе концепции представителей гуманистического подхода ле-жит понимание необходимости высшей творческой самореализации инди-вида, его креативности как универсальной человеческой характеристики, тождественной истинному психическому здоровью. Личность, достигшая уровня самоактуализации, отличается высокой самооценкой, она принима-ет других, умеет спокойно и безболезненно переносить одиночество [14].
В гуманистической концепции идея одиночества предлагается в более широком смысле, чем в других теоретических направлениях. Рассматри-вая его негативные аспекты, сторонники этого направления обоснованно отмечают возможность существования разных типов одиночества, разного отношения к нему и его переживанию, разных механизмов формирования одиночества. Однако ни сам А. Маслоу, ни его последователи не проводи-ли эмпирических исследований феномена одиночества.
В социологическом подходе изучается феномен одиночества индиви-да, включенного в социальные процессы и отношения постиндустриальной эры, влияние на его проявления. С позиций системного подхода одиноче-ство рассматривается как необходимая регуляция степени близости соци-альных контактов индивида. Состояние одиночества человека коррелирует с его психологическим благополучием и качеством жизни [36].
Эмпирически доказано, что одиночество сочетается с повышенным чувством самоуважения, меньшим интересом к партнеру и склонностью чаще менять тему разговора [35].
В отечественной психологии также уделяется внимание проблеме одиночества. Основные подходы к проблеме одиночества таковы:
1) описание одиночества как объективного состояния (ситуации) изо-ляции или как психологического состояния, неразрывно связанного с пе-реживанием и не существующего вне его;
2) одиночество как состояние, вызывающее только негативные пере-живания (характеризующееся ими), или эмоционально нейтральное, спо-собное вызывать переживания любой модальности, в зависимости от инди-видуальных особенностей индивида.
В психологическом словаре есть следующее определение: "одиноче-ство - это один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное со-стояние человека, находящегося в измененных (необычных) условиях изо-ляции от других людей" [19, с. 65]. То есть проблема одиночества сводит-ся к проблеме пространственной и временной изоляции, одиночество иден-тично физической изоляции человека от других людей.
Диаметрально противоположное понимание одиночества предлагает Р.С. Немов, который говорит, что одиночество - это тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и болезнен-ными эмоциональными переживаниями [20]. В данном случае, наоборот, объективная составляющая одиночества не принимается во внимание. Это воспринимается всего лишь как одно из многих психических состояний, которые появляются и развиваются в эмоциональной сфере индивида.
Таким образом, одиночество становится не столько социально-психологическим феноменом, сколько просто психологическим феноменом с исключительно негативным содержанием. Однако одиночество пережи-вается по-разному и может порождать различные психические состояния. Такой подход к пониманию феномена характерен для тех, кто от практиче-ской психологической работы с людьми переходит к научным обобщени-ям. Люди, страдающие от одиночества, обращаются к практическим пси-хологам, для которых это уже проблема.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аминов И. Самоубийства и их профилактика в Российской Федера-ции, 2020 год: основные факты // Демоскоп Weekly. – 2021. – С. 911 – 912.
2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: Ас-пект Пресс,2010. – 375 с.
3. Бабакаева А.В. Формирование межличностных отношений в под-ростковом возрасте / А.Б. Бабакаева, Н.Г. Мошкина // Научное со-общество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2017. – № 9(20). – С. 146 – 150.
4. Вербицкая С.Л. Социально-психологические факторы переживания одиночества: автореферат дис. ... кан. пс. н. / С.Л. Вербицкая – Санкт-Петербург, 2002. – 19 с.
5. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Психолог в школе. Практическое пособие. – М.: Юрайт, 2022. – 206с.
6. Заворотных Е.Н. Социально-психологические особенности одиноче-ства как субъективного переживания: автореферат дис. ... кан. пс. н. – Санкт-Петербург, 2009. – 23 с.
7. Казанская В.Г. Подросток: социальная адаптация. – СПб. :Вотер, 2011. – 288 с.
8. Каширский Д.В. Структура одиночества как психологического фе-номена // Психология зрелости и старения. – 2012. – № 1. – С. 5−26.
9. Колесникова Г.И. Одиночество: к вопросу определения понятия и классификации // Международный журнал прикладных и фундамен-тальных исследований. – 2014. – № 10-1. – С. 115−117.
10. Коломинский Я.Л. Социальная психология выбора. – Смоленск, 2018. – 260с.
11. Кон И.С. Многоликое одиночество // Знание – сила. – 1986. – № 12. – С. 15-42.
12. Корчагина С.Г. Исследование содержания переживания одиночества // Вестник российского нового университета. – 2012. – №1. – С. 64 – 69.
13. Корчагина С.Г. Психологическая концепция одиночества // Вестник российского нового университета. – 2013. – №1. – С. 65 – 69.
14. Корягина К.А. Особенности переживания состояния одиночества / К.А. Корягина, Н.А. Смирнова // Молодой ученый. – 2018. – №2. – С. 224-227.
15. Леонтьев Д.А. Экзистенциальный смысл одиночества // Экзистенци-альная традиция. – 2011. – № 2 (19). – С. 101-108.
16. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2010. – 802 с.
17. Маленова А.Ю. Сепарация взрослеющих детей: свобода для или от? / А.Ю. Маленова, Ю.В. Потапова– Омск, 2020. – 311с.
18. Мосягина О.А. Неоднозначность представлений об одиночестве: кон-тент-анализ: материалы XIX Международной научно-практической конференции: к 25-летию Гуманитарного университета. – Екатерин-бург, 2016. – С. 261-264.
19. Мосягина О.А. Одиночество в психологии: определение содержания феномена // Человек и мир: психология риска, инноваций, конфликта : сб. науч. тр., Екатеринбург, 05-06 нояб. 2015 г. – Екатеринбург, 2016. – Т. 2. – С. 65 - 67.
20. Немов Р. С. Психология: учебник для бакалавров. – М.: Издатель-ство Юрайт, 2016. – 639 с.
21. Неумоева Е.В. Позитивный потенциал одиночества в юношеском возрасте // Вестник Пермского университета. Философия. Психоло-гия. – 2012. – №4 (10). – С. 112 – 121.
22. Покровский Н.Е. Одиночество и аномия. – М.: Эксмо, 2018. – 296 с.
23. Полтанова Е.А. Одиночество молодежи как социально-психологическая проблема / Е.А. Полтанова, Н.В. Берсенева // Мо-лодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. – Москва: Изд. «МЦНО». – 2015. – № 5 (23). – С. 229 – 233.
24. Рутман Э. М. Никто меня НЕ понимает // Семья и школа. – 1996. -№9. – С. 16-19.
25. Смирнова А.О. Социальное одиночество: сущность, типы, причины, методы преодоления // Вестник РГГУ. – 2010. – № 3 (46). – С. 161-175.
26. Телятникова Э. Гуманистический психоанализ Э. Фромма // Анато-мия человеческой деструктивности. – М.: АСТ, 2015. – 618 с.
27. Толстых Н.Н. Психология подросткового возраста: учебник и прак-тикум / Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан. – М.: Юрайт, 2021. – 406с.
28. Уткина И.М. Феномен застенчивости как предмет психолого-педагогического исследования в отечественной и зарубежной психо-логии. – М.: Вестник, 2009. – С.52-62.
29. Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руковод-ство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь, 2009. – 320 с.
30. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: АСТ, 2019. – 386с.
31. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – СПб.: Акаде-мический проект, 2009. – 208 с.
32. Худаева М.Ю. Особенности переживания одиночества в подростко-вом возрасте / М.Ю. Худаева, О.В. Зайцева // Молодой ученый. – 2017. – №13. – С. 212-215.
33. Цапко М.А. Влияние одиночества на детей подросткового возраста. В сборнике: Педагогический опыт: от теории к практике. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары, 2023. – С. 30-31.
34. Cacioppo J. A talk with John Cacioppo: A Chicago scientist suggests that loneliness is a threat to your health / J. Cacioppo, D.Askt // The Boston Globe Found. – 2008. – № 21. –P. 354-370.
35. Jones H. Lonelyness and social behavior // Loneliness. A Sourcebook of Current Theory, Research and Therapy. – NY: John Wiley& Sons, 2012. – P. 238-252.
36. Paloutzian R.F. Loneliness, spiritual well-being and the quality of life / R.F. Paloutzian, C.W. Ellison, // Loneliness. A Sourcebook of Current Theory, Research and Therapy. – NY: John Wiley&Sons, 2013. – P. 224-237.