Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Дизонотогенез психического развития является достаточно сложной и в то же время недостаточно изученной проблемой детей с особыми потребностями. Это одна из наиболее актуальных проблем современной специальной и возрастной психологии, поскольку определение типа дизонтогенеза при различных психических расстройствах необходимо специальному психологу, педагогу и логопеду, прежде всего, для понимания механизмов формирование когнитивных, эмоциональных и речевых нарушений и их место в структуре дефекта. Объективных методов психолого-педагогической дилантной диагностики на сегодняшний день не существует.
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко освещены в психолого-педагогической литературе (В. И. Лубовский, Т. П. Артемьева, С. Г. Шевченко, М. С. Певзнер и др.). Несмотря на большое количество классификаций, которые предлагали различные специалисты, работающие в этой области, все они выделяют общую структуру дефекта задержки психического развития, основанную на происхождении нарушения.
Задержка психического развития оказывает серьезное негативное воздействие на психологическое и социальное благополучие детей. Для достижения существенного снижения глобальной распространенности и бремени детских расстройств и нарушений развития рекомендуется широко внедрять и оценивать обучение навыкам воспитания и развития необходимых навыков у детей с ЗПР.
Проблемы психического здоровья также приводят к менее оптимальным результатам обучения в школе и после школы, а также к снижению возможностей трудоустройства и участия в жизни общества. Исследования указывают на то, что отсутствие раннего выявления и вмешательства имеет серьезные последствия для будущего поведенческого и социального функционирования детей с ЗПР.
При оценке риска для развития и психического здоровья ребенка важно, чтобы всем этим факторам уделялось должное внимание, при этом общий риск увеличивался по мере увеличения количества факторов риска, воздействию которых подвергается ребенок.
Объект работы – младшие школьники с задержкой психического развития.
Предмет работы – коммуникативные навыки у детей с ЗПР.
Цель работы – рассмотреть особенности коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи работы:
- рассмотреть задержку психического развития как одну из форм дизонтогенеза;
- выявить психологические особенности младшего школьного возраста;
- проанализировать своеобразие эмоционально-волевой и познавательной сфер младших школьников с ЗПР;
- рассмотреть сферу коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР.
Гипотеза исследования: Младшие школьники с ЗПР имеют более низкий уровень коммуникативных навыков, чем обучающиеся без нарушений развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были всесторонне выявлены особенности, причины, факторы и психолого-педагогические условия психического развития детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методологию работы составили метод анализа, сравнения и классификации теоретических источников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абасова, Д. Г. Коммуникативная сфера младших школьников с задержкой психического развития / Д. Г. Абасова // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 478-480.
2. Абрамова, Л. И. Система коррекции нарушений речи у детей с задержкой психического развития / Л. И. Абрамова // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 319-320.
3. Алпатикова, С. В. Особенности игровой деятельности у дошкольников с ЗПР / С. В. Алпатикова // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 309-310.
4. Анисимова, Л. А. Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ / Л. А. Анисимова, Ю. Н. Каширская // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 6-9.
5. Бабкина, Н. В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2002. - № 5. - С.40 - 45.
6. Бабкина, Н. В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2003. - № 6. - С.46 - 50.
7. Бобык, С. С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития / С. С. Бобык // Молодой ученый. — 2011. — № 1 (24). — С. 221-224.
8. Бутко, Г. А. Особенности формирования двигательных навыков у дошкольников с задержкой психического развития : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. - Москва, 2002. - 28 с.
9. Виноградов-Савченко В.В. Реабилитация детей с задержкой психического развития. Методическое пособие / В. В. Виноградов- Савченко. - Омск: БУ РЦДП, 2015. - 45 с.
10. Дмитриева, Е. Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития / Е. Е. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 6. - С.11 - 17.
11. Дьякова, Е. В. Особенности образа Я у младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных условиях / Е. В. Дьякова // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 781-783.
12. Емелина Д.А. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных) / Д. А. Емелина // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2011. - № 3. - С. 11-16.
13. Зайцева, Е. И. Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Е. И. Зайцева // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - Т. 2. - Санкт-Петербург : Реноме, 2012. - С. 267.
14. Зеленина, Н. Ю.Стандартизованное наблюдение в изучении проявлений самоотношения у дошкольников с различными нарушениями в развитии / Н. Ю. Зеленина // Дефектология. - 2007. - № 6. - С. 21 - 27.
15. Зотов А.Г. К вопросу лечения детей с задержкой психического развития / А. Г. Зотов // Русский медицинский журнал. - 2010. - № 20. - С. 1257.
16. Игнатова, В. Ю. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / В. Ю. Игнатова // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 182-184.
17. Калашникова, М. Б. Сочетанная коррекция как способ психолого-педагогического сопровождения подростков с задержкой психического развития / Калашникова М. Б.// Психология обучения. - 2008. - № 9. - С. 84 - 93.
18. Красильникова, А. А. Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / А. А. Красильникова // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 61-63.
19. Кривомлина, О. В. Проблемы организации логопедической помощи детям с ЗПР в условиях разновозрастной группы / О. В. Кривомлина, Е. В. Царевская // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 136-138.
20. Кузнецова, Е. В. Особенности развития коммуникативных навыков у детей 5–6 лет с задержкой психического развития / Е. В. Кузнецова, О. П. Заболотских // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 393-395.
21. Кузьмина, Е. А. Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР среднего дошкольного возраста / Е. А. Кузьмина, А. А. Токарев // Психология: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2018. — С. 49-57.
22. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К. С. Лебединская // Дефектология. -2006. - № 3. - С. 15-27.
23. Мищенко, Л. И. Исследование психолого-педагогических особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе / Л. И. Мищенко, А. А. Веревкина // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 247-249.
24. Науменко, Д. Э. Психолого-педагогическая диагностика школьной тревожности у детей с ЗПР психогенного происхождения / Д. Э. Науменко // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 262-264.
25. Нодельман, В. И. Психолого-педагогические условия формирования элементов самосознания дошкольников с задержкой психического развития / В. И. Нодельман, А. В. Шевченко // Дефектология. - 2007. - № 3. - С. 31 - 39.
26. Осипова, Т. В. Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР / Т. В. Осипова // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 547-549.
27. Павлий, Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития / Т. Н. Павлий // Дефектология. - 2000.-№ 4. - С. 36 - 34
28. Прозорова, М. Изучение социальных эмоций у старших дошкольников с ЗПР / М. Прозорова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 2. - С. 66 - 69.
29. Райлян, Т. А. Особенности работы с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития / Т. А. Райлян // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 133-135.
30. Скобцова, А. Е. Особенности наглядно-образного мышления детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / А. Е. Скобцова // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 331-333.
31. Ульенкова, У. В. Изучение самостоятельности мышления младших школьников с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова, Т. Н. Князева // Дефектология. - 2005. - № 2. - С.19 - 26.
32. Чернышева, Е.А Проведение занятий по формированию коммуникативной компетентности дошкольников с задержкой психического развития / Е. А. Чернышева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - № 4. - С. 31 - 40.
33. Чистякова, М. А. Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР / М. А. Чистякова // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 750-752.
34. Шилова, Н. Т. Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений / Н. Т. Шилова // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 141-143.
35. Ширина, О. А. Перечень личностных качеств младших школьников / О. А. Ширина // Молодой ученый. — 2017. — № 32 (166). — С. 108-112.