Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Теоретические аспекты бюджетного федерализма 5
1.1. Понятие и значение бюджета и бюджетного процесса 5
1.2. Сущность бюджетного федерализма и его модели 8
2. Оценка бюджетного федерализма в РФ и других странах 12
2.1. Характеристика российского бюджетного федерализма 12
2.2. Зарубежный опыт бюджетного федерализма и возможности его применения в РФ 19
3. Проблемы и перспективы бюджетного федерализма в РФ 29
3.1. Проблемы российского бюджетного федерализма 29
3.2. Перспективы развития российского бюджетного федерализма 32
Заключение 34
Список использованных источников 36
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы является очевидной, т.к. бюджет-ный федерализм всегда чрезвычайную значимость для страны в целом имел и будет иметь и в частности для каждого гражданина.
Длительный исторический этап становления бюджетного устройства современной России, определил специфику сложившихся социально-экономических условий ее развития, оказывая собственно решающее воздей-ствие на них. Бюджетное устройство прямо определяет степень неопределен-ности или стабильности национальной экономики, кроме того отражает со-блюдение принципа федерализма в государственном и административном устройстве, определяя структуру бюджетной системы, принципы ее построе-ния, а также отражая взаимосвязи объединенных в нее бюджетов и их право-вое положение – чем обусловлен федеративный тип бюджетного устройства Российской Федерации. В современных условиях рыночной экономики бюд-жетная система выступает одним из главных элементов государственного ре-гулирования национальной экономики и социальной сферы.
Взаимодействие трех звеньев бюджетной системы на основе построения налогово-бюджетно-финансовых отношений («партнерских отношений»), обеспечивающих ведущую (главенствующую) роль федерального бюджета наряду с высокой самостоятельностью территориальных бюджетов (регио-нальных и муниципальных бюджетов), носит название бюджетного федера-лизма, эффективная организация которого направлена на обеспечение всех граждан Российской Федерации всем спектром государственных социальных услуг. Бюджетный федерализм предполагает выравнивание бюджетных до-ходов и социально-экономического развития регионов Российской Федера-ции на основе перераспределения бюджетных средств через межбюджетные трансферты: в форме субсидий, субвенций и дотаций.
Предмет работы – особенности бюджетного федерализма РФ в совре-менных условиях.
Объект исследования – бюджетная система РФ.
Цель работы – оценка бюджетного федерализма РФ и определение направлений его улучшения.
Задачи работы:
- представить понятие и значение бюджета и бюджетного процесса;
- раскрыть сущность бюджетного федерализма и его модели;
- представить характеристику бюджетного федерализма в РФ;
- раскрыть зарубежный опыт развития бюджетного федерализма и возможности применения в РФ;
- определить проблемы российского бюджетного федерализма;
- установить перспективы развития российского бюджетного федера-лизма.
В качестве теоретической основы курсовой работы выступили труды отечественных авторов в сфере изучения бюджетного федерализма.
Информационные материалы исследования включают нормативно-правовые источники, материалы учебной литературы, периодической печа-ти, сети Интернет.
Методы исследования: метод анализа экономической литературы, ме-тоды сводки и группировки сведений, методы индукции и дедукции, методы графического и табличного анализа.
1. Теоретические аспекты бюджетного федерализма
1.1. Понятие и значение бюджета и бюджетного процесса
Рациональное финансовое обеспечение деятельности государства вы-ступает важной составляющей его суверенитета, дает гарантии выполнения государством и его органами всех нужных для поддержания суверени¬тета социальных, политических, организационных и других функций.
Основная роль бюджета как экономической категории состоит в том, что им формируется финансовая база с целью функционирования органов государства и местного самоуправления. При этом сущность бюджета про-является в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств.
Государственный бюджет представляет собой объективную экономиче-скую категорию, которая отражает денежные отношения, с одной стороны, между государством и физическими и юридическими лицами, а с другой стороны те отношения, которые связаны с образованием и применением фондов денежных средств, которые обеспечивают функционирование госу-дарства (процесс реализации его функций). Как особая форма распредели-тельных (перераспределительных) отношений бюджет государства выражает отношения, которые связаны с аккумулированием в его бюджетном фонде определенной доли произведенного ВВП и ее использованием на удовлетво-рение потребностей общества. Как категория права, бюджет государства представляет собой его финансовый план, который имеет силу закона, вы-ступающий в форме росписи его денежных доходов и расходов на бюджет-ный год. В федеративных государствах, в том числе и в России, и некоторых унитарных, в бюджетных законодательствах нет термина «государственный бюджет» .
В связи с этим на практике категория данного рода используется в зна-чениях узком и широком: в значении узком - это бюджет, который утвержда-ется высшим законодательным органом государства, формируется и исполь-зуется в интересах всего общества; в широком смысле - бюджет, который включает в себя бюджеты всех уровней бюджетной системы государства.
Очень сильно заметна их функция координаторов в экономическом и социальном развитии региональных территорий.
Весь процесс утверждения и построения бюджетов регионов Россий-ской Федерации такие же, как и процедура и построение бюджета федераль-ного, но при этом есть определенного рода отличия, которые связаны с раз-личным правовым регулированием механизма бюджета регионов – у каждо-го субъекта РФ есть собственное бюджетное законодательство (так называе-мый комплекс нормативных актов).
Все данные принципы прослеживаются в построении бюджетной систе-мы регионов Российской Федерации.
Бюджетный процесс представляет собой совокупность действий испол-нительных и представительных органов власти по разработке и осуществле-нию финансово-бюджетной политики государства и управлению бюджетной системой. Под бюджетным процессом понимают составление (Министер-ством экономики и развития, Министерством финансов), рассмотрение (в 2-х палатах парламента), утверждение (Президентом), исполнение бюджетов разных уровней бюджетной системы .
Бюджетный процесс начинается с бюджетного послания Президента. После послания разрабатываются прогнозы социально-экономического раз-вития РФ, субъектов и муниципалитетов. На этой основе готовится сводный финансовый баланс. А на данной основе Минфином готовится проект бюд-жета.
В проекте закона о бюджете на каждый финансовый год (сегодня – три года) разрабатываются такого рода характеристики, как: общий объем до-ходов и расходов, предельный размер дефицита и источники его финансиро-вания, механизм его распределения (если присутствует профицит бюджета).
Привязка доходов к мировым ценам на экспортные товары России и расчет обслуживания внешнего долга в долларовом эквиваленте делает воз-можным менять базу расчетов тем самым корректируя доходы и расходы, вообще и дефицит и профицит, в частности.
Проект социально-экономического развития России составляется в 3-х сценариях: оптимистический (приближенный по параметрам к бюджетному посланию Президента); пессимистический (предполагает падение конъюнкту-ры на мировых рынках и рост долларовой компоненты в государственном внешнем долге); умеренный (поступает в Государственную думу) .
Исходные макроэкономические показатели, которые необходимы для осуществления перераспределения финансовых потоков: объем ВВП; инфля-ция; НД; отложенный спрос населения; фонд потребления.
В качестве участников бюджетного процесса выступают такого рода, как: Президент РФ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществля-ющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы); органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муници-пального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия; бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иного рода получатели бюджетных средств, а вместе с тем кредитные организации, которые осуществляют опе-рации со средствами бюджетов .
В Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюдже-та всех уровней бюджетной системы, т.е. на казначейство возлагается функ-ция кассира для всех распорядителей и получателей средств бюджетов.
Есть в настоящее время принцип единства кассы, которым предусмат-ривается зачисление всех поступающих доходов и иных источников финан-сового обеспечения дефицита на единственный счет бюджета .
Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы происходит на основе принципа единства кассы, а уполномоченными исполняющими орга-нами исполнение бюджетов происходит при помощи бюджетной росписи.
Бюджетная роспись выступает в качестве документа о распределении доходов и расходов бюджета и источников финансового обеспечения дефи-цита бюджета по кварталам, который устанавливает распределение бюджет-ных ассигнований между получателями бюджетных средств, составление его происходит согласно бюджетной классификации.
Рассмотрим понятие бюджетного федерализма.
1.2. Сущность бюджетного федерализма и его модели
Бюджетный федерализм представляет собой систему, которая предпо-лагает автономное функционирование бюджетов (на одних и тех же уровнях) на всех этапах бюджетного процесса . Она основана на определенных прин-ципах, среди которых есть:
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые источники
1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. № 237.
2. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 17 июл. 1996 г.: по состоянию на 01 сен. 2023 г.]. / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 01.09.23 г.
3. Российская Федерация. Законы. «О чрезвычайном положении» [федер. закон принят 30 мая 2001 г. (с изм. и доп. от 29 мая 2023 г.] / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 01.09.2023 г.
Учебники, монографии, брошюры
4. Афанасьев, М.П. Бюджет и бюджетная система: Учебник / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. - М.: Юрайт, 2022.
5. Грачева Е.Ю. Правовые основы регулирования финансовой деятельности: Учебник для СПО. М., 2023.
Периодические издания
6. Арутюнян Э.К. Международный опыт организации бюджетного процесса стран с развитой экономикой // Студенческий вестник, 2020,- №36-2. С.77.
7. Атаева Н.М. К вопросу об определении понятия бюджетного федерализма в Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ, 2021, Т.40, №4. С.65.
8. Балалаев И.В. К вопросу о понятии и принципах организации бюджетного процесса // Юридическая наука, 2021, №3. С.37.
9. Бикметова З.М. Современное состояние бюджетного федерализма в России // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий), 2023, №2. С.78-80.
10. Бикмурзина Н., Рутковская М., Капаев М. Бюджетный федерализм в России: проблемы и пути решения // Социально-политические науки, 2018, № 2. С.140-144.
11. Бисултанова А.А. Проблемы российского бюджетного федерализма // Экономика и предпринимательство, 2021, №11. С.75-77.
12. Голованова Н.В. Вертикальный фискальный дисбаланс: оценка для Российской Федерации // Актуальные проблемы современной экономики, 2022, №11. С.840-820.
13. Исаева А.Е. Бюджетный федерализм и пути его совершенствования в Российской Федерации // Государственная служба, 2022, Т.24, №2. С.27-31.
14. Ким Ю.В. Конституционные ценности: от семантики к правовому смыслу // Защита субъективных прав и охраняемых законом интересов: материалы II Междун. науч.-практ. конференции. – Кемерово: «РЭУ им. Г.В. Плеханова» Кемеровский институт (филиал), 2017. С.202-205.
15. Кожина Т.Н., Петухов А.В. Современные институционально-правовые механизмы бюджетного федерализма: сравнительный анализ // Oeconomia Et Jus, 2021, №2. С.42-48.
16. Колбин Н.А., Кустарников Е.А. Межбюджетные трансферты: многообразие подходов и международная практика // Отходы и ресурсы, 2023, Т.10, №1. С.38-40.
17. Комягин Д.Л. Распределенное единство: к вопросу о самостоятельности бюджетов в России // Право. Журнал Высшей школы экономики, 2023, №2. С.94-99.
18. Курбанова У.А.И., Таштемирова С.М., Омарова Н.А., Арсланов А.М. Проблемы и перспективы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации // Индустриальная экономика, 2022, Т.3, №3. С.252-256.
19. Куреневский А.С. Теоретическая основа межбюджетных отношений со стороны бюджетного федерализма: вертикально и горизонтально сбалансированные бюджетные системы // Актуальные вопросы современных гуманитарных и общественных наук: сборник статей. - Петрозаводск: Новая Наука, 2022. С.223.
20. Макоев Д.Р., Танделова О.М., Джиоева О.О. Бюджетный процесс: отечественный и зарубежный опыт // Аудиторские ведомости, 2021, №2. С.78.
21. Миэринь Л.А. Трансформационные процессы мирового и национального развития: взгляд современной политэкономии // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2022, №6. С.23-27.
22. Мусуков М.М. Проблемы российского бюджетного федерализма // Студенческая наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XI Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза, 2023. С.153-156.
23. Пономаренко И.В. К вопросу о понятии и принципах бюджетного федерализма в контексте проблемы выработки эффективной системы правового регулирования распределения бюджетных полномочий Российской Федерации и ее субъектов // Образование и право. 2017. №12. С.20-24.
24. Сергиенко Н.С. Модели фискального федерализма: особенности и тенденции // Самоуправление, 2023, №3. С.626-629.
25. Храмченко А.А., Терещенко О.В., Захарченко П.А., Трубицина А.А. Актуальные проблемы бюджетного федерализма // Вестник Академии знаний, 2022, №49. С.398.
26. Царикаев М.Р. Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм // Учет и контроль, 2022, №4. С.42-48.
Электронные ресурсы
27. Электронный портал бюджетной системы Российской Федерации. Режим доступа: [https://www.budget.gov.ru/ 10/09/2023].
28. Desson Z., Lambertz L., Peters J.W., Falkenbach M., Kauer L. Europe’s Covid-19 outliers: German, Austrian and Swiss policy responses during the early stages of the 2020 pandemic. Health Policy and Technology, 2020, no. 9(4). Режим доступа: [https://doi.org/10.1016/j.hlpt. 10/09/2023].
29. Downey D.C., Myers W.M. Federalism, Intergovernmental Relationships, and Emergency Response : A Comparison of Australia and the United States. American Review of Public Administration, 2020, no. 50(6–7), рр. 526–535. Режим доступа: [https://doi.org/10.1177/0275074020941696. 10/09/2023].