Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность изучения особенностей подготовки служащих аппарата управления на уровне государственного подхода многократно повышается в силу остро возросшей необходимости инновационных подходов, встраивание которых в привычную деятельность госслужбы является трудно решаемой в момент задачей, поскольку не вписывается в стиль и мотивацию всей системы, объединяющей работу служащих гражданских.
Сегодня государственная служба является той сферой деятельности, в которой профессиональная управленческая компетентность крайне необходима. Это обусловлено тем, что именно в государственном аппарате принятие решений требует профессионального, ответственного, грамотного, серьезного подхода, опыта и квалификации, ведь социальные, экономические последствия и ошибки в политических решениях касаются не отдельно взятого человека, а общества в целом.
Как свидетельствует практика, значительная часть государственных служащих до настоящего времени не обладает необходимыми профессиональными знаниями, либо опирается в своей деятельности на устаревшие нормативно-правовые акты.
Проблемы роста профессионализма государственных служащих освещаются в работах отечественных и зарубежных ученых, таких как: X. Бе- кова, Ю.Г. Волкова, Л.М. Гохберга Г.А. Гуленкова, А.В. Евдокимова, А.П. Егоршина, В. Егорова, Л. Калашниковой, П. Ковалева, В.С. Карпичева, Е.В. Масленниковой, Н.С. Мельникова, А. Модина, Л.И. Найденовой, С.Ю. Наумова, О. Петрова, В.Л. Романовой, С.Д. Резника, М.С. Слепцова, П. Херси и других авторов. При этом некоторые проблемы, связанные с повышением профессионализма государственных служащих, до сих пор недостаточно раскрыты.
Поэтому совершенствование профессиональной переподготовки, повышения квалификации, регулярное обновление знаний, информации, которой должны располагать служащие для эффективной профессиональной деятельности – важная и актуальная проблема.
Целью исследования заключается в разработке предложений по совершенствованию профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих в Российской Федерации.
Поставленная цель предопределила следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих в Российской Федерации;
- изучить правовые и организационные основы профессиональной переподготовки и повышения квалификации;
- проанализировать существующую практику профессиональной переподготовки и повышения квалификации;
- рассмотреть методы и формы профессиональной переподготовки и повышения квалификации;
- выявить проблемы профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих в РФ;
- определить основные направления совершенствования профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих в РФ;
- предложить мероприятия по совершенствованию профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих;
- дать оценку эффективности предлагаемых мероприятий.
Объект курсовой работы – профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных служащих в Российской Федерации.
Предмет работы – формы и методы профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих в Российской Федерации.
В работе используются методы анализа, синтеза, обобщения, а также прогнозирования.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические и правовые основы системы обучения подготовки, переподготовки и повышения государственных служащих
1.1 Понятие, сущность и виды обучения государственных служащих
Профессиональное образование государственных гражданских служащих является одним из ключевых направлений в системе формирования кадровых ресурсов государственной власти, обеспечения государственных высокоэффективными и компетентными кадрами. При этом в ряде исследований отмечается некоторое несоответствие системы подготовки, переподготовки, специализации и повышения квалификации государственных гражданских служащих современным требованиям, предъявляемым к качеству и содержанию образования.
Государственная служба появилась вместе с образованием государства. Так, к числу важнейших правовых организационных основ системы государственной службы в РФ относятся: – понятие государственной службы и ее видов; – функционирование государственной службы; – классификационные требования к государственной службе; – правовое положение (статус) государственной службы.
Изучение государственной службы необходимо начать с определения ее понятия. Еще дореволюционные юристы пытались сформулировать дефиницию государственной службы. Под государственной службой понималась в основном совокупность отношений, возникающих между государством и лицами, которые являются его служащими и проводят в жизнь волю государства.
Государственная служба России в своем развитии прошла несколько, на наш взгляд, важных этапов развития (дореволюционный, советский и современный). Дореволюционный этап – это эпоха реформ правления Петра I. 305 На данном этапе отрывной точкой становления государственной службы считается 1722 год, когда был утвержден Табель о рангах. Данный документ для того времени стал толчком, при котором впервые была создана эффективная военная и гражданская служба.
Второй этап – советский. На данном этапе советское законодательство о государственной службе разрабатывалось медленно, так как имело множество проблем и отсутствия, на наш взгляд, единства. В данный период так и не был принят закон о государственной службе. Основным нормативно-правовым актом, который бы регулировал государственно-служебные отношения и который действовал до распада СССР, были «Временные правила о службе в государственных учреждениях и на предприятиях» 1922 года.
Третий этап – современный. Рыночные реформы до 90-х годов XX века, вступление РФ в начале XXI века на путь интенсивного развития потребовали кардинального преобразования всех областей деятельности государства. Поэтому, мы считаем, любые реформы в государстве в целом невозможны без административных преобразований. Мы полагаем, что реализация любой административной реформы требует политических, организационных и кадровых процессов. На наш взгляд, важно, чтобы государственные органы и государственные гражданские служащие отвечали требованиям, так как главное их назначение – это служить общественным интересам граждан.
Поэтому, проходя службу, гражданин принимает на себя определенные обязательства, часть из которых определена, в первую очередь, законодательством. Необходимо подчеркнуть, что гражданская служба представляет собой профессиональную служебную деятельность на должностях гражданской службы, которая принципиально отличается от всех других видов практической и духовной деятельности человека.
«Профессиональная деятельность» и есть то основополагающее понятие, которое находится в центре всех предлагаемых законодателем мер по реформированию гражданской службы. Однако в законодательстве о государственной службе его определение отсутствует. 306 Иными словами, профессиональная служебная деятельность государственного служащего направлена на исполнение государственных задач и ее функций, являясь выражением публичной власти.
Основные виды профессионального бучения такие: обучение по магистерским программам; обучение по профессиональным программам повышения квалификации государственных служащих; самостоятельное обучение (самообразование); тематические постоянно действующие семинары; тематические краткосрочные семинары, в частности тренинги; стажировка в органах.
Указанные виды обучения только частично компенсируют недостаточный теоретический уровень знаний и умений работников органов власти, а динамика показателей за различными формами профессионального обучения подтверждает о росте потребностей в оперативном предоставлении необходимых знаний и более масштабным охватом различных категорий государственных служащих и должностных лиц мобильными формами профессионального обучения.
1.2 Правовые основы развития государственных служащих
В нормативно-правовых актах закрепляется приоритетное направление государственной политики в данной области - развитие личной эффективности государственных гражданских служащих и особое внимание государство уделяет профессионализму и дополнительной профессиональной подготовке государственных гражданских служащих.
Актуальность изучения особенностей подготовки служащих аппарата управления на уровне государственного подхода многократно повышается в силу остро возросшей необходимости инновационных подходов, встраивание которых в привычную деятельность госслужбы является трудно решаемой в момент задачей, поскольку не вписывается в стиль и мотивацию всей системы, объединяющей работу служащих гражданских и силовых структур.
Интересно рассмотреть отдельные характеристики государственной управленческой системы в части единства или расхождения требований к государственной гражданской службе (ГГС) в структурах негражданского, так называемого силового сектора социального-экономического комплекса РФ.
К началу 2000 г. в Российской Федерации возникла острая необходимость проведения административной реформы, осуществлявшейся в соответствии с целями и задачами, сформулированными в нормативных правовых документах.
Выполнение федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)» позволило создать нормативно-правовую базу и основы единой системы государственной службы, позволившие определить цели и задачи дальнейшего развития, порядок назначения и аттестации государственных гражданских служащих, систему их профессиональной подготовки и дополнительного обучения, уточнить конкретные наименования государственных должностей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета от 25.12.1993
2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации» «Российская газета", N 162, 31.07.2004,
3. Закон Ульяновской области от 78.06.2004 № 42-ЗКО (ред от 02.03.2022) «О государственной гражданской службе Ульяновской области» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oonsultant.ru 2. Гавриков Ф.А. Оценка качества кадрового обеспечения в органах муниципального управления России // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2022. № 2 (30). С 7-3.
4. Указ Президента РФ от 21 февраля 2019 г. N 68 "О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации от 25 февраля 2019 г. N 8 ст. 765.
5. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих» (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21)) // "Официальные документы в образовании", N 36, декабрь, 2011
6. Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 362.
7. Алавердов А. Р. Управление человеческими ресурсами организации: учебник. 3-е изд., перераб и доп. / А. Р. Алавердов. - М.: Университет «Синергия», 2022. - 680 с.
8. Алтухова Н.Ф., Васильева Е.В., Мирзоян М.В. Компетентностный подход в управлении кадрами государственной службы на основе онтологий // Бизнес-информатика. 2018. № 1 (43).
9. Базаров Т. Ю. Управление персоналом: учебник для вузов. 8-е изд., стер. / Т. Ю. Базаров. - М.: Изд. Центр «Академия», 2013. - 224 с.
10. Батяев А. А. Идеальный персонал - профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации. - М.: Изд-во «Альфа - Пресс», 2022. - 176 с.
11. Блюм М. А., Коробова О. В., Уляхина Т. М. HR - менеджмент в системе управления предприятием: монография. - Тамбов: Изд-во «Консалтинговая компания Юком», 2021. - 95 с.
12. Бушуева, И.П. Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих: региональный аспект: Дисс. …канд. соц. наук / И.П. Бушуева - Нижний Новгород, 2015. – 185 с.
13. Гвоздева Н. М. Специфика системы повышения квалификации государственных гражданских служащих в современных условиях // Вестник Башкирского университета, 2012. - № 2. - С. 175-178.
14. Герчикова И. Н. Менеджмент. Практикум: учебное пособие. - М.: Изд-во «Юнити - Дана», 2021. - 799 с.
15. Говорова С. В., Пелешенко В. С. Основы управленческой деятельности: учебное пособие. - Севастополь: Изд-во «СКФУ», 2021. - 109 с.
16. Дементьева А. А. Роль развития персонала в реализации целей органов государственной власти // Экономика. Государство. Общество. 2020. - №2(21) - С. 18-22.
17. Ершова Н. А. Разработка управленческих решений в системе эффективного менеджмента. - М.: Изд-во «Мирбис», 2020. - 240 с.
18. Исаева О. М. Управление персоналом: учебник и практикум. - М.: Изд-тво «Юрайт», 2022. - 244 с.
19. Клопова О. К. Подходы, применяемые при повышении квалификации менеджеров по персоналу [Электронный ресурс] // Журнал Интеграция образования. - 2022. - №3. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11715045
20. Корнюшин В .Ю. Оценка и аттестация персонала: учебное пособие. - СПб: Изд-во «СЗАЭБ», 2021. - 86 с.
21. Кязимов К. Г. Внутрифирменное обучение и развитие персонала. М.: Ихд-во «МИК», 2014. - 240 с.
22. Кязимов К. Г. Проблемы и пути совершенствования воспроизводства квалифицированных рабочих: монография / К. Г. Кязимов. - М.: Изд-во «Директ - Медиа», 2021. - 224 с.
23. Кязимов К. Г. Проблемы и пути совершенствования воспроизводства квалифицированных рабочих. Берлин: Изд-во «Директ - Медиа», 2021. - 224 с.
24. Меркулов, П. А. Профессиональное развитие как элемент государственной политики повышения эффективности государственной гражданской службы // Вестник экспертного совета. – 2017. – № 1 (8). – С. 107– 112.
25. Нестерова О. В. Обучение персонала как инструмент реализации стратегических целей организации [Электронный ресурс] // Журнал Науковедение. - 2020. - №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie- personala-kak-instrument-realizatsii-strategicheskih-tseley-organizatsii
26. Озерова АА, Гавриков ФА. Компетенции и профессионализм современного государственного служащего в Российской Федерации //Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2022. № 7 (29). С. 5-7.
27. Официальный сайт Администрации Ульяновской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://adm.rkursk.ru
28. Официальный сайт Контрольно-счетной палаты Ульяновской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ksp46.ru
29. Петров А. Я. Профессиональное образование и обучение государственных гражданских служащих: правовые аспекты // Образование и право. 2020.№ 5.
30. Свирина Л. Н. К вопросу о развитии института федерального резерва управленческих кадров для государственной службы // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2018. № 3.
31. Свирина Л. Н. Направления совершенствования уровня подготовки профессиональных кадров для государственной службы // Вопросы науки и образования. 2018. № 15.
32. Староверова К. О. Менеджмент. Эффективность управления: учеб. пособие для бакалавров / под ред. К.О.Староверова. - М.: Изд-во Юрайт, 2021. - 209 с.
33. Стародубцев С. О. Необходимость повышения квалификации трудового персонала как фактор успешного развития организации // Молодой ученый. - 2021. - №6. - С. 559-561.
34. Степанова С. М., Челнокова Н. Ю., Луховская О. К. Кадровые ресурсы: актуальные вопросы управления: учебное пособие / под ред. С. М. Степанова, Н. Ю. Челнокова. - Иваново, 2022. - 144 с.
35. Степанова С. М., Челнокова Н. Ю., Луховская О. К. Кадровые ресурсы: актуальные вопросы управления: учебное пособие / под ред. С. М. Степанова, Н. Ю. Челнокова. - Иваново, 2022. - 144 с.
36. Управление персоналом: учебник / под ред. А. В. Дайнека. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2022. - 292 с.
37. Шевцов Д. В. Повышение квалификации и переподготовки государственных и муниципальных служащих // Журнал Крымский академический вестник, 2022. - № 1 - С. 212 - 215
38. Шелобаев С. И. Управление персоналом. Технологии: учеб. пособие для вузов / С. И. Шелобаев, Ю. Н. Арсеньев, Т. Ю. Давыдова. -М.: Изд-во «Юнити-Дана», 2020. - 192 с.