Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Духовная опустошенность, цинизм, жестокость, враждебность - это характерные признаки развития современного общества. Многие дети и подростки отмечаются повышенной агрессивностью, нервозностью, повышенной чувствительностью, эмоциональной неуравновешенностью и уязвимостью.
Проблема духовно-нравственного воспитания, приобщение человека к общечеловеческим социокультурным ценностям и морально-нравственным идеалам никогда не теряла своей актуальности. Под духовно-нравственным воспитанием, которое во все времена было основой гармоничного развития личности и гуманизации общества, лежит формирование ценностного отношения к жизни. Основой такого воспитания является чувство долга, справедливости, ответственности, и других качеств, способных придать высокий смысл и значимость поступкам и мыслям человека [1].
Современное российское общество переживает глубокий кризис духовности и нравственности. Едва ли не на первое место выходит необходимость возрождения духовных традиций, поддержание морали, нравственных идеалов и патриотических чувств [2].
Необходимо стремиться к гармоничному развитию человека с раннего детства, поскольку именно такое развитие является основой для формирования личности взрослого человека, мировоззрения целых поколений. Под мировоззрением понимают ту часть чувственного восприятия мира, на основе которого происходит построение характера и сознания человека. Чувственная сфера приводит к дальнейшему совершенствованию и формированию рациональной сферы. Человек приобретает способность мыслить, принимать решения, нести ответственность за свои поступки и действия. В дальнейшем у мужчин формируется логическое отношение к окружающему миру, а у женщин развивается способность чувствовать, ощущать интуитивно и тонко окружающий мир [3].
Гармоничное развитие во многом определяется успешным решением воспитательных задач. Среди этих задач ведущее место отводится вопросам духовного и нравственного воспитания, профилактике девиантного поведения.
Проблематика исследования. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Прежде всего санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности - навешивание на нее ярлыка. Например, хорошо известны трудности реадаптации человека, отбывшего срок наказания и вернувшегося в «нормальную» жизнь.
Попытки человека начать новую жизнь зачастую разбиваются о недоверие и отвержение окружающих людей. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.) формирует девиантную идентичность (самоощущение). Таким образом, дурная репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного поведения.
Цель работы: исследовать особенности девиантного поведения человека.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты девиантного поведения.
2. Дать характеристику понятия «норма поведения»
3. Охарактеризовать понятие «отклонение», «девиантное поведение»
4. Рассмотреть классификацию девиантного поведения
5. Проанализировать девиантное поведение и его особенности в современном обществе.
Объект исследования: отклонения от нормы в поведении человека.
Предмет исследования: девиантное поведение человека.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни, например суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «тяжелых» наркотиков. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или окружающими людьми. Поэтому важно изучить механизмы и особенности развития девиантного поведения.
Методы исследования: анализ литературных источников, метод теоретического, системного анализа и обобщения, метод логических заключений, метод экспертных оценок, эмпирические методы.
Теоретическая значимость исследования. Проблема девиантного поведения в обществе фактически недостаточно изучена в отечественной психологии, что и обусловило актуальность темы нашего исследования.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для разработки стратегии воспитательного процесса людей с девиантным поведением, для коррекции агрессивного и девиантного поведения. Результаты могут быть полезными для разработки психологического сопровождения, консультирования людей с девиантным поведением. Результаты могут использоваться педагогами, социальными работниками для разработки практических занятий, семинарских и лабораторных занятий, составления лекций, для написания методических рекомендаций и практических пособий.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования понятий «норма» и «отклонение»
1.1. Понятие «социальная норма»
Понятие «норма» является ключевым понятием, с которого начинается изучение любой социологической дисциплины. Не удивительно, ведь для того чтобы иметь возможность изучать отклоняющееся поведения, для начала нужно четко иметь представление о том, что представляет собой норма, и какие параметры ее характеризуют. Именно исходя из определения и характеристик понятия «норма», проводится анализ и подробное изучение понятия «отклонение от нормы».
Поддержание определенного равновесия между нормой и отклонением, возможно существование равновесной системы, и достижение баланса в этой системе. В истории человечества есть немало примеров, которые указывают на то, что отсутствие такого баланса влечет за собой полное разрушение, хоас, дисбаланс. И напротив, согласование, упорядочивание выступает надежным гарантом существования общества и системы общественных взаимоотношений. Особенно актуально это в условиях перемен и реформ в обществе, прогрессивном развитии общественных отношений [4].
В обществе всегда существовал баланс между различными системами общества – начиная от научных структур, и заканчивая криминальными сообществами. И между ними должен быть строгий баланс. Преобладание как одних, так и других структур чревато негативными последствиями для общества, вплоть до его дестабилизации и распада.
В целом, вокруг понятия «норма» всегда были различные многочисленные дискуссии. Если анализировать происхождение слова, стоит отметить, что оно происходит от латинского «норма», что означает некое правило, образец, предписание. Наиболее строго это понятие выражено в науках естественнонаучного направления, где норма означает некий предел, верхнюю и нижнюю границу допустимых показателей, в рамках которых представляется возможным функционирование определенных систем. Если же показатели выходят за рамки допустимых показателей нормы, зачастую система выходит из строя, либо происходит ее полное разрушение. Таким образом, в естественном направлении норма поддерживает определенную систему в рамках жизнеспособного равновесия при неизбежных переменах, сопровождающих ее функционирование.
Что касается социальных норм, их границы более лабильны. Выход за пределы показателей нормы в данной системе не всегда влечет за собой гибель структуры, но зачастую становится причиной дестабилизации и нарушений нормального функционирования.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - M. 1978.
2. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М., 1988.
3. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. – М.: Медицина, 1964.
4. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – С.-Пб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004.
5. Гшинский Я.И., Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения. СПб., 1993.
6. Динамика ценностей реформируемой России: Сб. статей. - М., 1995.
7. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001.
8. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. - 2-е изд. - М., 1997.
9. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. – Минск: Беларусь, 1988.
10. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования. - М., 1998.
11. Кудрявцев В.Н., Нерсесянц В.С., Кудрявцев Ю.В. Социальные отклонения. Введение в общую теорию. – М.: Юрид. лит., 1984.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл; Академия, 2005.
13. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – изд. 2-е доп. и перераб. – Л.: Медицина, 1983.
14. Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М.И.Бобневой, Е.В.Шороховой. - М., 1979.
15. Психология деструктивных культов: Профилактика и терапия культовых травм // Журнал практического психолога. Спец. вып. - М., 2000. - № 1-2.
16. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1990.
17. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. - М., 1994.
18. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н.Дружинина. - М., 1999.
19. Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М., 1989.
20. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
21. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1989.
22. Шлычков В.Р. Методические рекомендации по психопрофилактике делинквентных отклонений у военнослужащих. – Ростов-н/Д.: РГПУ, 2000.
23. Энциклопедический философский словарь / Под ред. Е. В. Губского. - М., 1996.
24. Юнг К. Психологические типы. - М., 1996.
25. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - Л., 1979.