Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день организации, функционирующие на рынке в условиях высокой конкуренции, стали больше беспокоиться о том, как их воспринимают потребители.
Актуальность работы обусловлена тем, что организации в качестве основной деятельности все чаще используют мероприятия направленные на формирование положительного имиджа. Ведь именно положительный имидж играет ключевую роль в успехе организации.
Создание положительного имиджа организации представляет собой сложный процесс, складывающийся из создания фирменного стиля, определения социально-значимой роли организации, ее индивидуальности и др.
Положительный имидж организации помогает клиенту расставить приоритеты в области потребления той или иной услуги, товара. Для организации же наличие благоприятного имиджа это, прежде всего, повышение конкурентоспособности, престижа и материальной выгоды.
Проблема формирования имиджа заключается в том, что имидж подразумевает под собой нематериальный актив, который бытует в человеческом сознании. Имидж достаточно уязвим, так как неисправимый ущерб может нанести любая информация независимо от организации, которой он принадлежит.
Поэтому формирование имиджа организации является одной из актуальных задач современного управления организацией.
Рассмотрение понятия имиджа в работах следующих отечественных авторов: А.Д. Кривоносов, О.В. Ветчанова, В.М. Шепель, Г.Г. Почепцов, А.Ю. Панасюк и другие.
В данной работе объектом исследования выступает деятельность салона красоты «APELSIN».
Предмет исследования - имидж предприятия.
Целью работы является анализ формирования имиджа организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить понятие и сущность имиджа организации;
рассмотреть внутренний и внешний имидж;
представить характеристику салона красоты «APELSIN»;
дать оценку имиджа салона;
разработать рекомендации по формированию имиджа организации.
В работе используются следующие методы: индукции, дедукции, аналитические, группировок, сравнения.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Теоретические аспекты формирования и поддержание имиджа организации
1.1. Понятие и сущность имиджа организации
Имидж организации - это образ компании, который формируется в общественном и индивидуальном сознании с помощью средств массовой коммуникации и психологического воздействия. Необходимо завоевать доверие потенциальных потребителей. Имидж организации является одним из факторов, побуждающих потребителей вступать в финансовые отношения с компанией. Положительный имидж компании повышает конкурентоспособность организации, является одним из факторов коммерческого успеха [12].
Понятие «имидж» существует уже давно. Мыслители прошлого обращали внимание не только на то, что собой представляет человек, какова его ценность, каким он был в прошлом и каким должен быть в будущем, но и на то, какое впечатление он производит на других людей и какую роль это играет в общественной жизни.
Имидж может быть позитивным и негативным, эффективным и безрезультатным. Негативный имидж подразумевает противоречие нормам, принятым в обществе. Изображение, которое не соответствует назначению изображения, является неэффективным. Понятие имиджа наиболее полно раскрывается в связи с объектом имиджмейкинга, которым может быть как отдельный человек, так и группа людей (например, компания или некоммерческая организация), и даже географическая территория (страна, город и любая другая территориальная единица). В случае хозяйствующего субъекта вопросы создания и развития имиджа становятся особенно актуальными, поскольку тогда имидж приобретает статус нематериального актива с полностью осязаемой и поддающейся количественной оценке стоимостью, а также оказывает непосредственное влияние на финансовые результаты. имидж компании в глазах целевой аудитории и ее успех на рынке, изучение приемов и способов формирования положительного имиджа представляется чрезвычайно актуальной задачей для специалистов, работающих в области маркетинга, связей с общественностью, имиджа и стилистики [10].
Имидж можно рассматривать как индивидуальную внешность или ореол, созданный средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями индивида с целью привлечения к себе внимания. Некоторые ученые рассматривают понятие имиджа только применительно к организации. Например, маркетолог Ф. Котлер определяет имидж как «восприятие компании или ее продуктов обществом».
Подводя итог вышесказанному, мы можем дать следующее определение имиджа: «имидж - это своего рода синтетический образ, который складывается в сознании людей по отношению к конкретному человеку, организации или другому социальному объекту, содержит значительное количество эмоционально окрашенной информации об объекте восприятия и побуждает к определенное социальное поведение».
Таким образом, имидж - это полиметрическое явление, функциональность которого разнообразна. Его основная цель - добиться эффекта личной привлекательности. Кто в полной мере владеет функциями изображения, тому присуще такое состояние, которое называется магией расположения [8].
К сожалению, есть много людей, которые недооценивают роль имиджа в успехе бизнеса, хотя известно, что «доброе имя» всегда располагает людей к тому, у кого положительная репутация.
1.2. Внутренний и внешний имидж
Отметим, что имидж можно определить как одну из главных причин победы или поражения в бизнесе и общественной жизни.
На сегодняшний день создание правильного имиджа помогает клиенту воспринимать деятельность организации или товары, которые производит организация, как нечто отличное от других аналогичных товаров, нечто лучшее. Таким образом, положительный имидж всегда прокладывает путь к положительной репутации в более широких и существенных областях, таких как качество продукции [7].
В настоящее время основной объем литературы в области формирования имиджа относится к сфере рекламы и маркетинга. Значительное место в современных исследованиях имиджа отводится технологиям его формирования в направлении концепции событийного маркетинга.
Проблема формирования имиджа заключается в том, что имидж - это нематериальный актив, который находится в сознании человека. Изображение очень уязвимо, потому что любая информация может нанести ущерб, независимо от организации, к которой она принадлежит. Из-за этих факторов управлять формированием корпоративного имиджа довольно сложно.
Создание благоприятного имиджа является одним из ключевых звеньев в деятельности организации по продвижению своей продукции на рынок и достижению конкурентных преимуществ.
Имидж компании - очень сложное понятие для определения, прежде всего потому, что это комплекс качеств и свойств, которые чаще всего невозможно представить в виде визуального образа. Имидж организации - это образ организации, который существует в сознании людей. Мы можем сказать, что у любой организации есть имидж, независимо от того, кто над ним работает и работают ли они над ним вообще. Если не обращать внимания на проблему имиджа, она будет развиваться спонтанно среди потребителей, и нет никакой гарантии, что она будет адекватной и благоприятной для компании. Формирование благоприятного имиджа организации – более прибыльный и менее трудоемкий процесс, чем коррекция спонтанно сформировавшегося неблагоприятного имиджа компании. Формирование имиджа, своеобразного «лица» организации - это дело не только специалистов в этой области (маркетологов, рекламодателей, PR-специалистов). Имидж организации формируется не только благодаря действиям и мероприятиям, направленным на это [5].
Качество производимых товаров и оказываемых работ или услуг, отношение персонала к своему работодателю, клиенту и их собственная деятельность не менее важны для имиджа, чем реклама и презентации. Создание положительного имиджа и высокой репутации компании обычно происходит в ходе длительной и сложной рекламной кампании. Приступая к нему, нужно найти их словесное выражение, дать формулировку, определение, которые затем будут поддержаны связями с общественностью. Сам процесс формулирования и формирования имиджа, в свою очередь, способствует развитию всей философии компании.
Благоприятный имидж - имидж компании должен быть адекватным, оригинальным, пластичным и иметь точный адрес. Быть адекватным - значит соответствовать реальному имиджу или специфике компании. Быть оригинальным - значит отличаться от образов других компаний, особенно от ближайших конкурентов. Необходимо иметь точную ориентацию - значит быть привлекательным для определенной целевой аудитории, то есть для реальных и потенциальных клиентов. Приступая к созданию имиджа, необходимо выяснить, во-первых, вид деятельности компании в настоящее время и в будущем; во-вторых, чем товары (услуги) компании отличаются от товаров (услуг) конкурентов; в-третьих, проанализировать ближайших конкурентов, выделить их недостатки и превращать их в свои преимущества [3].
Главным условием формирования имиджа и его основой является, конечно же, суть самой компании, ее деятельность на рынке. Но его социальная направленность также очень важна. Поэтому в процессе проведения такой кампании следует подчеркнуть, что хотя основной целью компании является развитие своей деятельности и получение прибыли, для нее также характерно стремление внести свой вклад в дела всего общества. Конечно, имидж компании в первую очередь ассоциируется с торговой маркой, рекламной символикой компании. Это также включает в себя личный имидж владельцев и менеджеров компании. Структура изображения включает в себя 8 компонентов: (рис. 1).
Рисунок 1 – Структура имиджа [14]
1. Имидж субъекта: представления общества относительно уникальных характеристик:
основные преимущества (выгоды, обеспечиваемые успешным завершением данной программы);
дополнительные преимущества, обеспечивающие отличительные свойства (слоган, дизайн, реклама, качество, т. д.).
2. Имидж потребителей: представления о стиле жизни, общественном статусе, о личностных (психологических) характеристиках населения.
3. Внутренний имидж структуры: представления сотрудников о своей организации. Детерминантность внутреннего имиджа в культуре и социально-психологическом климате организации требует особого отношения к данным аспектам.
4. Имидж лидера и ближайшего окружения: включает представления о способностях, установках, ценностных ориентациях, психологических характеристиках, внешности.
5. Имидж представляющей его структуры: собирательный, обобщенный образ организации, раскрывающий наиболее характерные черты лидера:
а) профессиональная компетентность:
мобильность (быстрота и качество);
аккуратность в выполнении должностных обязательств;
точность выполнения обязательств, обещаний;
информированность (готовность дать ответ на возникший вопрос);
высококвалифицированный уровень профессиональной подготовки.
б) культура:
коммуникабельность (приветливость, открытость, доступность в общении, улыбчивость);
правильность речи;
социально-психологические характеристики партнеров (сподвижников).
в) социально-демографические и физические данные:
возраст;
пол;
уровень образования;
наличие – отсутствие физических дефектов.
г) визуальный имидж:
деловой стиль в одежде;
аккуратная прическа;
ограничения в использовании аксессуаров, украшений, декоративной косметики. Имидж базовой структуры формируется на основе прямого контакта, при котором каждый сотрудник рассматривается как лицо организации, по которому судят о состоянии всей структуры. Роль представителей и доверенных лиц организации имеет непосредственное воздействие на создание позитивного целостного имиджа лидера, а значит, и всей компании.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абишева, В. Т. Социальные сети как эффективный инструмент PRкоммуникации [Текст] / В. Т. Абишева, Е. А. Серкова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2021. – №11-2. – С. 111–113.
2. Абрамов, Р.Н. Связи с общественностью / Р. Н. Абрамов, Э.В. Кондратьев, С.Д. Резник. – М.: Академический проект, 2021. – 511 с.
3. Алиев, В. Г. Теория организации / В. Г. Алиев. – М.: Экономика, 2021. – 429 с.
4. Алферов, Ю. Ю. Government Relations в современной России как развивающаяся сфера коммуникационного менеджмента [Текст] / Ю. Ю. Алферов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – Прага: VEDECKO VYDAVATELSKE CENTRUM SOCIOSFERA-CZ S.R.O., 2021. – №17. – С. 71-73.
5. Антипенко, З. Г. Основы теории коммуникаций: курс лекций / З.Г. Антипенко. – М.: Владос, 2021. – 104 с.
6. Базаркина, Д. Коммуникационный менеджмент / Д. Базаркина. – М: Международный центр социально-политических исследований и консалтинга, 2020. – 400 с.
7. Балахонская, Л. В. Особенности PR-текстов в сети Интернет: коммуникативно-прагматический аспект [Текст] / Л. В. Балахонская, И. А. Быков // Научный вестник Воронеж. гос. арх.-строит. ун-та. Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. – 2020. – №2(22). – С. 41-59.
8. Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика / М.П. Бочаров, А.Н. Чумиков. – М.: Дело, 2021. – 560 с.
9. Браславец, Л. А. Социальные сети как средство массовой информации: к постановке проблемы [Текст] / Л. А. Браславец // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2022. – №1. – С. 125–132.
10. Варакута, С.А. Связи с общественностью / С.А. Варакута. – М.: Инфра-М, 2021. – 207 с.
11. Вершинин, М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе: перспективные направления исследований [Текст] / М. С. Вершинин // Актуальные проблемы теории коммуникации. Сборник научных трудов. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2020. – С. 98-107.
12. Глазунова, Н.И. Система государственного и муниципального управления / Н.И. Глазунова. - М.: Проспект, 2021. - 630 с.
13. Китчен, Ф. Паблик рилейшнз: принципы и практика / Ф. Китчен. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 455 с.
14. Коноваленко, В.А. Теория коммуникации / В.А. Коноваленко, М.Ю. Коноваленко. – М.: Юрайт, 2020. – 415 с.
15. Крайнова, К. А. Интернет как средство политической манипуляции в современном политическом управлении [Текст] / К. А. Крайнова // PolitBook. – 2022. – №2. – С. 60-67.
16. Никитин, А. С. GR для малого и среднего бизнеса. Монография [Текст] / А. С. Никитин, А. Б. Шатилов, С. Н. Муляр, Д. С. Вечернин. – М.: Проспект, 2021. – 112 с.
17. Морозова, М. Г. Технологии политической коммуникации в условиях информационного общества [Текст] / М. Г. Морозова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – Прага: VEDECKO VYDAVATELSKE CENTRUM SOCIOSFERA-CZ S.R.O., 2021. – №10. – С. 108-112.
18. Соловьев, А. И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации [Текст] / А. И. Соловьев // Полис. – 2021. – № 3. – С. 5-18.
19. Слугина, Ю. Н. Маркетинговые коммуникации в социальных сетях: проблемы и перспективы [Текст] / Ю. Н. Слугина // Вестник Финансового университета. – 2021. – №2. – С. 130-134.
20. Шарков, Ф. И. Паблик рилейшнз / Ф. И. Шарков. – М.: Дашков и К, 2021. – 332 с.
21. Шедько, Ю.Н. Система государственного и муниципального управления / Ю.Н. Шедько. – М.: Юрайт, 2021. – 570 с.
22. Яськов, Е. Ф. Теория организации / Е. Ф. Яськов. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 271 с.