Фрагмент для ознакомления
2
2.Особенности формирования имиджа современных региональных политиков (на примере Уральского региона)
2.1. Методы формирования имиджа уральских политиков
Одним из основных методов формирования имиджа современных политиков является PR. Если определять PR в политической деятельности как совокупность приемов, применяемых для достижения цели кампании, т.е. для избрания кандидата, то каковы же критерии причисления той или иной технологии к "черной" или "белой", "грязной" или "чистой"? В отличие от правовых норм, соблюдение которых контролируется государственными органами, мораль опирается на общественное мнение, на убеждения. А именно общественное мнение и есть та мишень, по которой ведут прицельный огонь средства массовой информации.
В России до недавнего времени уделялось мало внимания научным разработкам в отношении такого важного фактора в политике, как избирательные технологии. Большинство кампаний проводились на «интуитивном» уровне. Лишь с конца 90-х годов на выборах, особенно на федеральном уровне, были отмечены попытки использования научных методов и подходов к проведению избирательной кампании .
Среди российских политиков наиболее часто применяются следующие модели политической коммуникации.
Модель 1. Максимизация посредством административных рычагов явки избирателей в условиях относительного преобладания непротестного и «некомпетентного» (голосующего по случайным мотивам) электората.
Модель 2. Минимизация интенсивности («насыщенности») избирательной кампании в условиях относительного преобладания непротестного и «некомпетентного» (голосующего по случайным мотивам) электората.
Обе эти модели исходят из единой логики: для обеспечения победы кандидата процедуру выборов необходимо сделать как можно менее конкурентной и поставить под тотальный административный контроль (стратегия авторитарного выхолащивания демократической сущности института выборов). Зависимость эффективности политической коммуникации на муниципальных выборах от иных переменных избирательного процесса, судя по всему, носит ситуативный характер .
При рассмотрении группы тактических технологий можно провести внутригрупповые классификации:
по временным рамкам:
а) до начала избирательной кампании,
б) во время избирательной кампании,
в) во время определения результатов голосования (защита или опротестование результатов);
по направленности:
а) на своего кандидата,
б) на соперников;
по характеру:
а) законотворческие технологии,
б) правоприменительные технологии.
Можно назвать следующие группы тактических технологий: рекламно-агитационная, информационно-аналитическая, юридическая, ресурсного обеспечения, имиджевые технологии, группа приемов защиты и контрпропаганды, а также в отдельную группу выделяются «черные» технологии.
Технологии ресурсного обеспечения – технологии привлечения всех ресурсов кампании:
а) финансовых (фонд-райзинг),
б) кадровых,
в) работа с финансовой и политической элитой,
г) обеспечение расходными материалами и т.д.
Юридические технологии направлены на:
а) юридическое сопровождение избирательных кампаний;
б) юридическую защиту;
в) юридические технологии по работе с конкурентами.
Технологии рекламно – агитационного (контрагитационного) обеспечения:
а) рекламно-агитационные и оргмассовые технологии, направленные на защиту кандидата от клеветы, на опровержение рекламно-агитационных материалов соперников, а также на снижение негативных последствий, вызванных неоднозначными фактами биографии кандидата или действиями, совершенными в ходе предвыборной кампании;
б) «кандидаты-страховка» – регистрация кандидатов, не имеющих шансов на победу, но страхующих кандидата от случая, когда все остальные кандидаты снимают свои кандидатуры и выборы могут быть отменены;
в) противостояние «кандидатам-двойникам»;
г) защита от «избирательного шпионажа и диверсий».
Под имиджевыми технологиями понимаются технологии создания образа кандидата или партии, наиболее полно отвечающего запросам избирателей.
«Черные» технологии, под которыми понимаются технологии, «очерняющие» других кандидатов, или технологии, идущие на грани закона или переступающие эту грань. Обязательным признаком данной группы приемов является анонимность.
Перечень приемов в данной группе достаточно обширен:
- использование рекламно-агитационных технологий для дискредитации оппонентов;
- использование «кандидатов-двойников» – регистрация кандидатов с одинаковыми фамилиями или общими программными установками, что может привести к снижению рейтинга оппонентов из-за неадекватных действий «двойников», а также ввести в заблуждение избирателей в момент голосования; подкуп избирателей и лиц, имеющих отношение к избирательному процессу;
- противоправные действия, совершаемые от имени оппонентов с привлечением внимания СМИ, избирательных комиссий, правоохранительных и судебных органов;
- «избирательный шпионаж и диверсии» – взлом компьютерных сетей, установка устройств скрытого аудио и видео наблюдения, кража документов, уничтожение имущества конкурентов, срыв запланированных конкурентами акций путем подкупа должностных лиц, использование подсадных лиц в командах конкурентов для дезорганизации их работы и т.д.