Фрагмент для ознакомления
2
На современном этапе развития педагогической науки учеными-педагогами проявляется пристальный интерес к проблеме межкультурного взаимодействия в коллективах учащихся российских школ. Во многих регионах нашей страны эта проблема приобрела повышенную
актуальность. Различия в культурах, менталитетах, вероисповеданиях и т.д. оказывают непосредственное влияние на качество отношений между учащимися полиэтнического класса. Современная реальность такова, что преподавателю школы, колледжа или вуза приходится проводить воспитательную работу обучать детей различных национальностей и вероисповеданий. Сейчас, практически по всей России отсутствуют возможности и условия для формирования мононациональных классов. Следовательно, педагогические работники должны знать, как можно больше об особенностях своей деятельности в условиях полиэтнического состава учащихся, начиная со студенческой скамьи.
Большинство коллективов учебных заведений по составу являются многонациональными. В школах России совместно учатся дети русских, украинских, греков, армян, лезгин, грузин, дагестанцев, ногайцев, черкесы и других народов. Данным коллективам присуще активное межэтническое общение, что способствует их объединению по территориальному признаку, комплектование из национальностей, которые традиционно проживают в конкретных районах края.
Межнациональные отношения в нашем регионе находятся в постоянном развитии и способны трансформироваться в зависимости от обстоятельств. В научной литературе глубоко рассматривается проблема межэтнического взаимодействия (И. М. Афанасьев, Т. С. Таюрская, Т. Н. Петрова, З. Ф. Мубинова и др.), изучается диалог культур поликультурного образовательного пространства, в образовании и воспитании в исследованиях (А. Бондаревская, Н. В. Бордовских, Н. М. Воскресенская, А. В. Гукаленко, Я. Г. Гулецкий, А. Н. Джуринский, Н. Н. Кифоренко, А. А. Реан). В нашей работе мы рассматриваем учащегося как представителя определенного этноса. В многонациональном коллективе имеет место проблема межэтнического взаимодействия между учащимися, взаимодействие педагога и учащихся различных национальностей.
Как отмечает Арутюнов С.А.: «Межэтническое взаимодействие это, прежде всего, разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств [1, 53].
Предмет: особенности работы учителя.
Объект: особенности работы учителя с полиэтническим составом учащихся.
Цель: рассмотреть особенности работы учителя с полиэтническим составом учащихся.
1 Особенности работы учителя с полиэтническим составом учащихся
1.1 Обучение детей мигрантов в школах: проблемы и пути их решения
В современном глобальном мире все большее значение приобретают международные миграционные потоки, представляющие собой сложное и многоаспектное явление. Они имеют множество характеристик и различных направлений, одним из которых является образовательная миграция, связанная с интернационализацией образования и востребованностью высокопрофессиональных кадров. По сути, образовательная миграция представляет собой интеллектуальный глобальный капитал как отдельного общества, так и страновых объединений в целом [1, c. 485].
С другой стороны, одной из сложных проблем является демографическая ситуация в России, обусловившая сокращение количества выпускников средних школ. Сегодня система образования должна ответить на вопросы: что делать в ситуации демографического сжатия и как увеличить количество абитуриентов, которые станут высокообразованным человеческим потенциалом страны. Следовательно, проблемы миграции и демографии необходимо решать совместно.
Своевременная и качественная подготовка детей мигрантов в системе школьного образования с одновременной мотивацией для поступления в российские вузы является полноценной предпосылкой для увеличения количества и качества абитуриентов, которые в дальнейшем могут стать высококвалифицированным человеческим капиталом, адаптированным к российским условиям жизни. Россия заинтересована в том, чтобы иностранцы, обучавшиеся на ее территории, продолжили здесь свою трудовую или научную деятельность. Проведением более активной политики в сфере учебных миграционных процессов Россия сможет существенно повысить степень управляемости иммигрантами, получить дополнительную область сотрудничества с республиками, ранее входившими в СССР, и, самое главное, приобрести молодых граждан нужных специальностей, знающих язык и интегрированных в общество.
И даже если, окончив обучение в российском вузе, студент-иностранец вернется к себе на родину, Россия также получит положительный результат: выпускник непроизвольно будет распространять в своем окружении сведения о качестве образования в вузах РФ, элементах российской культуры, технологиях [2].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арутюнов С.А. Адаптивное значение культурного полиморфизма // Этнографическое обозрение. 1993. № 4.
2. Будущие русские [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mn.ru/society/20111125/ 307640404.html.
3. Зборовский Г. Е., Щуклина Е. А. Обучение детей мигрантов как проблема их социальной адаптации // Социологические исследования. 2013. N 2. C. 80–91.
4. Ивакина В.В., Будунова Х.М., Мрченко Ю.С. Пути и методы формирования этнической толерантности у детей дошкольного возраста. Социально-культурные и исторические аспекты развития региона. Материалы конкурса. Выпуск 6. Ставрополь 2013. С.84
5. Ивакина В.В., Романенко В.Н. Национальные особенности проявления агрессии. Социальнокультурные и исторические аспекты развития региона. Материалы конкурса. Выпуск 7. Ставрополь 2014. С.101
6. Инишева С. В. Адаптация детей мигрантов в социуме города Екатеринбурга. Методы и формы работы с мигрантами в общеобразовательной школе // Устойчивое развитие российских регионов: экономическая политика в условиях внешних и внутренних шоков: материалы XII науч. конф. Екатеринбург: Изд-во Урал. федер. ун-та, 2015. C. 549–562.
7. Карнышев А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика Улан-Удэ, 1997.
8. Крысько В.Г., Этническая психология. М.: «Академия», 2006.
9. Кудряшова Н.М. Модель создания этнотолерантной образовательной среды в начальной школе [Электронный ресурс] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 10. – С. 54–57.
10. Нуржанова Т.Т. Этнокультурная компетентность учащихся начальных классов // Молодой ученый. – 2015. – № 4. – С. 596–601.
11. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 680 с.
12. Полушкина С.А. Особенности формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – Т. 19. – С. 161–165. 5. Рапацевич Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 720 с.
13. Уроки мирного сосуществования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mn.ru/newspaper_country/20110928/305261393.html.
14. Avakyan, N. “On Some Peculiarities of Bilingual Children‟s Speech Development.” Armenian Folia Anglistika. International Journal of English Studies, vol. 1, no. 8, 2011, pp. 77–80.
15. Kuprina, T. V., Kultan, J., Kozik, T., Minasyan, S. M. “Meaningfulness of Academic Migrants‟ Education, Its Assessment and Modeling on IT-based Technologies.” Economy of Region, vol. 12, no. 2, 2016, pp. 485–498.
16. Kuprina, T. V., Minasyan, S. M. “Georusistics as New Branch of Geocultural Space.” XLinguae. European Scientific Language Journal, vol.7, no. 4, 2014, pp. 2–20.
17. Meng, X. “Teaching Russian in PRC as a Socio-Cultural Problem.” Proceedings of the XII Congress of the International Association of Teachers of the Russian Language and Literature. Shanghai: Shanghai Foreign Language Education Press, 2011, pp.111–114.
18. Reid, E. “Defining Terms and Interconnections Between Culture, Communication and Language Teaching).” XLinguae. European Scientific Language Journal, no. 1, 2011, pp. 43–54.
19. Образовательная миграция в России, 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zagrandok.ru/vyezd/migraciya/uchebnaya-migraciya.html.