Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Речь выполняет ведущую функцию в развитии мышления ребенка, в планировании и организации его поведения, в формировании социальных связей. Своевременное формирование лексического строя языка ребенка – одно из основных условий обеспечения полноценного речевого и общего психического развития.
При нормальном развитии у ребенка к старшему дошкольному возрасту продолжает усваиваться модель родного языка. А. Г. Гвоздев отмечает, что в этот период формируется базовая основа словаря, которая в дальнейшем только дополняется. Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева и другие исследователи считают, что нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в резком расхождении объёма активного и пассивного словаря, в ограниченности словарного запаса, неправильном или неточном употреблении слов. Наибольшие трудности наблюдаются при усвоении детьми с общим недоразвитием речи глагольной лексики. Глагол имеет большое значение как в формировании словарного запаса, так и в целом в речевом развитии, так как является связующим элементом для построения речи.
За основу исследования взято определение предикативного словаря Н. В. Сычевой, которая считает, что глагольный словарь – это многословная, разветвленная система со своей структурой, своеобразием элементов, закономерностями функционирования, это вся совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета .
По данным В. К. Воробьевой, Н. С. Жуковой, В. А. Ковшикова, наблюдаются большие различия между предикативным словарем детей с нормальным и нарушенным речевым развитием. Г. Р. Шашкина отмечает, что у детей с общим недоразвитием речи чаще наблюдается словарь, обозначающий бытовые действия. Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская отмечают, что при употреблении глаголов дети с общим недоразвитием речи часто нарушают грамматические формы, что в результате приводит к многочисленным аграмматизмам. Например, дети заменяют глаголы существительными, затрудняются в образовании временных форм глагола и в образовании множественного числа глаголов от слов в единственном числе.
Способы коррекционной работы по преодолению нарушения предикативного словаря описаны в работах: В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Н. Е Ильякова, И. А. Чистяковой и др. Несмотря на многочисленные работы и опыт специалистов проблема преодоления нарушений глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи рассмотрена недостаточно в научной и методической литературе. В связи с этим тема является актуальной.
Цель исследования: теоретико-методическое обоснование и практическое описание формирования предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр.
Объект исследования: формирование предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: формирование предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр.
Задачи исследования:
1. На основе анализа учебно-методической литературы выявить закономерности и этапы формирования предикативного словаря в процессе онтогенеза и его особенности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Рассмотреть возможности дидактической игры как средства формирования предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. С помощью подобранной методики провести практическое исследование на выявление уровня сформированности предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Описать содержание педагогической работы по формированию предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр.
Методологической основой исследования являются:
- труды А. Н. Гвоздева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и др., раскрывающие особенности развития словаря ребенка и связи с развитием мышления и всех компонентов речи;
- работы Р. Е. Левиной, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др., раскрывающих особенности развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
- методические рекомендации Н. С. Жуковой, Р. И. Лалаевой, Е. М. Мастюковой, Н. В. Серебряковой, Т. Б. Филичевой, описывающие возможности целенаправленной, специальной работы для преодоления нарушений предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: методики выявления уровня сформированности предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи;
- математическо-статистические: качественная и количественная обработка результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что комплекс диагностических методик по изучению предикативного словаря и предлагаемая работа по формированию предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр может быть использована логопедом, воспитателями, работающим с детьми с общим недоразвитием речи.
Глава 1 Теоретические основы изучения формирования предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр
1.1 Закономерности и этапы формирования предикативного словаря
в процессе онтогенеза
Развитие словаря ребенка связано с развитием мышления и психических процессов, а также с развитием всех компонентов речи. В становление речи выделяют несколько периодов. Первый период длится до одного года. Это «доречевой» период, который включает в себя несколько стадий: гуление, крик, лепет.
С помощью речи ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО : учебное пособие / В. В. Абраухова. – М.: Директ-Медиа, 2020. – 116 с.
2. Баранова, Л. В. Формирование глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ӀӀӀ уровня / Л. В. Баранова //Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы V Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019. - С. 29-31.
3. Волкова, Л. С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 680 с.
4. Волосовец, Т. В. Преодоление общего недоразвитие речи дошкольников / Т. В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 256 с.
5. Власевская, К. С. Технологии позитивной социализации дошкольников как условие реализации ФГОС / К. С. Власевская // Воспитание: региональный аспект. Проблемы, пути решения, опыт: сборник. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2019. – С. 230-234.
6. Выготский, Л. С. Хрестоматия по общей психологии / Л. С. Выготский. – Москва: Психология, 1981. – 153с.
7. Выготский, Л. С. Развитие устной речи /Л. С. Выготский // Собрание сочинений: в 6-ти томах. – М.: Педагогика, 1996. – 325 с.
8. Галиуллина, А. Р. Развитие глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня / А. Р. Галиуллина // Йошкар-Ола: Студенческая наука, 2020. – №1-2(19). – С. 293-298.
9. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Литур, 2006. – 320 с.
10. Изотова, Е. Н. Формирование глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е. Н. Изотова // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. – М.: Академия, 2017. – С. 43-58.
11. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. – Москва: Советская Россия, 1979. – 192 с.
12. Кроль, В. М. Педагогика: учебное пособие / В. М. Кроль.— М.: РИОР: ИНФРА-М, 2021. — 303 с.
13. Кроткова, А. В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / А. В. Кроткова, Е. Н. Дроздова // Логопед. – 2004. – № 1. – С. 26-34.
14. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 1999. – 160 с.
15. Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей / Р. Е. Левина. – М.: АРКТИ, 2005. – 221 с.
16. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики /А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2003. – 287 с.
17. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. /А. Н. Леонтьев. – Москва: Политиздат, 1975. – 304 с.
18. Мальковская, О. Н. Использование рисования в работе учителя-логопеда в рамках интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО /О. Н. Мальковская. – М.: Академия, 2014. – 213 с.
19. Милютина, Л. В. Особенности глагольной лексики и навыка образования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи /Л. В. Милютина, О. Д. Михайлова // Логопед в детском саду. – 2009. – № 8 (43). – С. 22- 27.
20. Минасянц, Е.С. Современные подходы к проблеме социализации детей и развитие лидерских качеств через сюжетно-игровую деятельность / Е.С. Минасянц, Н.В. Макагон // Наука и Образование. – 2020. – Т. 3. – № 2. – С. 242-254.
21. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие / ред. Р. Е. Левина. – М.: Альян С, 2013. – 367 с.
22. Павлова, И. Ю. Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста /И. Ю. Павлова // Молодой ученый. – 2012. – № 4. – С. 21-27.
23. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 212 с.
24. Правдина, О. В. Логопедия: Учеб. Пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. институтов / О. В. Правдина. – Москва: Просвещение, 1973. – 272 с.
25. Рогулева, В. Н. Особенности состояния глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня /В. Н. Рогулева, Е.А. Бабушкина, В.Н. Колташева // Актуальные проблемы современной науки. Душанбе: Научно-издательский центр «Мир науки», 2019. – 158 с.
26. Сычева, Н. В. Развитие глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Н. В. Сычева // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2014. – № 2. – С. 63–67.
27. Тундалева, И. С. Дошкольное образование: учебное пособие / И.С. Тундалева. — М.: ИНФРА-М, 2022. — 223 с.
28. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
29. Филичева, Т. Б. Развиваем речь дошкольника / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М.: Просвещение, 2012. – 154 с.
30. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 224 с.
31. Флерова, Ж. М. Логопедия /Ж. М. Флерова. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 432 с.
32. Ходусов, А. Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика: учебник / А.Н. Ходусов. — М.: ИНФРА-М, 2022. — 405 с.