Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее в возрастной психологии счи-тается, что полноценно функционирующая личность формируется через про-хождение стадий в своем развитии, каждая из которых сопровождается кризи-сом. Под кризисом в данном случае подразумевается поворотный момент в жизни человека, который возникает в конце одной возрастной стадии при пере-ходе на следующую.
Все возрастные кризисы являются нормативными. Однако, форма, дли-тельность и острота прохождения возрастных кризисов во многом зависят от индивидуальных особенностей человека. В основном хорошо исследованы дет-ские и подростковые кризисы, а кризисы зрелых периодов жизни и старости зна-чительно менее изучены. В возрасте 35-45 лет человек переживает кризис сред-него возраста. Он является неким психологическим рубежом, когда половина жизни уже прожита, достигнута вершина жизни. А что дальше? Спад? Регресс? В чем был смысл этих лет, полных взлетов и падений, радости, ошибок и разо-чарований? Взрослый, состоявшийся человек в самом расцвете сил, вполне, по мнению окружающих, успешный, вдруг впадает в депрессию или увольняется с престижной работы, или резко меняет направление деятельности, совершает аб-солютно непредсказуемые, алогичные поступки. Все это не может не касаться эмоционального состояния человека. Вместе с тем остаются актуальными во-просы изучения гендерных особенностей эмоционального состояния личности в период кризиса среднего возраста.
Считается, что мужчины и женщины по-разному ведут себя в кризисных ситуациях. Мужчины больше демонстрируют стратегию настойчивости, жен-щины более склонны реализовать стратегию уступчивости. Мужчины настроены на то, чтобы что-то предпринять, женщины – чтобы уйти от проблемы. Женщи-ны быстрее мужчин принимают решения. Также, у женщин высокая психическая заражаемость, они больше мужчины нуждаются в социальных контактах, под-держке. Вероятно, что при кризисе среднего возраста эмоциональное состояние мужчин и женщин будет различаться.
Цель исследования – выявить гендерные особенности эмоционального состояния личности в период кризиса среднего возраста.
Объект исследования – эмоциональное состояние личности в период кризиса среднего возраста.
Предмет исследования – гендерные особенности эмоционального состо-яния личности в период кризиса среднего возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, эмоциональное состояние лич-ности в период кризиса среднего возраста различается у женщин и мужчин.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты исследования эмоционально-го состояния и кризиса среднего возраста.
2. Рассмотреть гендерные особенности эмоционального состояния при пе-реживании кризиса среднего возраста.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование особенности эмо-ционального состояния личности в период кризиса среднего возраста.
4. Выявить различия в эмоциональном состоянии в период кризиса сред-него возраста у женщин и мужчин.
Научная разработанность проблемы. Возрастные особенности зрелости и кризис среднего возраста рассмотрены в работах Э. Эриксона, Д. Левинсона, Э. Клапареда, Н. Бредберна, К. Юнга, Э. Динера, Б.А. Сосновского, Е.П. Ильи-на, Л.Б. Волынской, Е.Л. Солдатова, Г. Шихи и др. Изучение проблемы психо-логии пола и психологических различий мужчин и женщин можно видеть в ра-ботах Э. Гидденса, С. Бем, Е.П. Ильина, И.С. Клециной, Ш.М. Шона, А.И. Заха-рова, Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана, И.В. Романовой и др. Проблема эмоционального состояния раскрывается в работах Л.В. Куликова, А. О. Прохорова, В. К. Вилю-наса, Б. И. Додонова, Е. П. Ильина и др.
Источниковая база исследования представлена фундаментальными тру-дами зарубежных и отечественных психологов, современными монографиями, диссертациями и статьями по теме исследования, что позволит осветить постав-ленную в исследовании проблему.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе психолога при консультировании женщин и мужчин в период кризиса среднего возраста и для разработки про-грамм психологической коррекции эмоционального состояния в период кризиса среднего возраста.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИО-НАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
1.1. Характеристика эмоциональных состояний
Четкого определения понятия эмоционального состояния на сегодняшний день нет. В основном при характеристике эмоционального состояния использу-ют понятия «эмоции» и «чувства», рассматривая их как тождественные. Изуче-ние эмоционального состояния непосредственно касается эмоций, которые че-ловек переживает в определенных ситуациях. Ведь сильные переживания остав-ляют неизгладимый след на психической деятельности организма, оказывают влияние на здоровье.
Эмоция – это возникающее у человека, временное переживание какого-либо состояния, не оставленное без внимания [14].
Н. В. Звягина, И. В. Старцева, полагают, что выражая какое-либо эмоцио-нальное состояние, эмоции развернуты во времени и существуют как процесс. Этапы процесса:
1. Восприятие событий, которые сравниваются с насущными потребно-стями. Появляется реакция организма (выброс гормонов, изменение пульса, ды-хания, скованность и др.);
2. Готовность к действию (быстрому и эффективному ответу при неожи-данных событиях);
3. Проживание возникшего чувства (радость, тревога и т. д.), в процессе которого появляются воспоминания о похожих событиях, происходящих ранее и их последствиях. Именно это проживание может либо усилить, либо ослабить возникшее переживание [10].
Эмоциональные состояния различаются по интенсивности, или силе пере-живания:
1. Нейтральное состояние: отсутствие явно выраженного эмоционального процесса; человек реагирует на стимулы в зависимости от их значимости для не-го.
2. Умеренный уровень эмоционального состояния: эмоции уже достаточ-но отчетливы, чтобы осознаваться, но еще не настолько сильна, чтобы нару-шить протекание действий, появляются выразительные реакции.
3. Высокий уровень интенсивности: человек открыто проявляет пережива-емые им эмоции, возникает склонность реагировать только на то, что соответ-ствует доминирующей эмоции.
4. Очень высокий уровень интенсивности, или аффект, который характе-ризуется быстрым возникновением, бурным выражением, полным отключением всех неэмоциональных механизмов, регулирующих поведение [4].
По степени постоянства выделяют доминирующие (наиболее характерные для субъекта) и промежуточные (переходные) состояния. Е. П. Ильин пишет о состояниях мимолетных (неустойчивых), длительных и хронических.
Текущие, актуальные, состояния более изменчивы, динамичны, они отно-сятся к одному участку временной шкалы психических состояний, к более уз-кому масштабу (микромасштабу), а преобладающие, доминирующие, - к более широкому. Доминирующее состояние преобладает во времени, занимает боль-шую часть времени [11].
При приближении стрессовой и негативной ситуации происходит переход от положительных эмоциональных состояний к отрицательным, что негативно сказывается на общем самочувствии человека. Но, сила отрицательных пси-хоэмоциональных состояний зависит от отношения к ситуации.
На все эмоциональные состояния большое влияние оказывает уровень эмоционального интеллекта, так как он определяет способность человека адек-ватно реагировать в различных ситуациях. Наиболее явно эмоциональный ин-теллект проявляется в искусстве общения, доброжелательности, тактичности, умении быстро оценить ситуацию и соответствующим образом отреагировать на нее [21].
Таким образом, эмоциональное состояние, обозначая эмоцию в целом, несет в себе как актуализированный эмоциональный процесс, так и «преломлен-ное» эмоциональное свойство личности. Выделяют множество функций пси-хоэмоциональных состояний: интегративная и приспособительная, регулятор-ная, организующая и дезорганизующая, функция замещения недостатка инфор-мации, ориентирования в среде, уравновешивающая функция всех психических состояний и т. д. При стрессе возникают и развиваются состояния, которые классифицируются как состояния нервно-психического напряжения, часто до-минируют отрицательные психические состояния: фрустрация, тревожность, агрессивность и т.п.
1.2. Характеристика кризиса среднего возраста
Зрелость – самый длительный период в жизни человека. И не только по-тому, что время жизни объективно увеличилось по сравнению с отдаленными эпохами, но так же появилась возможность более длительной социализации и влияния индивидуальной судьбы человека на судьбу общества. Именно в сред-нем возрасте человек особенно остро ощущает свою принадлежность к социу-му.
Субъектность способствует активной, сознательной и целенаправленной реализации накопленного опыта не только при решении проблемных, стрессо-вых, но вообще любых задач. Специфика субъектности определяется функция-ми регуляции активности, которые актуальны в данный момент для человека или значимы с точки зрения перспективы [7].
Средний возраст – это период постепенного физического увядания, но в то же время – период расцвета интеллекта человека и его духовности. Источником энергии в этом возрасте может стать разум, обращенный и к проявлениям «Я», и к свойствам жизни вообще.
Возрастной кризис определяется как нарушение состояния равновесия си-стемы, резкий, крутой перелом в чем-нибудь, тяжелое переходное состояние, острое затруднение в чем-либо. Кризисом называют ситуацию столкновения с препятствием в реализации важнейших жизненных целей при условии невоз-можности справиться с ней с помощью привычных средств.
Все возрастные кризисы являются нормативными. Класс ненормативных кризисов включает в себя так называемые жизненные кризисы, которые от нор-мативных отличаются лишь отсутствием привязки к возрасту.
Кризис среднего возраста – психологический феномен, переживаемый людьми в возрасте 35-45 лет.
Отношение исследователей к нему неоднозначное: одни определяют его как годы разочарований и депрессии, борьбы с собой и миром (Д. Левинсон), другие – как момент взлета, роста (К. Г. Юнг). X. Томэ считает положение о кризисе мифом, возражая против привязки всех тягот к возрастному периоду, настаивая на их сложной социальной детерминации [1].
Мнение большинства авторов таково: в указанный период происходит критическая оценка и переоценка достигнутого в жизни, часто приводящая к по-ниманию того, что жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно [1]. Этот кризис может быть подобен взрыву, когда переживается ощущение никчемности жизни, утраты молодости, ухудшения здоровья. Человека угнетает расхождение между «Я» реальным и «Я» идеальным, между желаемым и возможным. Жиз-ненный путь не является фатально предопределенным, хотя и зависит от после-довательного решения базовых задач возрастов, которые, будучи отложенными, в более поздних возрастах решаются сложнее. Критическое переосмысление своих поведенческих паттернов, установок относительно себя и других людей, позволяет познать собственные заблуждения и достичь полноты и осмысленно-сти жизни.
В середине жизни переживается очередной кризис идентичности, который считается самым трудным из трех [16]. Первый – подростковый: окончательная полоролевая идентификация и начало жизненной экспансии. Личность должна принять себя как представителя своего пола, носителя соответствующих
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анцыферова, Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1993. – Т.14. – № 2. – С. 3-16.
2. Бем, С.Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравен-ства полов / С. Бем. – М.: РОССПЭН, 2004. – 336 с.
3. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2019. – 320 с.
4. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл, 2016. – 672 с.
5. Волынская, Л.Б. Смысл середины жизни: подведение итогов как основа дальнейшего пути / Л.Б. Волынская // Психология зрелости и старения. – 2002. – № 1 (17). – С. 5-28.
6. Восковская (Шутова) Л.В. Духовный кризис: проблемы определения и ди-агностики / Л.В. Восковская (Шутова), А.В. Ляшук // Психологическая ди-агностика. – 2005. – № 1. – С. 35-44.
7. Гаврилина, Л.К. Кризисы взрослой жизни: моменты роста / Л.К. Гаврили-на, В.М. Бызова. – СПб.: Речь, 2010. – 221 с.
8. Девятых, С.Ю. Половая социализация молодежи в условиях социокуль-турной трансформации семьи: монография / С.Ю. Девятых. – М.: Изда-тельство Юрайт, 2019. – 187 с.
9. Дедкова, А.В. К вопросу о сущности кризиса середины жизни / А.В. Дед-кова. В сборнике: Карачаево-Черкесия: создавая будущее. Материалы научной сессии фестиваля науки, технологий и искусств, посвященного 100-летию образования КЧР. – Карачаевск, 2022. – С. 109-111.
10. Звягина, Н.В. Эффекты воздействия изображений лиц с разными эмоция-ми на функциональное состояние организма / Н.В. Звягина, И.В. Старцева, М.Н. Гурьева, К. Мохамад-Сохиб // Естественные и математические науки в современном мире. – 2016. – № 7. – С. 7 – 13.
11. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2013. – 508 с.
12. Ильин, Е.П. Пол и гендер / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2016. – 686с.
13. Кнодель, Л.В. Английская цветная идиоматика: монография / Л.В. Кно-дель. – Киев: ФОП Кандиба Т. П., 2019. – 320 с.
14. Константинова, М.Н. Психология эмоциональных состояний / М.Н. Кон-стантинова, А.Б. Михалева // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. – С. 93 – 95.
15. Либин, А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций: уч. пособие для студ. высш. уч. за-ведений / А.В. Либин. – М: Смысл, 2004. – 532с.
16. Лидерс, А.Г. Социальная психология старения / А.Г. Лидерс. – М.: Акаде-мия, 2002. – 288 с.
17. Маслоу, А. По направлению к психологии бытия / А. Маслоу. – М.: Экс-мо-Пресс, 2002. – 272 с.
18. Ожигова, Л.Н. Гендерные нормы как социально-психологический фено-мен / Л.Н. Ожилова, Е.В. Иоффе. – М: Проспект, 2019. – 144 с.
19. Пырьев, Е.А. Эмоциональное поведение человека / Е.А. Пырьев // Вестник Костромского государственного университета. – 2017. –№ 2. – С. 34 – 38.
20. Рудченко, А.В. Анализ ситуации гендерной асимметрии на рынке труда: теоретический аспект / А.В. Рудченко // Вестник международного инсти-тута рынка. – 2020. – №2. – С. 44 – 53.
21. Рыжов, Д.М. Эмоциональный интеллект в системе психологических зна-ний / Д.М. Рыжов // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 4. – С. 87 – 89.
22. Селютина, Е.В. Проживание кризиса среднего возраста - переходный пе-риод или путь к депрессии? / Е.В. Селютина // Инновационные научные исследования. – 2021. – №5-3(7). – С. 128-135.
23. Скрипачева, Е.Н. Психические состояния женщин в кризисе середины жизни и возможности их акмеопсихологической коррекции: дис. ... канд. психол. наук / Е.Н. Скрипачева. – Томск, 2014. – 191с.
24. Солдатова, Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография / Е.Л. Солдатова. – Челябинск: Изд-во. ЮУрГУ, 2007. – 267 с.
25. Чернобровкина, С.В. Гендерные особенности переживания и преодоления кризиса середины жизни / С.В. Чернобровкина // Вестник Омского универ-ситета. – 2014. – № 2. – С. 30-42.
26. Шихи, Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста / Г. Шихи. – СПб.: Ювента, 1999. – 435 с.
27. Штылева, Л.В. Теоретико-методологические и правовые основы гендерно-го образования социальных педагогов в высшей школе / Л.В. Штылева // Социальная педагогика. – 2016. – № 6. – С. 98-100.
28. Шуткин, С.Н. Эмоции как психический процесс импульсивной регуляции поведения / С.Н. Шуткин, В.М. Усков, И.В. Теслинов // Пожарная без-опасность: проблемы и перспективы: материалы конференции. – 2014. – № 1. – С. 309 – 314.
29. Adams, M., Johnson, S. Features of the manifestation of a midlife crisis in men and women / M. Adams, S. Johnson // Psychological Bulletin. – 2023. – No. 7. – P. 46–59.
30. Montana, J. Age-related features of emotional states of the individual / J. Mon-tana // Psychological Research. – 2022. – No. 12. – P. 66.
31. Trankenson, B., Pollardo, V. Modern approaches to the study of age-related crises in psychological literature: problems and prospects, theory and research methodology / B. Trankenson, V. Pollardo // Bulletin of modern age psycholo-gy. New York: Cantata, 2023. – pp. 162–178.
32. Wilson, A., Kravets, M. Psychological and sociological theories of age-related crises and their implementation in the activities of a practical psychologist and sociologist / A. Wilson, M. Kravets // Research in the Humanities. – 2024. – No. 1. – P. 49–60.