Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Эмоциональность - одна из отличительных черт речи человека. Полноценное межличностное общение невозможно без эмоциональной составляющей, которая стимулирует и сопровождает процесс общения.
Способность выражать эмоции в речи является незаменимым компонентом коммуникативной компетенции. Их отсутствие неизбежно приводит к недопониманию или неполному пониманию при общении. Это один из наиболее актуальных навыков для иностранных студентов. Иностранец, который не умеет выражать эмоции, не может считаться полностью владеющим языком, поскольку он не способен выразить свое отношение к различным событиям и ситуациям.
В настоящее время лингвисты уделяют все больше внимания интонации и интонационным средствам, рассматривая их как перспективную область изучения. С превращением психолингвистики в самостоятельную науку интерес к речевой и языковой коммуникации только возрос, поэтому раз и навсегда было заявлено, что интонационные способы выражения одной и той же эмоции у представителей разных культур не одинаковы. Исходя из этого, при обучении русскому языку как иностранному, учитель должен четко понимать, что в русском языке существуют характерные способы выражения положительных и отрицательных эмоций, что связано с актуальностью данной работы. Кроме того, уже на начальном этапе изучения русского языка у иностранца могут возникнуть проблемы на уровне практики и теории.
Объект исследования- интонация как средство выражения эмоций
Предмет исследования- обучение иностранных студентов интонации как средству выражения эмоций
Цель исследования – изучить основы обучения иностранных студентов интонации как средству выражения эмоций
Задачи исследования:
- провести анализ понятия интонации, функций и компонентов интонации
- раскрыть функции интонации
- изучить особенности выражения эмоций через интонацию
- рассмотреть интонацию как сложное, многоплановое и чрезвычайно важное явление
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ИНТОНАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИИ
1.1. Анализ понятия интонации, функций и компонентов интонации
Понятие интонации, ее структура, определение места в языковой системе и функционирование являются одними из наиболее обсуждаемых вопросов лингвистики. Противоречивость интерпретаций интонации обусловлена тем, что она является важным средством формирования различных коммуникативных единиц. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона интонация определяется как «произведение звука человеческим голосом или струнным духовым инструментом без ключа ".
В лингвистическом словаре он понимается как единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, продолжительности, ритма речи и тембра произношения.
В Большом Толковом словаре русского языка интонация - это «звуковая форма высказывания, система модуляции высоты тона, громкости и тембра голоса, организованная с использованием темпа, ритма и пауз». Однако интонация не только формирует высказывание, но и раскрывает его смысл и эмоционально-выразительное содержание, служит средством эстетического воздействия на слушателя, по мнению Н. И. Жинкиной, которое является "индикатором экспрессии", является одним из важнейших средств самоидентификации и самовыражения.
По словам Н. ю. Бахтиной « "все, что действительно пережито, интонировано", интонация устанавливает тесную связь между словом и Внесловесным контекстом, это «двусторонняя единица речи, имеющая свою форму (звук) и содержание (смысл)» (А. А. Абдуазизов).
Изучение интонации проводится с конца 19 века. (Г. Свит, Д. Джонс). В отечественной лингвистике основы изучения интонации заложены М. В. Ломоносовым, В. А. Богородицким, В. Н.Всеволодским-Гернгроссом, А. М. Пешковским, Л. В. Щербой. До середины 20-го века интерес исследователей был сосредоточен на выявлении роли интонации в различении типов высказывания, в 40-х – 50-х годах проблема взаимосвязи интонации и синтаксиса была в центре внимания.
Истоки понимания интонации восходят к работам М. В. Ломоносова, который дает следующее определение: «голос меняется с выходом; второй – напряжение, третий – протяженность, четвертый – формирование» [8]. Один из первых исследователей интонации В. Н.Всеволодский- Гернгросс обнаружил сложную природу интонации, состоящей из ряда фонетических средств (высота, сила, темп, тембр).
Фундаментальной характеристикой речевой работы в лингвистике является двулинейность, которая выражается в наличии звукового состава и «известного интонационного рисунка». Как суперсегментное фонологическое явление, накладывающееся на высказывание в целом, определяет интонацию А. А. Реформатского [2].
Суперсегменты не существуют сами по себе, но действуют в речи одновременно с такими линейными единицами, как слово, фраза, предложение. Интонация - мощное средство передачи слов в высказывании и тексте (Л. В. Щерба). Это сложный лингвистический феномен, полностью ориентированный на общение, «выражающий полноту сообщения, ... формализующий его актуальную членораздельность и выразительные субъективные и модальные характеристики». О. С. Ахманова под интонацией понимает сложный комплекс просодических элементов, служащих на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, выразительные и эмоциональные коннотации. Р. И. Будагов называет интонацию «ритмично-мелодическим рисунком речи". По Словам Н. Г. Торсуева, «интонационная форма " соотносится с определенным набором языковых значений [6].
В работах современных лингвистов интонация описывается как фонетическое явление с формальным и содержательным планами. Соответственно, интонация определяется как система суперсегментного уровня языка, определенным образом структурированная. В. И. Петрянкина в понимании интонации выделяет ее коммуникативную функцию, ее содержание сводится к «реализации коммуникативных типов высказываний: повествование, вопрос, мотивация» [7].
Выдающиеся филологи современности-А. М. Пешковский, В. М. Жирмунский, А. Белый, В. В. Виноградов, М. М. Бахтин подчеркивали, что в процессе общения интонация выступает важной эстетической категорией и тесно связана с выразительными средствами. И. Р. Гальперин поставил интонацию на первое место в своей жизни. в системе стилистических средств звуковой организации высказывания [8]. А. М. Антипова выделяет стилевую составляющую интонации. "Стиль создается единством фонетических, лексических и грамматических характеристик интонации, причем средством реализации этих функций являются просодические мелодические, ударные и временные характеристики» [9].
Большинство лингвистов и фонетиков определяют интонацию как явление, эмоционально воздействующее на слушателей, как сложный комплекс «разнородных " величин или структуру взаимообусловленных и взаимодействующих характеристик организации звуковой волны, а с точки зрения физической природы – как комплекс из ряда составляющих. просодические (В. А. Артемов, А. Р. Зиндер).
Интересна позиция Е. Г. Сафроновой, рассматривающей интонацию в трех аспектах: "как факт языковой системы; как необходимый компонент содержательных и материальных частей речевых произведений, появляющихся в определенное время и в определенных социальных условиях; как средство реализации речевой деятельности индивида в единстве речи и понимания [4].
Под термином "интонация «правомерно понимать интонационные средства выразительности устной речи. В связи с этим мы объясняем последнее определение. Понятие "выразительность речи" многомерно, оно включает содержание, словарный выбор, словоупотребление и синтаксические обороты, допускаемые нормой литературного языка, композиционную структуру и интонационную выразительность (Е. Х. Богданов).
С лингвистической точки зрения выразительность-это изменчивость фонетической системы языка, которая принимает «более активные» и «менее активные» элементы в реализации смысла, актуализирует эти отношения, делая одни заметными по сравнению с другими.
С психолингвистической точки зрения выразительность произношения-это выделение одних элементов речевой цепочки по сравнению с другими, что приводит к оптимизации передачи смысла (Р. М. Тихонов).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анохин, П. Эмоции / П.К. Анохин. - БМЭ т. 35 М., 2022.
2. Асмолов, А. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М., 2020.
3. Бадамен, ЛО. Эмоции и характер детей / Л. Бадамен, А. Миронов // Дошкольное воспитание. - 2016 - №1 - с. 27.
4. Бондаренко, А. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 2021.
5. Бражас, В. Развитие эмоций в раннем детстве и их проявление в выразительных движениях / В.Н. Бражас // Вестник психологии.2021 - вып. 1.
6. Бреслав, Г. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 2020.
7. Бреслав, Г. Эмоциональные процессы / Г.М. Бреслав. - Рига, 2020.
8. Бреслав, Г. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников / Г.М. Бреслав // Вопросы психологии - 2022 - №3 - с. 53.
9. Буров, А. Эмоция, чувство и отношение / А.И. Буров // Вопросы психологии - 2021 - №1.
10. Былкина, Н. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе / Н. Д. Былкина, Д.В. Люсин // Вопросы психологии - 2020 - №1 - с. 38.
11.Одинцова, И.В. Звуки. Ритмика. Интонация (+ CD-ROM) / И.В. Одинцова. - М.: Флинта, 2018. - 178 c.
12.Торсуева, И.Г. Интонация и смысл высказывания / И.Г. Торсуева. - Москва: Наука, 2019. - 517 c.
13.Черемисина-Ениколопова, Н. В. Законы и правила русской интонации / Н.В. Черемисина-Ениколопова. - М.: Флинта, 2020. - 171 c.
14.Черемисина-Ениколопова, Н.В. Законы и правила русской интонации: Учебное пособие / Н.В. Черемисина-Ениколопова. - М.: Флинта, 2019. - 520 c.