Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современные рыночные условия, создающие не только настоящую культуру потребления, но также и общехозяйственные «правила игры» рождают целый пласт новых проблем и задач, решение которых предстоит государственным органам, общественности и бизнес кругам в самом ближайшем будущем. В условиях стремительно развивающегося рынка различных товаров и услуг, важно не забывать не только о сугубо технологических факторах снижающих или повышающих издержки производственного процесса, человеческом капитале и экономическом климате, но также об инфраструктуре, которая может способствовать развитию тех или иных рынков. Вне зависимости от того, какой рынок изучается, проблематика транспорта, как важнейшей составляющей реализации конечной продукции посредством её транспортировки на различные расстояния до конечных потребителей предстает особо актуальной. Актуальность, непосредственно выбранной проблематики обусловлена тем, что транспорт является одним из важнейших видов экономической деятельности, который выполняет функцию «кровеносной системы» рынка. Транспорт не только обеспечивает потребности компаний и населения в различных перевозках, но также представляется важнейшей составной частью современной инфраструктуры. Транспорт также выступает и материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, а его текущее состояние в актуальный момент того или иного исследования, отражает эффективность социально-экономического развития регионов. Тематика развития транспорта в Российской Федерации как инфраструктуры и отдельного вида экономической деятельности отражает свою актуальность в условиях не совершенной рыночной системы РФ. Развитие рыночных отношений невозможно без развития инфраструктуры будущего рынка, в который входит нормативно-правовая основа, тарифы на грузоперевозки, состояние автомобильных дорог, покупательный спрос и так далее. Одним из важнейших элементов такой системы выступает транспорт как вид экономической деятельности. Грузоперевозки осуществляются самыми различными способами, - автотранспортом, железнодорожными путями в вагонах поездов, авиа перевозками, тем не менее, в большинстве стран мира, до сих пор наиболее выгодным остается именно автотранспортный способ. Качество автомобильных дорог, тарифы на грузоперевозки разной дальности и веса, налоги на данный вид экономической деятельности – все это лишь маленькая часть того, от чего зависит и развивается вся транспортная инфраструктура и транспорт, как особый и, безусловно, важный для любого государства вид экономической деятельности. При проработке исследуемой темы, изучались труды следующих ученых: Булатова, Юсупова, Савченко, Аристова, Пельшина, Марценюк, Корчагиной, Никонорова и ряда других. Целью работы – выявить тенденции и обосновать перспективы развития металлургического производства с учетом современных реалий экономического развития страны и региона».
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
1) раскрыть понятие, выделить факторы влияния, охарактеризовать структуру и сущность грузовых перевозок, как вида экономической деятельности;
2) изучить нормативно-правовые документы, регулирующие функционирование грузовых перевозок, как вида деятельности в национальной экономике;
3) выявить тенденции и проблемы развития грузовых перевозок, как вида экономической деятельности в России;
4) проанализировать современное состояние и динамику развития грузовых перевозок в Свердловской области.
5) обозначить перспективы развития грузовых перевозок в России;
6) обосновать рекомендации по развитию грузовых перевозок в Свердловской области.
Объект исследования – грузовые перевозки как вид экономической деятельности, осуществляемый в рамках национальной и региональной экономики.
Предмет исследования – тенденции, современное состояние, регулирование и перспективы развития грузовых перевозок как вида экономической деятельности».
1. Теоретические основы исследования грузовых перевозок в национальной экономике
1.1. Понятие, факторы влияния, структура и сущность грузовых перевозок как вида экономической деятельности
Для определения структуры «Грузовых перевозок» мы воспользовались ОКВЭД. (Рис.1)
*Рисунок 1-Структура Грузовых перевозок по ОКВЭД*
Грузовые перевозки являются важным видом экономической деятельности, осуществляемым для перемещения товаров и грузов из одной точки в другую.
Они включают в себя транспортировку грузов с использованием различных видов транспорта, таких как автомобили, железные дороги, воздушные и морские суда.
Грузовые перевозки играют жизненно важную роль в снабжении населения товарами и материалами, а также в развитии экономики государства.
Факторы, оказывающие влияние на грузовые перевозки, включают в себя экономические, технологические, социальные и экологические аспекты. Экономические факторы включают в себя спрос на товары и услуги, уровень цен на топливо и транспортные услуги, инфляцию и общую экономическую ситуацию в стране. Технологические факторы включают в себя развитие транспортных технологий, автоматизацию и информационные технологии, которые влияют на эффективность грузовых перевозок. Социальные факторы включают в себя изменение потребительских предпочтений и требований, а также изменение демографической ситуации. Экологические факторы включают в себя стремление сократить негативное воздействие грузовых перевозок на окружающую среду.
Структура грузовых перевозок включает в себя следующие компоненты: отправитель груза, перевозчик, транспортное средство, маршрут перевозки и получатель груза. Отправитель груза является инициатором перевозки и ответственен за упаковку и готовность груза к отправке. Перевозчик выполняет фактическую транспортировку груза и может быть как индивидуальным предпринимателем, так и транспортной компанией. Транспортное средство определяется в зависимости от характера груза и маршрута перевозки. Маршрут перевозки определяется в зависимости от начальной и конечной точек груза и может включать один или несколько видов транспорта. Получатель груза принимает груз и осуществляет его распределение или использует его для своих нужд.
Сущность грузовых перевозок заключается в обеспечении передвижения товаров и грузов по требуемому месту и времени с минимальными затратами и рисками. Они позволяют связывать различные места производства и потребления, обеспечивая оптимальное использование ресурсов. Грузовые перевозки важны для удовлетворения потребностей населения в товарами и услугами, а также для развития экономики в целом.
В целом, грузовые перевозки представляют собой сложный и многофакторный процесс, который требует учета различных факторов влияния, хорошей организации и эффективного управления. Развитие транспортной инфраструктуры, использование новых технологий и государственное регулирование играют важную роль в обеспечении устойчивого развития сферы грузовых перевозок в России.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александров, О. А. Логистика : учебное пособие / О. А. Александров. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 217 с.
2. Аникин, Б. А. Логистика производства: теория и практика : учебник и практикум для вузов / Б. А. Аникин, Р. В. Серышев, В. А. Волочиенко ; ответственный редактор Б. А. Аникин. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 454 с.
3. Бочкарев, А. А. Логистика городских транспортных систем : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Бочкарев, П. А. Бочкарев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 150 с.
4. Вельможин, А.В. Грузовые автомобильные перевозки / А.В. Вельможин. - Москва: Наука, 2022. - 615 c.
5. Грузовые автомобили Scania 4. Том 1. - М.: Диез, 2022. - 320 c.
6. Грузовые автомобили Scania 4. Том 2. - М.: Диез, 2021. - 320 c.
7. Грузовые автомобили MAN М90. Руководство по эксплуатации. - М.: Терция, 2022. - 104 c
8. Хегай, Ю.А. Состояние и перспективы развития грузовых автомобильных перевозок в Российской Федерации[Текст] //Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 11. – С. 137-143.
9. Министерство транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrans.ru
10. Транспорт и связь в России, 2014г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru
11. Прогноз долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Министерство экономического развития Российской Федерации – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru
12. Автомобильные дороги Российской Федерации. Основная информационно-статистическая информация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrans.ru
13. Турлаев Р.С., Кузменко Ю.Г., Окольнишникова И.Ю. Развитие сферы автомобильных грузовых перевозок на рынке транспортно-логистических услуг России // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 4. – С. 947-964
14. Гурьева А.А. Проблемы реализации транспортной стратегии в сфере автомобильного транспорта // Современная научная мысль. – 2020. – №3.– c. 165-169.
15. Николаев Р.С. Современные тенденции развития грузоперевозок автомобильным транспортом в России: структурные и логистические аспекты // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2019. – № 4. – c. 290-306. – doi: 10.15593/2224-9354/2019.4.22.
16. Результаты исследования отрасли грузоперевозок в России в 2019 – 2020 гг. Ernst&Young Global Limited. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ey.com/ru_ru/automotive-transportation/ey-transportation-services-2019
17. Беляев, В. М. Грузовые перевозки / В.М. Беляев. - М.: Академия, 2019. - 176 c
18. Неруш, Ю. М. Логистика : учебник для академического бакалавриата / Ю. М. Неруш, А. Ю. Неруш. — 5-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 559 с.
19. Неруш, Ю. М. Логистика : учебник и практикум для СПО / Ю. М. Неруш, А. Ю. Неруш. — 5-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 559 с.
20. Логистика и управление цепями поставок : учебник для СПО / В. В. Щербаков [и др.] ; под ред. В. В. Щербакова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 582 с.