Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В своём ежегодном послании к Федеральному Собранию РФ президент Российской Федерации В.В. Путин отметил особую важность нефтегазовой отрасли для экономики нашей страны, а также поставил задачу оптимизации использования финансовых и других ресурсов в данной области.
Решение данной задачи возможно только при наличии соответствующего планирования, использовании современных методов обработки и представления информации, а также в рациональном использовании всех знаний накопленных в процессе многолетней эксплуатации объектов добычи и транспорта газа. Кроме того, необходимо использовать интеллектуальные системы-советчики, предназначенные для выдачи рекомендаций при принятии ответственных решений, требующих значительных финансовых затрат и использования большого объема знаний.
Развитие нефтепроводного транспорта газа
Тенденции формирования территориальной организации нефтепроводного транспорта России в постсоветский период Большую роль в размещении производства, географическом разделении труда и, как следствие, развитии экономики любого государства играет транспортная система. Поэтому отечественная экономико-географическая школа всегда рассматривала территориальную организацию транспорта в качестве одного из основных предметов исследования [1, 2, 4 и др.].
При этом для нефтедобывающих стран с большой площадью особую значимость имеет нефтепроводный транспорт, так как он обладает рядом преимуществ. Среди них: низкая себестоимость строительства нефтепроводов; низкая себестоимость транспортировки; малый расход топлива при транспортировке нефти и ее продуктов по трубам; возможность увеличения объема перевозимого груза за счет изменения давления; независимость функционирования от времени года; независимость функционирования от орографических особенностей местности, что позволяет прокладывать нефтепроводы наиболее коротким путем и др. Для России с ее традиционно лидерскими позициями в мировой добыче и экспорте нефти, а также значительными территориальными разрывами между местами добычи и местами потребления нефти важность нефтепроводного транспорта очевидна.
Основной элемент нефтепроводного транспорта – это различные виды нефтепроводов (промысловые, технологические, магистральные) [5]. Однако для формирования территориальной организации данного транспорта наиболее важными являются магистральные нефтепроводы, которые предназначены для перемещения нефти и нефтепродуктов из районов производства, добычи или хранения до конечного места потребления. Отличительной особенностью подобного нефтепровода является высочайшая пропускная способность, связанная с большим диаметром труб и высоким давлением.
Проведенное исследование показало, что формирование территориальной организации нефтепроводной системы в России проходило под влиянием разных факторов. Исходя из них, можно выделить следующие этапы: I этап (30-е – 70-е гг. ХХ в.), II этап (70-е – 90-е гг. ХХ в.), III этап (90-е гг. ХХ в. – ХХI в.).
I этап (30-е – 70-е гг. ХХ в.) – формирование нефтепроводной системы под влиянием внутренних потребностей государства и стран социалистического сотрудничества. Заключается в приоритете транспортировки нефти от мест добычи до потребителя в рамках государства. Нефтепроводы строились первоначально от месторождений Каспийского моря, а затем Волго-Уральского и Западно-Сибирского экономических районов до основных мест потребления в Европейской части СССР. В этот период было построено более 20 магистральных нефтепроводов. Наиболее протяженный из них – нефтепровод «Дружба» (1964 г.). Его строительство имело под собой важную геополитическую задачу – продемонстрировать позиции СССР к открытости и интеграции со странами социалистического сообщества.
Такими странами стали: ГДР (комплектующие для насосных станций), Венгрия (автоматическое оборудование), Польша и Чехосл
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Брагинский О.Б. Нефтегазовый комплекс мира // М.: «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина 2006. - 640 с.
2. Брагинский О.Б. Мировая нефтехимическая промышленность. -М.: Наука.-2003.-556 с.
3. Васильев Г.Г., Коробков Г.Е., Коршак A.A. Трубопроводный транспорт нефти. Т.1 2002 - 407 с.
4. Василевский Л. И. Прогнозы развития транспорта капиталистических стран.- Труды Института комплексных транспортных проблем, 1973 г.: выпуск 38.
5. Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов М.: Ин-октава, 2005.-368 с.
6. Воронин В.И., Борисов H.H. Экономика нефтепроводного транспорта. М.: Наука - 1997. - 310 с.
7. Высоцкий И.В., Высоцкий В.И. Нефтегазоносные бассейны мира. М.: Недра. - 1986. - С. 3-27, 160-225.
8. Газовый мегапроект северной Канады: ресурсная база, экономика, правовое обеспечение / H.A. Гафаров, Р.Ю. Дашков, А.И. Глаголев, Ю.Н. Орлов: Обз. Инф. М.: ООО «ИРЦ Газпром», 2008. -173 с.
9. Гладционов Б.Н. Развитие трубопроводного транспорта в СССР. М.: 1958.
10. Глобальный газовый бизнес в XXI веке: новые тенденции, сценарии, технологии / H.A. Гафаров, С.А. Калитюк, А.И. Глаголев, A.B. Моисеев: Обз. инф. М.: «Газпром экспо», 2011. - 318 с.