Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. КОЛОРАТИВНАЯ ЛЕКСИКА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ……………………………………………..4
1.1 Особенности цветообозначений в разных речевых сферах……………..4
1.2 Лексико-грамматическая характеристика единиц с обозначением цвета………………………………………………………………………………..6
ГЛАВА II. ФУНКЦИИ КОЛОРАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ В СБОРНИКЕ РАССКАЗОВ «ТЕНЬ ПТИЦЫ» И.А. БУНИНА………………………………..8
2.1 Использование колоративной лексики для описания мира природы, окружающей обстановки…………………………………………………………8
2.2 Использование колоративной лексики для описания предметов вещного мира, внешности людей………………………………………………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….13
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы связана с научным интересом к проблематике цветообозначений, а также к вопросу их использования в художественных произведениях. Каждая историческая эпоха, отрасль науки или практической деятельности углубляет и обогащает представления о роли цвета в окружающем мире и жизни человека. Лингвистическое осмысление колоративов способно помочь углубить понимание цвета как категории культуры, частью которой является литература. Одним из писателей, чьи произведения насыщены цветообозначениями, является И.А. Бунин.
В сборнике рассказов «Тень птицы» с их помощью прозаик создает визуальный образ мира: писатель наблюдает культуру Востока, материализованную в предметах, одежде людей, ландшафте, архитектуре. Он стремится передать с наибольшей точностью ту, зачастую неуловимую, связь человека с пространством, событиями, историей, когда происходящее переживается особенно чутко, когда человек ощущает себя причастным ко всему сущему. Использование цветообозначений делает описанный И.А. Буниным мир живым, дышащим, объемным.
Объект исследования – сборник рассказов И.А. Бунина «Тень птицы». Предмет исследования – использование колоративной лексики в сборнике рассказов И.А. Бунина «Тень птицы».
Цель исследования – проанализировать использование колоративной лексики в сборнике рассказов И.А. Бунина «Тень птицы». Задачи исследования:
1) обозначить особенности цветообозначений в разных речевых сферах;
2) представить лексико-грамматическую характеристику единиц с обозначением цвета;
3) выявить функции цветообозначений в сборнике рассказов И.А. Бунина «Тень птицы».
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I. КОЛОРАТИВНАЯ ЛЕКСИКА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ
1.1 Особенности цветообозначений в разных речевых сферах
Традиция использования цветообозначений в качестве важного экспрессивного и прагматического средства уходит в далекое прошлое, поскольку издавна было подмечено, что определенная колористическая гамма способна вызвать у человека заданную модель поведения – умиротворение, активность, сосредоточенность, отстраненность и проч. Цветообозначения выступают в роли определенных маркеров. Они будет иметь разную смысловую нагрузку в зависимости от употребления в разных речевых сферах. Сами речевые сферы представляют собой «условные, имеющие открытые границы и выделенные по функциональному принципу пространства общения, в которых протекает языковая жизнь любого национального коллектива» [10, с. 549]. Выделяют бытовую, деловую, научную, политическую, религиозную, светскую, эстетическую сферы.
Говоря о бытовой сфере, необходимо отметить, что здесь цветообозначения конкретны, так как для обеспечения жизни в таких пространственных рамках человек должен иметь четкую информацию о самочувствии окружающих его людей. Так, лицо заболевшего ребенка называется красным, набегавшегося – розовым, уставшего – белым. Вместе с тем в бытовой сфере очень легко заменяется одно слово другим: белый – бледный, красный – пылающий и проч. Светская речевая сфера призвана обеспечить публичный досуг человека, понимаемый как особо выделенный, значимый фрагмент его существования. Люди должны отдохнуть, отстраниться от повседневных дел. Не скованные рамками требований, они используют лексику цветообозначений достаточно широко, поэтому здесь наблюдается явление вторичной семантизации.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Будаева Д.Р. Цветообозначения в политическом дискурсе // Лингвокультурология. – 2011. № 5. – с. 4-33.
2) Бунин И.А. Тень птицы. Серия: Классическая и современная проза. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 480 с.
3) Волкова М.Г. Способы пополнения лексико-семантической группы цвета в разноструктурных языках // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. № 3. – с. 57-61.
4) Дюпина Ю.В. Цветообозначения в репрезентации поэтической картины мира Владимира Высоцкого: структура, семантика, функции: автореф. дисс. … канд. филологических наук. – Тюмень, 2009. – 24 с.
5) Загладько Л.А. Особенности семантики цветообозначений в структуре художественного текста // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика – 2010. № 6. – с. 114-118.
6) Непшекуева Т.С. Цветообозначения в языке экономики // Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2015. №110 (06). – с. 996-1006.
7) Павлова О.В. Символика цвета в православии // Учительская газета. – 2009. – 17 февраля.
8) Сапига Е.В. Цветообозначения в современной лингвистике: семантический и семиотический аспекты // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. № 2. – с. 192 - 194.
9) Саньярова Н.С. Семантико-стилистические типы и функции обособленных адъективных композитов-колоративов // Научная мысль информационного века. – 2012. № 2. – с. 39-44.
10) Эффективное речевое общение. Словарь-справочник / Под ред. А.П. Сковородникова. – 2-е изд., перераб и доп. – Красноярск: СФУ, 2014. – 852 с.