Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТЬ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 7
1.1. История возникновения народных праздников 7
1.2 Сущность и особенности работы культурно-досуговых учреждений 10
1.3 Привлечение молодежи в учреждения культуры через русские народные праздники 14
ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК 21
2.1. Народные праздники в Псковской области 21
2.2 Особенности организации и проведения народных праздников 25
2.3 Организация и проведения народного праздника Масленица 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Фрагмент для ознакомления
2
1.1. История возникновения народных праздников
Традиционная празднично-ритуальная культура предоставляет поистине уникальные возможности для ее реализации. Русские народные праздники и обряды являются одним из самых ярких и самобытных элементов традиционной художественной культуры и в то же время одним из самых сложных и многогранных явлений ее самого раннего типа – фольклора. Фольклор не мог возникнуть в вакууме. Он отличался от Единой культуры первобытного общества в результате краха его синкретизма и разделения труда.
Праздники существовали всегда и менялись по содержанию и форме в соответствии с духовно-эстетическим развитием общества. Они несут огромное эмоциональную и образовательную ценность, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение. Многие народные праздники уходят корнями в языческие времена.
Слово «праздник» имеет различные, порой противоречивые, значения в популярной и научной литературе. Термин «праздник» часто используют для описания эмоционального состояния (праздника чувств, эмоций, души, сердца). Отождествление праздника с эмоциями показывает лишь одну его сторону: праздник, вызванный особыми духами, эмоционально вредная ситуация.
Среди идей для праздника можно привести исследования А.И. Мазаева. По его словам, праздник – это свободная деятельность, происходящая в осязаемых рамках времени и времени и посредством непосредственного общения свободно собравшихся людей. Эта территория жизнедеятельности, как правило, лежит вне сферы материальных благ и тесно связана с миром идеалов, а не с миром действий. Праздновать – значит свободно общаться и испытывать идеальные стремления, которые становятся сиюминутной реальностью, ощущая, таким образом, полноту жизни – индивидуальной и коллективной, в гармонии с самим собой, социальным и природным миром вокруг. Иными словами, жизнедеятельность в праздничной ситуации приносит людям удовлетворение в его крайней форме, которая подавляется или игнорируется в повседневных ситуациях. Праздник избавляет людей от неприятного напряжения, которое накапливается в результате действий обычной природы, и в то же время означает нечто большее – истинное прикосновение к счастливой жизни [14].
В научной литературе сложилась довольно пестрая картина подхода к понятию «праздник». Первые попытки научного определения праздников появились на рубеже 19 – 20 вв.
В России всегда было много праздников. Первые праздники были связаны с земледельческим календарем. Их называли календарными или годовыми. Это связано с тем, что они начинаются в момент «превращения солнца в лето» - в декабре и продолжалась почти весь год, а сбор урожая закончился в конце осени. В основе этих праздников лежали языческие представления о сотворении мира и взаимоотношениях человека с космосом, природой и богами. Праздник представлен образом колеса времени, от зимнего праздника к летнему празднику – венцу лета. Можно сказать, что он поднимается на небо, чтобы вернуть солнцу тепло и свет. Перед праздником появляются самые темные силы природы, от которых можно защититься, и победить их смехом, шарадами, костюмами, песнями и танцами [3].
В XIX - начале XX веке наряду с языческими праздниками отмечались многие праздники православной церкви. Они были введены после принятия христианства, но приобрели популярность с конца 16 века. Церковные праздники сохранились и по сей день. Праздники религиозного характера – это не просто почитание прошлого, не слепое выполнение традиционных ритуалов – это возможность приобщиться к тайне, познать иное, поверить в Бога. Главным праздником для всех православных людей всегда была Пасха, которую принято называть Праздником всех праздников. Важнейшие праздники – Рождество Христово, Благовещение Богородицы, Крещение Господне, Святой Троицы, Покров Богородицы [7].
На Руси в первые годы христианства православные праздники совпадали с языческими праздниками, и отличить один праздник от другого было трудно. Так, например, Рождество Христово совмещалось с языческим праздником почитания «не умирающего» солнца, Пасха приходилась на языческие славянские весенние праздники, а рождение Иоанна Предтечи совпадало с древним праздником. С праздником Купала, а Троица – с праздником Семика.
Помимо вышеперечисленных праздников, среди сельских общин, а также в городах отмечались «подупраздники» — небольшие праздники. Они проводились в честь определенного покровителя ремесел, животных и дней начала и окончания полевых работ. Сочельник считался малым праздником – накануне большого праздника. Интересно, что этот праздник пришел к нам вместе с календарем древних славян, где каждый месяц делился на 4 недели. Славяне называли этот день «неделя», т.е. день, когда ничего нельзя сделать. А в конце 13 – начале 14 вв. Название «Воскресенье» оно получило в память воскресения Иисуса Христа. Это название сохранилось до наших дней. Помимо общинных праздников, существовали и семейные праздники – дни важных событий среди родственников, именины и т. д. Государственные праздники длились от одного до двенадцати дней, в зависимости от важности праздника, а семейные праздники проводились в один день [7].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учеб. пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 236 с.
2. Аверинцев, С.С. Проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества / С.С. Аверинцев испр. - М.: Высшая школа, 2010. - 243 с.
3. Акимова, Ю.Н. Корни национальной памяти / Ю. Акимова // Обруч: образование, ребенок, ученик, – 2007. – N 2. – С. 21-23.
4. Архарова, Л.И. Воспитание на народных традициях / Л.И. Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). – М., 2001. – С. 204-205.
5. Афанасьев, С.П. Методика организации конкурсных программ / / Вестник КГПУ им. Н.А Некрасова, 1995. - № 1. –С. 57-61.
6. Баркова, Л. П. Народный фольклор — средство развития личности ребёнка / Л. П. Баркова, Н. Г. Волкова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/747/ (дата обращения: 19.01.2024).
7. Батурина, Г.И. Народная педагогика: ее воспитательные возможности в современных условиях / Г.И. Батурина, Т.Ф Кузина // Преподаватель, - 1999. - № 1. – С. 15-18.
8. Волков, Г.Н. Этнопедагогика. / Г.Н. Волков. М. - 2019. - 164 с.
9. Жаркова А.Д. Культурно-досуговая деятельность / А.Д. Жаркова, В.М, Чижова. - М.: Практика, 2018. - 553 с.
10. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика / И.Ю. Исаева. - М.: Флинта, 2020. - 200 с.
11. Каган, М. С. Человек в теории культуры. Избранные труды : учеб. пособие для вузов / М. С. Каган . – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 195 с.
12. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 2018. - 136 с.
13. Кудрина, Е.Л. Система планирования в учреждениях социально-культурной сферы / Е.Л. Кудрина, Л.И. Рудич, Е.В, Утин. - М.: ФАИР, 2016. - 224 с.
14. Мазаев, А. И. Праздник как социально-художественное явление / А. И. Мазаев. - М. : Наука,1978.
15. Мосалев, Б.Д. Досуг: методология и методика социологических исследований / Б. Д. Мосалев. М.: МГКУ. 2015.
16. Орлов, О. Л. Российский праздник как историко-культурный феномен : автореф. дис. ... д-ра культурологи : 24.00.01 / О. Л. Орлов. - СПб., 2004. - 31 с.
17. Плаксина, Э.Б. Подходы к разработке досуговых программ. Стили и направления: учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования/ Э.Б. Плаксина, Л.А. Михайловская, В.П. Попов - 3-е изд, - М.: Издательский центр Академия, 2008. - 224 с.
18. Плеханова, А. В. Методика организации культурно-досуговой деятельности с детьми младшего школьного возраста во внеучебное время // Вестник ТГУ. 2009. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-organizatsii-kulturno-dosugovoy-deyatelnosti-s-detmi-mladshego-shkolnogo-vozrasta-vo-vneuchebnoe-vremya (дата обращения: 18.01.2024).
19. Самарина, О.Н. Народный праздник и его значение в воспитании младших школьников // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2010. №3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnyy-prazdnik-i-ego-znachenie-v-vospitanii-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 18.01.2024).
20. Социально-культурное пространство региона: традиции, опыт, инновационные модели : материалы Всерос. науч. - практ. конференции, Пермь, 8-10 декабря 2008 г. / Перм. гос. ин-т искусства и культуры; ред. Е. М. Березина. - Пермь: ПГИИК, 2008. - 304 с. - [Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Пемь, 8-10 декабря 2008 г.].
21. Христова, Е.Л. Народная педагогика (историографические и теоретико-методологические проблемы) / Е.Л. Христова. – М.: Педагогика, 1987. – С. 84.