Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1 Понятие и структура коммуникативных навыков детей 6
1.2 Онтогенез коммуникативных навыков 12
1.3 Специфика развития коммуникативных навыков старших дошкольников с задержкой психического развития 17
ГЛАВА 2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 24
2.1 Диагностические методы и приемы развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития 24
2.2 Научно - теоретические и методологические подходы к коррекции коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33
Фрагмент для ознакомления
2
1.2 Онтогенез коммуникативных навыков
Е.В. Шереметьева утверждает, что при нормальном онтогенезе «зарождение, развитие и реализация речи как высшей психической функции, т.е. появление у ребенка первых слов и фраз, возможны только при непосредственном общении с близким взрослым» [20].
Иными словами, на ранних этапах развития ребенка язык как важный механизм общения возможен только в условиях постоянного взаимодействия со знакомыми взрослыми.
М.И. Лисина предложила модель коммуникативного развития. Она разделяет мотивы общения детей и взрослых на три категории - познавательные, личностные, деловые, а в качестве средств общения выделяет предметные действия, экспрессивно-мимические движения и речевые операции. Согласно ее теории, форма общения определяется временем, местом, первичным мотивом, необходимым содержанием и средствами общения.
Лисина М.И. выделяет следующие периоды в развитии общения ребенка:
1) ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым, этот период соответствует первому полугодию жизни ребенка;
2) ситуативно-деловое общение, этот период соответствует возрасту от 6 месяцев до 2 лет;
3) внеситуативно-познавательное общение, это происходит в возрасте от 3 до 5 лет;
4) внеситуативно-личностное общение, оно соответствует возрасту 6—7 лет.
М.И. Лисиной было изучены особенности общения детей в раннем возрасте и выявляются критерии понимания коммуникативных потребностей детей [8].
1) развитие внимания и интереса ребенка ко взрослому, взрослый человек становиться главным объектом внимания для ребенка;
2) эмоциональная реакция ребенка на взрослого;
3) привлечение внимания взрослого ребенком;
4) проявление реакции ребенка на отношение к нему взрослого.
По классификации Л.С. Выгодского и Д.Б.Эльконина социальные навыки начинают формироваться у детей с самого рождения. Уже в двухмесячном возрасте младенцы начинают интересоваться голосами и лицами своих родителей. Иными словами, социальные стимулы привлекают младенцев, у которых развиваются сложные чувства, связанные с визуальным контактом со взрослыми, особенно с матерью. Визуальный контакт запускает коммуникативные процессы и интерес к окружающему миру.
Авторы в своих работах пишут, что нормально развивающийся ребенок в трехмесячном возрасте - с нетерпением ждет контакта со взрослым и требует внимания и эмоциональной активности, т.е. становится активным участником общения. Ребенок улыбается, подносит руку к взрослому, напевает песенку, между ним и значимым взрослым возникает эмоциональный контакт. При нормальном развитии, примерно в возрасте 5-6 месяцев, младенцы способны различать эмоции по мимике и тону голоса [8].
Во второй половине первого года жизни дети проводят четкое различие между «родными» и «чужими» и проявляют наиболее сильную привязанность к матери. Если развитие ребенка идет нормально, то к концу первого года жизни у него формируются различные поведенческие стереотипы по отношению к разным членам семьи и незнакомым людям. Сильная привязанность аутичного ребенка к матери усиливается, но эта привязанность носит скорее симбиотический, чем эмоциональный характер, и возникают трудности в контактах с другими членами семьи.
К 6 месяцам у нормально развивающихся младенцев появляется способность концентрировать внимание на внешних объектах и направлять внимание взрослого на предметы и игрушки. Вскоре после этого младенцы начинают использовать звуки для привлечения внимания родителей и делать жесты, указывающие направление,
Эмоциональная регуляция у детей начинает закладываться примерно в возрасте 2 месяцев, когда эмоции выражаются в виде яркого комплекса. К 10 месяцам эмоциональное состояние ребенка четко выражается через разнообразную мимику и двигательные реакции. Кроме того, дети этого возраста уже хорошо чувствуют эмоции матери, например, они часто хихикают в ответ на ее улыбку. Они начинают радоваться не только тому, что происходит, но и тому, что еще предстоит сделать. Переживания становятся более сложными и глубокими, меняется их воздействие.
К 6 месяцам дети откликаются на свое имя.
Для развития навыков привлечения внимания и поиска информации важно устанавливать связи с окружающими и уметь точно задавать вопросы. К девяти месяцам дети легко устанавливают контакты с окружающими на эмоциональном, игровом и вербальном уровнях [3].
Навыки социальной ответной реакции. В основе этой коммуникативной компетенции лежит способность понимать речь, т.е. распознавать родную речь, анализировать полученную информацию, готовиться к самосознанию и усваивать определенные правила социального поведения. Развитие способности понимать речь окружающих по времени и ритму предшествует формированию устной речи.
К семи-восьми месяцам дети хорошо реагируют на слова и фразы, сопровождаемые соответствующими жестами и мимикой, а к двум годам различают все нюансы родного языка, понимают и реагируют на слова, различающиеся только одной фонемой (мишка - миска), выполняют команды взрослого.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности [Текст] / Д.И. Бойков. – М.: Наука, 2005. – 288 с. 5.
2. Винникова, E.А. О психологических механизмах морального поведения у детей с ЗПР [Текст] / Е.А. Винникова. – М.: Уч. пособие, 2004. – 239 с. 6.
3. Выготский, JI.С. Собрание сочинений[Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 3. – 484с. 7. Выготский, Л.C. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Уч. пособие, 1956. – 448 с.
4. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Ципиной. – М. : 1984. 12. Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников [Текст] / О. В. Дыбина, А.Ю. Кузина. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2010. – 64 с. 67
5. Защиринская, О.В. Коммуникативное качество личности в контексте социализации детей с ЗПР [Текст] / О. В. Защиринская. – М.: Уч. пособие, 2004. – 292 с.
6. Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. – СПб. Питер, 2004. – 480 с.
7. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду / Н.Ф. Комарова. – М.: Скрипторий, 2010. – 160 с.
8. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина – СПб. Питер, 2009. – 320 с.
9. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2004. – 420 с. 21.
10. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития. Методическое пособие / Л.С. Маркова – М.: Айрис-пресс, 2005. – 160 с.
11. Методологические подходы к развитию коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования / В. С. Васильева //Современные проблемы науки и образования, 2011. №3. С.30
12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина – М.: Академия, 2004. – 456 с.
13. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Ярославль, изд-во Академия развития, 2004. – 269 с. 68 – 25.
14. Общение детей в детском саду и семье [Текст] / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М.: Педагогика, 1990. – 152 с. 26.
15. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР [Текст] / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. – М.: Педагогика, 2007 – 304 с.
16. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии[Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Беляева. – М.: Флинта: Московский психолого –социальный институт, 1998. – 104 с. 27.
17. Смирнова Е.О. Общения дошкольников со взрослыми и сверстниками / Е.О. Смирнова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 192 с.
18. Современные подходы к формированию коммуникативной компетенции педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями / В. С. Васильева. В сборнике: Особые дети в обществе. Сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. Под ред. О. Г. Приходько, И.Л. Соловьёвой. 2015. С. 29 –33.
19. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития [Текст] / У.В. Ульенкова. – М.: Просвещение, 2000. – 294 с. 42. Филичева Т.Б. Нарушение речи у детей [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – М.: Просвещение, 1993. – 219 с. 43.
20. Формирование коммуникативной компетенции у детей с задержкой психического развития [Текст] / Е.В. Петрова, В.М. Дроздова, И.А. Кузнецова, Е.В. Бартенева, Н.А. Сергеева. Научный руководитель – канд. пед. наук О.А. Безрукова. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 40 с. 44.
21. Теоретико – методологические основы развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций /В. С. Васильева, Е.Ю. Никитина. Москва,2017
22. Эльконин Д.Б. Детская психология. Учебное пособие / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2011. - 384