Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Анализ российского законодательства об охране здоровья граждан свидетельствует о наличии существенных дефектов правового регулирования статуса медиков. В условиях смысловой неоднозначности термина "медицинский работник" в законе до сих пор не дано определения понятию "врач", нет нормы о гарантиях профессиональной автономии врача, отсутствует и само понятие о такой автономии или что-либо близкое ему по смыслу. Для восполнения выявленных пробелов предлагается законодательно закрепить дефинитивные нормы "врач" и "врачебная автономия".
В отношении бесплатного здравоохранения, являющегося одной из основных гарантий реализации конституционного права народа на охрану здоровья и медицинскую помощь, отмечается, что его уровень во многом зависит от одного показателя - объема финансирования. Однако, несмотря на наличие отмеченных концептуальных проблем, их решение остается неполным, опираясь в основном не на возможности права и законодательства, а на правовое регулирование, главным образом, реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Вместе с тем, разумное и эффективное правовое регулирование способно, прежде всего, качественно изменить отрасль здравоохранения в вопросе взаимоотношений между пациентами, потребителями медицинских услуг и медицинскими работниками, при этом государство выступает гарантом реализации общепризнанных прав.
В связи с вышеизложенным, необходимо установить разумные правила, регулирующие защиту прав потребителей в сфере медицинских услуг. Так, в обществе и среди экспертов давно сложилось мнение, что привлечь медицинских работников к ответственности за ущерб, причиненный некачественными медицинскими услугами, практически невозможно, что видно из практики разрешения споров в данной сфере. Данный факт обуславливает необходимость содержательного и детального анализа судебной практики по спорам между потребителями медицинских услуг и медицинскими учреждениями. Кроме того, выявленные проблемы правоприменения свидетельствуют о недостаточной эффективности и качестве существующих правовых механизмов, что приводит к необходимости поиска путей законодательного регулирования.
Таким образом, совершенствование правового регулирования обеспечения и защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, поиск путей и способов решения новых проблем в данной сфере с помощью правовых возможностей является актуальной темой настоящего исследования.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие особенности труда медицинских работников на примере деятельности медицинских организаций.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие особенности труда медицинских работников на примере деятельности медицинских организаций.
Целью исследования является общая характеристика особенности труда медицинских работников на примере деятельности медицинских организаций.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть правовую природу и источники правового регулирования труда медицинских работников по законодательству Российской Федерации;
2.исследовать особенности правового обеспечения допуска к медицинской деятельности, права и социальная защита медицинских работников;
3.определить ответственность медицинских работников за причинение вреда здоровью граждан;
4.проанализировать особенности правового регулирования трудовых отношений медицинских работников, продолжительность рабочего времени;
5.провести практический анализ труда медицинских работников на примере деятельности медицинских организаций.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное и региональное законодательство в сфере оказания медицинской помощи и лечения в РФ; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Сергеев, Ю.Д., Баринов Е.X., Понкина А.А., Старчиков М.Ю. и другие авторы.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Глава 1.Правовое регулирование труда медицинских работников по законодательству Российской Федерации
1.1.Правовая природа и источники правового регулирования труда медицинских работников по законодательству Российской Федерации
Медицина - это область науки и практики, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение заболеваний. Согласно определению, данному в п.10 ст.2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее - Закон № 323-ФЗ) , медицинская деятельность включает в себя оказание медицинской помощи, проведение диспансеризации, медицинского освидетельствования и сертификации, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, трансплантацию органов и тканей, медицинскую профессиональная деятельность, связанная с обращением донорской крови и ее компонентов по назначению. Из этого определения следует, что медицинская деятельность, включая различные виды социальной деятельности, является, прежде всего, профессиональной деятельностью, то есть деятельностью, осуществляемой специалистами, имеющими соответствующую квалификацию в области здравоохранения.
Законодательство об охране здоровья граждан и его основной массив - законодательство о здравоохранении представляют собой совокупность нормативных актов различной юридической силы.
Медицинский работник (далее - медработник), наряду с пациентом и медицинской организацией, является основным субъектом медицинских правоотношений. Однако "несмотря на большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих медицинскую деятельность, комплексное, системное описание статуса медицинского работника отсутствует" . В связи с этим Ю.Д. Сергеев и С.Б. Кузьмин предлагают "закрепить правовой статус медицинского работника в виде федерального закона, по аналогии с правовым статусом военнослужащего", полагая, что только в таком формате "возможны полная нормативно-правовая детализация профессиональной медицинской деятельности, отражение многочисленных особенностей юридической ответственности медицинских работников".
В специальной литературе представлены разные взгляды, в том числе и диаметрально противоположные, на статус медработника и пути его совершенствования. Например, нередко высказывается точка зрения о необходимости признания медработников государственными служащими. Так, по мнению Т.Е. Сучковой, статусом госслужащих необходимо наделить медработников государственных учреждений здравоохранения, поскольку они "выполняют публичную деятельность по реализации конституционного права граждан на охрану здоровья" . Однако Т.А. Кирова критикует эту идею, полагая, что медработники "не являются публичными служащими и не могут быть признаны таковыми", так как они не осуществляют управленческих полномочий и не выступают представителями власти.
Уже давно обсуждается вопрос о том, является ли медработник должностным лицом. Причем этот вопрос приобретает особое практическое значение с учетом известных случаев ошибочного осуждения врачей за должностные преступления. В связи с этим большого внимания заслуживает позиция высшей судебной инстанции.
Согласно Определению Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 6 ноября 2001 г. рядовой врач, не обладающий ни организационно-распорядительными, ни административно-хозяйственными функциями, не является должностным лицом. Однако из п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 следует, что, когда врач принимает решения, влекущие юридические последствия (например, по выдаче листка нетрудоспособности), в этих случаях он осуществляет организационно-распорядительные функции и таким образом приобретает признаки должностного лица.
Т.И. Акулина определяет медработника как специального субъекта трудового права, обладающего "особым правовым статусом". По ее мнению, медработник становится таковым в полной мере после заключения трудового договора: "В этот момент у него возникает не только правовой статус, но и специальная правосубъектность, поскольку осуществить свои профессиональные права и обязанности он может только после заключения трудового договора". Однако данный тезис не совсем согласуется с законодательной дефиницией "медицинский работник".
В формулировке Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинским работником является физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность (ч. 13 ст. 2).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 48. - Ст. 6724.
4. Баринов, Е. X. Юридическая ответственность медицинских работников и организаций. Правовые основы : учебное пособие / Баринов Е. X. , Добровольская Н. Е. , Скребнева Н. А. и др. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 128 с
5. Данилов Е.О. О правовом статусе медицинских работников вообще и врачей в частности // Медицинское право. 2023. № 2. С. 7.
6. Ерохина Т.В. Ежегодный дополнительный отпуск медицинских работников: особенности и проблемы правового регулирования // Трудовое право в России и за рубежом. 2020. № 3. С. 26.
7. Какие меры социальной поддержки и льготы предусмотрены для медицинских работников? // Азбука права: электрон. журн. 2023. –С.11.
8. Кирова Т.А. Соотношение понятий "медицинский работник" и "публичный служащий" // Медицинское право. 2018. № 1. С. 23.
9. Медицинское право : учебник / А. В. Самойлова, С. В. Шлык, М. А. Шишов, Н. П. Шаркунов. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 616 с.
10. Понкина А.А., Права врачей / Понкина А.А., Понкин И.В. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 192 с
11. Сергеев, Ю. Д. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник / Ю. Д. Сергеев, Ю. В. Павлова, С. И. Поспелова, Н. А. Каменская. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 192 с.
12. Сергеев Ю.Д., Кузьмин С.Б. Законодательное закрепление правового статуса медицинского работника - актуальная проблема // Медицинское право. 2014. № 4. С. 4.
13. Старчиков, М. Ю. Правовой минимум медицинского работника (врача) / М. Ю. Старчиков. - 2-е изд. , перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 272 с