Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В современном стандарте общего начального образования (ФГОС НОО) особое место отводится активному подходу к обучению детей младшего школьного возраста в обычных и вне-школьных классах. Как известно, природа способствует раскрытию потенци-ала ребенка и развитию способностей к самостоятельному исследованию окружающего мира. Поездки на природу помогают осознать и открыть для себя эти возможности в начальной школе.
Роль экскурсий на природу в воспитании младших школьников трудно переоценить. Поездки на природу считаются классической формой знаком-ства с окружающей средой. Поездки на природу имеют много преимуществ, но главное преимущество заключается в том, что дети могут не только наблюдать явления и предметы в естественной среде, но и одновременно рас-сматривать их в сочетании с другими объектами природы. На экскурсиях со-здаются все необходимые условия для осознания научной и познавательной значимости природы, ее эстетической ценности и правильного поведения в природной среде. Экскурсии помогают убедить детей в единстве и разнооб-разии природы.
При этом у всех учащихся развиваются наблюдательные способности, формируется чувство прекрасного, появляется интерес к изучению окружа-ющей среды, обогащается личный опыт. Природа дает богатейший материал для развития эстетических чувств, эмоций, наблюдательности, воображения детей. Есть и такие великие педагоги, как И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо и другие. Они отметили положительную роль экскурсий в обра-зовании и воспитании.
Образовательная экскурсия (от лат. эксурсио - это форма организации образовательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения и изучение различных объектов и явлений в природных условиях или в музе-ях, на выставках и т. д. Благодаря экскурсиям повышается интерес к знани-ям, появляется мотивация к обучению, расширяется кругозор учащихся. Де-ти имеют возможность рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сопоставлять их, делать обобщения, выводы и т. д.
Развитие и распространение экскурсионного метода связано со стрем-лением учителей преодолеть односторонность книжного и устного обучения. В современных образовательных программах наблюдения являются неотъ-емлемой частью образовательного процесса. Такие популярные авторы, О.Т. Поглазова «Окружающий мир» УМК «Гармония», как А.А. Плешаков «Окружающий мир» УМК «Школа России», А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.А. Раутиан, С.В. Тырин «Окружающий мир» УМК» Школа 2000 … 2100», считают, что наблюдениям нужно выделить особое значение. Тема «Окру-жающий нас мир» - это мировоззренческий курс, который формирует осно-вы мировоззрения ребенка, а также предоставляет широчайшие возможности для развития и развития его личности. Изучая этот курс, младшие школьни-ки формируют научный взгляд на окружающий их мир.
Ученики приходят к выводу, что этот мир действительно существует, развивается, его можно познать, и поэтому одним из ведущих методов по-знания мира является метод наблюдения за окружающим миром, один из ве-дущих методов. Наблюдения за природой являются основой формирования естественнонаучных знаний у младших школьников. Экскурсия основана на непосредственном восприятии предметов и явлений, изучаемых учащимися в естественной или искусственно созданной среде. Благодаря способности младшего школьника наблюдать, замечать, различать как отдельные состав-ляющие природы, так и их взаимосвязи, у него развиваются наблюдатель-ность, любознательность и интерес к природе.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы иссле-дования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия применения методик изу-чения младшими школьниками способов изучения природы.
Объектом исследования является процесс применения методики изу-чения младшими школьниками способов изучения природы.
Предметом исследования являются основы и принципы методики изу-чения младшими школьниками способов изучения природы.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для использования методик изучения младшими школьниками способов изучения природы.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть методологическую основу методики изучения природы;
- изучить характеристику методической системы изучения окружающе-го мира учащимися начальной школы;
- детально проанализировать природоведческую экскурсию как одну из форм наблюдений за природой младшими школьниками и методику ее проведения;
- изучить характеристику урока-экскурсии на уроке окружающего ми-ра в начальных классах.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы науч-ные статьи, учебники по преподаванию, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ СПОСОБОВ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ
1.1 Методологическая основа методики изучения природы
Методологической основой методологии исследования окружающего мира является философская эпистемология, ключевым стержнем которой яв-ляется отражение окружающего мира в сознании человека.
Природа (Вселенная, жизнь, разум) - это естественное движение изме-нения материи во времени и пространстве, совокупность объектов и явлений, которые находятся в сложных, разнообразных отношениях друг с другом и образуют микромегасистему. Человеческое сознание может в определенной степени и систематически отражать эту закономерность, если разработает специальную концепцию научного знания, естественнонаучную картину ми-ра, объединяющую систему важнейших принципов и законов, лежащих в ос-нове сохранения природы [12].
Современная философия уделяет особое внимание человеку как актив-ному субъекту истории и познания (психоанализ, философская антрополо-гия, экзистенциализм, философия жизни и другие области). Философия есте-ствознания также развивает новые парадигмы научного познания.
Современной науке известны такие типы материальных систем и соот-ветствующие им структурные уровни материи, как: элементарные части и поля, атомы, молекулы, макроскопические тела различных размеров, геоло-гические системы, планеты, звезды, внутригалактические системы, галактики, межгалактические системы, а также особые типы материальных систем живой и социально организованной материи. Известно, что сырьем для жизни яв-ляются материя и энергия, которые взаимосвязаны и взаимозависимы. Чело-вечество не может указать момент зарождения жизни на нашей планете, по-явления первых мыслящих существ в биосфере, поскольку все качественные изменения в развитии Вселенной проходят незамеченными. Однако осозна-ние появилось естественным образом. Вся история космоса привела к воз-никновению мысли как высшей формы отражения объективного мира, к со-вершенствованию форм активного отражения реальной действительности, хотя в этом процессе еще много противоречивого и неизученного (Кууси Пекка, П.В. Алексеев, И.Т. Фролов, В.М. Лейбниц, Печчеи Аурелио, А.В. Панин и др.).
Многие поколения людей задаются вопросом: зачем человек живет? Какова его роль в построении мира? Поиски ответа на этот вопрос привели человечество к формированию общего представления о космическом доме, которое позже стало известно как мировоззрение.
В настоящее время существуют различные подходы к проблеме вос-приятия окружающего мира: аксиологический, синергетический, герменевти-ческий, диалектико-материалистический и др.
Знание в философии рассматривается как особая система, необходимая человеку для ориентации в окружающем мире, планирования и осуществле-ния деятельности, предвидения событий, получения новых знаний.
Понимание знания как основы идеального плана практической преоб-разующей деятельности является исходным принципом теории познания, позволяющим раскрыть сущность единства знания и реальности. Функцио-нирование знаний как основы идеального плана действий обеспечивает об-ратную связь от реальности к нашим знаниям о ней. В процессе установле-ния этих связей знания человека об окружающем его мире уточняются, пере-сматриваются и совершенствуются. Таким образом, знание возникает, со-вершенствуется в процессе активной практической деятельности человека и не остается продуктом пассивного созерцания реальности [18].
В науке выделяют две составляющие процесса познания: сенсорную (ощущения, восприятия, представления) и рациональную (мышление в раз-личных формах: концепции, суждения, умозаключения, гипотезы, теории).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аистов И.А., Голиков П.А., Зайцев В.В. Концепция современного естествознания. - Спб.: «Питер» 2005, 208 с.
2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе, - М.: Издательский центр «Акаде-мия» 2013, 336 с.
3. Базулина И.В. «Развитие экологической культуры младших школьников назанятия под открытым небом» // Начальная школа. - 2005. - №12
4. Бакулин В.М. Экскурсии как способ активации учебно - познава-тельной деятельности детей // Начальная школа Плюс Минус. - 2001. - №5.
5. Богданец Т.Л. Концепция вида в начальном естествознании // Начальная школа. - 2005. - №10.
6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. – М.: Издательский центр “Академия”, 2010.
7. Гаврилычева Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он? // Начальная школа. - 2004. - №3.
8. Герд А.Я. Предметные уроки в начальной школе. - Спб., 1883.
9. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М.: «Центр» 202, 208 с.
10. Григорьева Е.В. «Внеурочная деятельность учащихся по озна-комлению с окружающем миром», Начальная школа. - 2011. - №3
11. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания. - М.: «ВЛАДОС» 2008,253 с.
12. Грушевицкая Т.Г., Садохин Б.П. Концепции современного есте-ствознания - М.: «Логос» 2003.
13. Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. – М.: Издательский центр «Просвещение», 2000.
14. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школь-ников. - М.: «Юрайт» 2015.
15. Калинин В.Б. Формула экологического образования [Электрон-ный ресурс] В.Б. Калини. - Режим доступа. - http://www/zk.ru/murek/kalinin.htm
16. Козина Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегративно-го курса «Окружающий мир». - М.: «Академия» 2007,224 с.
17. Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествозна-ния: Учебное пособие. - М.: «Академия» 2008.
18. Кропочева Т.Б. «Исследовательские экскурсии в начальной шко-ле» Начальная школа. - 2007. - №11
19. Крылова О.В., Сивоглазов В.И. - Окружающий мир. Природа и человек. 1-4 классы. - М., 2011.
20. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в началь-ных классах. - М.: «Просвещение» 2002,352 с.
21. Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе. - М.: «Феникс» 2013,511 с.
22. Морозова Е.Е. Систематизация знаний младших школьников о сезонных явлениях в живой природе // Начальная школа. - 2001. - №7.
23. Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся началь-ных классов. - М.: «Просвещение» 2013,223 с.
24. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение» 2014,96 с.
25. Подласый И.П. Педагогика. - М.: «ВЛАДОС» 2003.
26. Примерная программа по окружающему миру [Электронный ре-сурс]/ - Режим доступа: http://www/standart.edu.ru/catalog.aspx
27. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. - М., 2007.
28. Самкова В.А. Открывая мир: учим детей наблюдать, думать, во-ображать: Настольная книга учителя начальных классов [Текст] / В.А. Сам-кова. - М., 2009.
29. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. - М.: «Академия» 2000,160 с.
30. Сулейманова Ф.А., Стрижова Е.В. Значение факторов окружаю-щей живой природы в укреплении духовно-нравственного здоровья млад-ших школьников // Начальная школа. - 2003. - №4.
31. Сулейманова Ф.А., Стрижова Е.В. Экологическая тропа осенней экскурсии // Начальная школа. - 2003. - №9.
32. Формирование экологической культуры и развития молодежного движения. / Под ред. В.М. Захарова. - М., 2008.
33. Фридман Л.М. Психология в современной школе. - М.: «Сфера» 2001,224 с.
34. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия» 2002,480 с.
35. Ягодовский К.П Вопросы общей методики естествознания. - М.: «Просвещение» 1938.
Интернет-ресурсы
36. https://multiurok.ru/index.php/files/konspekt-uroka-ekskursii-po-okruzhaiushchemu-mir-1.html?ysclid=lolor960s5559448217